по иску Гудименко Л.А. к Бурдастову Н.И., Бурдастову М.М. о признании права собственности на земельный участок



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

10 декабря 2010 года г. Жигулевск

Судья Жигулевского городского суда Самарской области Никонова Л.Ф.,

с участием истца Гудименко Л.А.,

при секретаре Кошеровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Гудименко Л.А. к Бурдастову Н.И. и Бурдастову М.И. о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Гудименко Л.А. предъявила иск к администрации г.о. Жигулевск, требуя включить в состав наследства, открывшегося после смерти Богдановой Н.В., земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, указывая, что право пользования данным участком наследодателем при жизни были приобретено в результате сделки – договора мены жилыми домами от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с собственником участка Бурдастовой А.И. (л.д.4-5).

В ходе рассмотрения дела истица предъявила дополнительное исковое заявление, которым ранее заявленные требования о включении имущества в состав наследства изменила на требования о признании права собственности на тот же объект, а также ходатайствовала о замене ненадлежащего ответчика - администрации г.о. Жигулевска на наследника Бурдастовой А.И. – Бурдастова Н.И.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен второй сын Бурдастовой А.И. – Бурдастов М.И. , который после смерти матери остался проживать в ее доме по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истица Гудименко Л.А. заявленные требования поддержала, пояснив, что земельный участок площадью 600 кв.м и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежали по праву собственности Бурдастовой А.И. ДД.ММ.ГГГГ последняя обменяла данный дом на два объекта: жилой дом <адрес>, принадлежавший ей (Гудименко Л.А.) и жилой дом <адрес>, принадлежавший ее матери – Богдановой Н.В. Договор мены был удостоверен в нотариальном порядке, право собственности на дом <адрес> было зарегистрировано в органах БТИ за ней и ее матерью Богдановой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ. Однако при составлении договора мены не было указано, что строения меняются вместе с земельными участками, а только обозначено, что предметом мены являются жилые дома, расположенные на земельных участках мерою в 600 кв.м каждый. Богданова Н.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, после смерти матери она в порядке наследования приобрела 1\2 долю данного жилого дома. К настоящему моменту за ней зарегистрировано право собственности на целое строение. Также она намерена зарегистрировать свои права на земельный участок при доме, чему препятствует отсутствие указание в договоре мены о вовлечении в сделку данного объекта. Просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, указывая, что данные требования предъявляет к наследникам предыдущего собственника – Бурдастовой А.И., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик Бурдастов Н.И. в настоящее судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.40), в ходе предыдущего судебного заседания исковые требования Гудименко Л.А. признал, подтвердив, что его мать – Бурдастова А.И. вместе с жилым домом меняла и земельный участок, на котором дом расположен. Также сообщил, что после смерти Бурдастовой А.И. наследство приняли он и его брат- Бурдастов М.И., других наследников нет.

Ответчик Бурдастов М.И. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, одновременно указал, что возражений против требований Гудименко Л.А. не имеет (л.д.43).

Выслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 273 ГК РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ч. 4 ст. 35 ЗК РФ, отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.

Из предоставленной суду копии договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом <адрес> Щербаковой А.А., усматривается, что Бурдастова А.И. обменяла принадлежащий ей жилой дом <адрес> на жилой дом <адрес>, принадлежащий Богдановой Н.В., и на жилой дом <адрес>, принадлежащий Гудименко Л.А. (л.д.10). На момент составления договора земельный участок № по <адрес> принадлежал Бурдастовой А.И. по праву собственности на основании свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного комитетом по земельной реформе <адрес> (л.д.14).То обстоятельство, что Бурдастова А.И. до настоящего времени числится обладателем права собственности на данный земельный участок, подтверждается имеющейся в деле копией кадастрового плана от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

Имеющимися в деле документами подтверждается, что после смерти Богдановой Н.В. права на принадлежащую последней 1\2 долю в праве собственности на жилой дом <адрес> перешли в порядке наследования к истице по настоящему делу, право собственности на весь объект зарегистрировано за ней ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11,12).

Из ответа нотариуса на запрос суда усматривается, что наследство после смерти Бурдастовой А.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ, принято <данные изъяты>

Осуществляя толкование указанного выше договора, суд приходит к выводу о том, что, поскольку в договоре мены было оговорено, что меняется жилой дом, расположенный на земельном участке в полном объеме, правами на который обладала Бурдастова А.И., судом признается, что последняя в момент составления договора выразила свое согласие на то, что весь земельный участок необходим для использования жилого дома, что подтверждено и при рассмотрении настоящего гражданского дела ее наследником, следовательно, к приобретателям по данному договору, в порядке ч. 2 ст. 218 ГК РФ – к единственному наследнику Гудименко Л.А., в связи с чем суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить. При принятии решения по делу суд не усматривает препятствий к удовлетворению заявленных требований в виде информации регистрационной службы об наложенных на спорный объект арестах (л.д.22), поскольку данные аресты наложены судом в рамках иных гражданских дел (л.д.47) и к настоящему моменту отменены (л.д.48-50).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гудименко Л.А. удовлетворить.

Признать за Гудименко Л.А. право собственности на земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий кадастровый номер №

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

Судья Жигулевского городского суда Л.Ф.Никонова