о признании права на получение жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

г. Жигулевск 7 февраля 2011 года

Судья Жигулевского городского суда Самарской области Балова А.М.,

с участием представителя истца Калтыгина П.А. - Колтыгиной Н.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Пашиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Калтыгина П.А. к Администрации городского округа Жигулевск о признании права на получение жилого помещения

У С Т А Н О В И Л:

Калтыгин П.А. обратился в Жигулевский городской суд с указанным выше иском, требуя признать за ним с составом семьи из 3-х человек право на постановку на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как ветерана-участника ВОВ, и обязать Администрацию городского округа Жигулевск поставить его на учет. Согласно доводов иска, истец является участником Великой Отечественной войны. в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 58,6 кв.м, жилой площадью 30,1 кв.м. Данная квартира была им отчуждена в пользу сына Колтыгина С.П. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, хотя истец в ней проживал и продолжает проживать. В 2010 году истец обращался в Администрацию городского округа Жигулевск по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, однако постановлением мэра г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ ему в этом было отказано. Истец не согласен с данным решением, поскольку считает себя нуждающимся в жилом помещении, так как является инвалидом второй группы, вследствие наличия заболеваний и преклонного возраста ограничен в передвижении и нуждается в постоянном уходе, не имеет возможности самостоятельно себя обслуживать. Целью отчуждения квартиры являлось не ухудшение жилищных условий, а необходимость в передаче прав на жилое помещение при наличии к этому возможности в 2008 году, поскольку состояние здоровья могло сделать невозможным для него в дальнейшем совершить какую-либо сделку с принадлежащим ему имуществом. Иного жилья, принадлежащего ему на праве собственности, он не имеет. Считает, что имеет право на обеспечение жильем один раз как ветеран-участник ВОВ в силу указания закона независимо от имущественного положения.

Представитель истца Колтыгина Н.С. в судебном заседании заявленные требования и обстоятельства, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме. Дополнила, что ветеран должен быть обеспечен жильем. Ее муж подпадает под статус нуждающегося в жилом помещении как ветеран-участник Великой Отечественной войны. Калтыгин П.А. -член семьи собственника квартиры, так как он свою квартиру подарил сыну. Общая площадь дома 58,6 кв.м. В доме проживает четверо. Жена сына проживает с ними. Зарегистрированы в квартире три человека, истец, она и сын. Больных, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание истца с ними в одном жилом помещении невозможно, не имеется. Летняя веранда в квартире не отапливается, она не пригодна для проживания зимой.

Представитель ответчика – Администрации городского округа Жигулевск в судебное заседание не явился, предоставил заявление, которым просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.13).

Представитель третьего лица – Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, представил возражение, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 14-15).

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что истец Калтыгин П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником Великой Отечественной войны (л.д. 23). Постановлением мэра г.о. Жигулевск №-а от ДД.ММ.ГГГГ Калтыгину П.А. на основании п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в принятии на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что жилое помещение, находящееся в собственности Калтыгина П.А., было отчуждено по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ и не истек предусмотренный законом пятилетний срок, а также в связи с тем, что его обеспеченность жильем превышает установленную учетную норму (более 14 кв.м общей площади жилого помещения) – л.д. 8.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено право участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Одновременно законодателем установлено, что участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 названного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, в т.ч. и участников Великой Отечественной войны, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов РФ.

На территории Самарской области порядок реализации указанных мер социальной поддержки установлен Законом Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», п.п. «б» п. 2.1 ч. 2 ст. 2 которого установлено, что действие данного Закона распространяется в т.ч. и на участников Великой Отечественной войны.

Статьей 3 Закона Самарской области № 87-ГД установлено, что нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) на территории Самарской области и:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной статьей 4 настоящего Закона.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из общей площади всех указанных жилых помещений;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

Учет нуждающихся в жилых помещениях ведут местные администрации муниципальных образований Самарской области отдельно по каждой категории граждан, перечисленных в части 2 статьи 2 настоящего Закона.

В соответствии со ст. 4 данного Закона в Самарской области для участников Великой Отечественной войны учетная норма площади жилого помещения на одного гражданина не может быть ниже 14 кв.м общей площади жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истец проживает в 2-х комнатной благоустроенной квартире, общей площадью 58,6 кв.м (л.д. 31), которая находится в собственности Колтыгина С.П. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

Оценивая данные доказательства, суд признает установленным, что оснований для признания истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения по п.п. 1,2,4 ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области № 87-ГД, идентичным п.п. 1,2,4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, не имеется, поскольку является членом семьи Колтыгина С.П., имеющего в собственности благоустроенное жилье по своим размерам, превышающим установленную законодательством Самарской области учетную норму. Законодателем при проживании в квартире нескольких семей установлено единственное основание, при котором член семьи собственника в такой ситуации может быть признан нуждающимся в предоставлении другого жилого помещения – если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно. В рассматриваемом случае такие обстоятельства не установлены. При разрешении спора суд не принимает во внимание факт проживания на спорной жилой площади супруги собственника квартиры, поскольку, как видно из текста Постановления мэра г.о. Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ и содержания искового заявления, требование о постановке на учет было заявлено только в отношении 3-х человек (л.д. 27), т.е. при разрешении данного вопроса ее обеспеченность жильем не исследовалась, основанием отказа в принятии учет не являлась, основанием предъявления настоящего иска также не заявлено.

Утверждения представителя истца о наличии оснований для постановки Калтыгина П.А. на учет как лица, проживающего в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, доказательствами не обеспечены. Таким доказательством, в силу действующего Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47), может являться только решение созданной органом местного самоуправления комиссии – п. 7 Положения. Напротив, из имеющейся в деле справки Жигулевского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации» № от ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, не установлено, какая часть в квартире является непригодной для проживания (л.д. 28). Кроме того, без учета площади веранд 12,6 кв.м, на которую ссылалась представитель истца в судебной заседании, учетная норма площади жилого помещения на одного гражданина превышает 14 кв.м общей площади данного жилого помещения. Иных доказательств суду не представлено.

Разрешая вопрос о намеренном характере совершения сделки по отчуждению квартиры истцом на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ своему сыну, ответчик исходил из положений п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». На основании Письма Минрегиона РФ от 19.03.2010 г. № 10496-СК/07 «По вопросу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», имеется разъяснение о том, что, согласно Указу Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г., в отношении ветеранов Великой Отечественной войны, намеренно ухудшивших свои жилищные условия, применяются положения ст. 53 ЖК РФ, в соответствии с которыми до истечения указанного в ст. 53 ЖК РФ срока, такие граждане не могут быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, судом не усматривается оснований для признания истца, нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим жилищным законодательством, а также в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>». Таким образом, ответчиком обоснованно, в порядке п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, было отказано в постановке истца на указанный учет. При таких обстоятельствах суд оснований для удовлетворения заявленных требований не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Калтыгину П.А. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Администрации городского округа Жигулевск, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

Судья Жигулевского

городского суда А.М. Балова