по иску Кисляковой Е.Г. к администрации, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о признании недействительным решения об исклюючении из списка



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 декабря 2010 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Никоновой Л.Ф.,

с участием истицы Кисляковой Е.Г.,

при секретаре Кошеровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дело № по иску Кисляковой Е.Г. к администрации г.о. Жигулевск, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о признании недействительным решения об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2002-2010 г.г.», а также о восстановлении в списках участников подпрограммы,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Кислякова Е.Г. обратилась в суд с указанным выше иском только к администрации г.о. Жигулевск, требуя признать недействительным решение ответчика об исключении ее семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2002-2010 г.г.», а также требуя восстановить ее в списках участников подпрограммы составом семьи из 2-х человек (л.д.4-7).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле по ходатайству истицы в качестве соответчика привлечено Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (л.д.64).

В ходе рассмотрения дела Кислякова Е.Г. заявленные требования поддержала, пояснив, что на основании постановления мэра г.о. Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ею были выполнены все условия, установленные законодательством для признания участником подпрограммы. Однако на основании постановления мэра г. о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № она была исключена из числа участников подпрограммы, в связи с превышением возраста 35 лет. Считает исключение из программы необоснованным, поскольку 36 лет ей исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, на момент признания участником подпрограммы она по возрастному цензу отвечала установленным законом требованиям, полагает, что возраст должен учитываться только на день постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в список участников программы.

Представитель ответчика - администрации г.о. Жигулевск, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором иск не признал, сообщив, что одним из условий признания молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. является то, что возраст каждого из супругов, либо 1 родителя в неполной семье, на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет. Орган местного самоуправления формирует списки претендентов на получение социальной выплаты до ДД.ММ.ГГГГ, предшествующего планируемому году социальных выплат, и направляет их для утверждения в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. При формировании указанного списка в ДД.ММ.ГГГГ семья истицы была исключена из участников подпрограммы семьи, поскольку ее возраст к моменту формирования списка субъектом РФ достиг 36 лет, в связи с этим данная молодая семья перестала соответствовать требованиям программы, и исключена из ее участников. Просит в удовлетворении иска отказать (л.д.20-22).

Представитель второго ответчика - Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседании не явился, в предоставленном суду отзыве на исковое заявление (л.д.70-72) просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что исковые требования не признает. Согласно отзыву, на территории Самарской области реализация мероприятий по оказанию государственной поддержки в улучшении жилищных условий молодым семьям осуществлялась в рамках областной целевой программы «Молодой семье -доступное жилье» на 2006-2010 годы (далее - программа), направленной на выполнение целей и задач подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 (далее подпрограмма). Реализация подпрограммы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 (далее - Правила). В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил участницей программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Согласно пункту 23 Правил, орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средства, которые планируется выделить на софинансирование подпрограммы из бюджета субъекта РФ, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей- участников подпрограммы.

Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы. В соответствии с паспортом подпрограммы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» государственным заказчиком подпрограммы является Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России). Согласно п.п. 25, 26 Правил, государственный заказчик подпрограммы определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком, до органов исполнительной власти субъекта РФ. Орган исполнительной власти утверждает списки молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр. ДД.ММ.ГГГГ указанный список был утвержден исполняющим обязанности Губернатора Самарской области Нефедовым А.П. и направлен сопроводительным письмом в Минрегион России в установленный срок. Кисляковой Е.Г. ДД.ММ.ГГГГ. исполнилось 36 лет, в связи с чем она перестала удовлетворять требованиям участия в программе. Данная информация письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлена министерством в адрес мэра г.о. Жигулевск с указанием молодых семей, исключенных из указанного списка. На основании изложенного полагают, семья исключена из списка семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году на законных основаниях.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 200 6 года № 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Судом установлено, что на основании заявления и представленных документов Кислякова Е.Г. с составом семьи два человека была признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., что подтверждается заключением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. года № постановлением мэра г. о. Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ семья Кисляковой Е.Г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-27,29). Постановлением мэра г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № Кислякова Е.Н. с составом семьи два человека исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. (л.д. 23-25).

Из доводов отзыва представителя ответчика администрации г.о. Жигулевск видно, что решение о включении или исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. принимается в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. (л.д. 20-22).

В силу п.п. 21,22 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ

В силу п.23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Заявка и сводный список предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы - Министерству регионального развития РФ, который с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов. Орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр (п.25,26 Правил).

Определение указанных контрольных цифр осуществляется исходя из количества молодых семей, включенных в сводные списки. ДД.ММ.ГГГГ указанный список был утвержден исполняющим обязанности Губернатора Самарской области и направлен письмом Минрегион России в установленный срок (л.д. 79 оборот). Таким образом, днем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации решения о включении молодой семьи в список
претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ следует
считать ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с условиями программы из числа семей, не вошедших в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в порядке, предусмотренном приказом министра экономического развития инвестиций и торговли Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство формирует и утверждает список молодых семей-участников программы, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом году, в данном случае - в ДД.ММ.ГГГГ, в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на реализацию областной программы. Семьи, вошедшие в указанный список, являются участниками программы и потенциальными претендентами на получение социальной выплаты и должны соответствовать требованиям программы, в частности возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия решения о включении в список не превышает 35 лет, из чего следует, что из указанного списка подлежат исключению семьи, возраст членов которых достиг или достигнет до конца ДД.ММ.ГГГГ 36 лет. Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Кисляковой Е.Г. исполнилось 36 лет (л.д.12), в связи с этим она и члены ее семьи были исключены из списка, поскольку истица перестала соответствовать требованиям участия в программе, и соответственно утратила право на получение социальной выплаты как участник подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг.

Кроме того, из нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, явствует, что право на получение социальной выплаты получают семьи, включенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты. Семья истицы была включена в список семей-участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. в ДД.ММ.ГГГГ. Статус участника не предусматривает наличия права на получение социальной выплаты, поскольку этот статус приобретается в результате подачи соответствующих сведений в орган местного самоуправления. При формировании списков участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г. г. орган местного самоуправления не наделен правом соизмерять количество участников подпрограммы и средств, выделяемых на цели, предусмотренные подпрограммой. Эти полномочия имеет только орган исполнительной власти субъекта РФ. Истицей не предоставлено доказательств того, что она в установленном порядке приобрела статус претендента на получение социальной выплаты, а именно этот статус дает право на получение в будущем истребуемой истицей суммы.

Нормативными актами, касающимися реализации ФЦП «Жилище» 2002-2010 г.г., не предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ включать всех участников в списки претендентов. Таким образом, суд считает, что у истицы возникло право лишь на улучшение жилищных условий, это право реализовано путем постановки семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, из этого списка она не исключена, а право на получение социальной выплаты нельзя признать нарушенным, поскольку оно у истицы в установленном законом порядке не возникло.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Кисляковой Е.Г. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации г.о. Жигулевск и Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о признании недействительным решения об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2002-2010 г.г.», а также о восстановлении в списках участников подпрограммы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Жигулевский городской суд.

Судья Жигулевского городского суда Л.Ф. Никонова