о признании незаконным бездействия



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,

с участием представителя истца - помощника прокурора г. Жигулевска Шишкина Д.В.,

представителя третьего лица - Центрального управления Министерства образования и науки Самарской области в лице Мясниковой Е.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Кошеровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Жигулевска в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского округа Жигулевск о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению требований санитарных норм,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально прокурор г. Жигулевска обратился в суд с иском к администрации городского округа Жигулевск и Центральному управлению департамента образования и науки Самарской области в интересах неопределённого круга лиц, указывая, что прокуратурой г. Жигулевска была проведена проверка исполнения Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и законодательства о лицензировании в МДОУ <адрес>. Проверкой установлено, что в МДОУ <адрес> отсутствует лицензия на общеобразовательную деятельность, что оказывает негативное влияние на состояние законности в данной сфере правоотношений и не может гарантировать реализацию прав детей на получение дошкольного образования. Как установлено, лицензия на осуществление образовательной деятельности МДОУ <адрес> не выдавалась по причине отсутствия положительного заключения Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Жигулевске о соответствии объекта санитарным требованиям. Администрация г.о.Жигулевск и Центральное управление департамента образования и науки Самарской области, являясь учредителями МДОУ «<адрес> не предпринимают меры, направленные на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности указанным дошкольным образовательным учреждением, что оказывает негативное влияние на состояние законности в данной сфере правоотношений и не может гарантировать реализацию прав детей на получение полноценного дошкольного образования. Препятствием для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности МДОУ <адрес> является не устранение нарушений санитарных норм и правил, выявленных в ходе проверки специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ( предписание ). До настоящего времени не устранены нарушения п.п. 1,6,11 предписания, а именно: нарушения п.п. 2.1.3, 2.2.10, 2.14.14 СанПиН 2.4.1249.03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.03.2003 № 24. В соответствии с п.2.1.3 СанПиН 2.4.1249.03 территория участка ограждается забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений. На сложных рельефах местности следует предусмотреть отвод паводковых и ливневых вод от участка ДОУ для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок для детей. В соответствии с п.2.2.10 СанПиН 2.4.1249.03, площади помещений групповой ячейки:

- раздевальная (приемная) - площадью не менее 18 м2; в 1А, 1Б и 1Г
климатических подрайонах площадь раздевальных не менее 20 м2;

- групповая (игровая) - площадью не менее 50 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 2,5 м2 на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 м2);

- буфетная - площадью не менее 3,8 м2;

- спальня - площадью не менее 50 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 1,8 м2 на 1 ребенка, для дошкольников - не менее 2,0 м2)

В соответствии с п.2.4.14 СанПиН 2.4.1249.03, длина кровати для детей 3-7 лет составляет - 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют. В ДОУ, выстроенных по старым типовым проектам, при отсутствии спален допускается организовывать дневной сон для детей в групповых помещениях на раскладных кроватях с жестким ложем. В МДОУ <адрес> не проведена замена ограждения с нарушенной целостностью, не соблюдается установленная норма площади 4,0 кв.м. на одного ребенка при совмещении игровой и спальни в младшей и старшей группах, не приобретены раскладные кровати с жестким ложем. Нарушения санитарных норм является первопричиной неполучения положительного заключения органа Роспотребнадзора необходимого для получения лицензии на ведение образовательной деятельности МДОУ <адрес> и получение лицензии на осуществление медицинской деятельности. Отсутствие лицензии на ведение образовательной деятельности влечет возможность прекращения образовательной деятельности учреждения, что является недопустимым, поскольку на территории г.о. Жигулевск не все малолетние граждане обеспечиваются местами в дошкольных образовательных учреждениях. На устранение санитарных норм требуются финансовые средства, которыми образовательное учреждение не располагает. Администрация г.о. Жигулевск и Центральное управление департамента образования и науки Самарской области, являясь учредителями МДОУ <адрес> не предпринимают мер, направленных на устранение данных нарушений в виде недофинансирования образовательного учреждения. В связи этим прокурор просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации г.о.Жигулевск и Центрального управления департамента образования <адрес> по непринятию мер по устранению требований санитарно- эпидемиологического законодательства в МДОУ <адрес>, препятствующих получению лицензии на право ведения образовательной деятельности, обязать администрацию г.о. Жигулевск устранить нарушения требований санитарных норм в МДОУ <адрес> выделить денежные средства на проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий, с целью приведения санитарно-эпидемиологического состояния МДОУ <адрес> в соответствие с санитарными нормами, а именно: - провести замену ограждения с нарушенной целостностью,

- соблюсти установленную норму площади 4,0 кв.м. на одного ребенка при
совмещении игровой и спальни в младшей и старшей группах,

- приобрести раскладные кровати с жестким ложем.

Обязать администрацию городского округа Жигулевск и Центральное управление
департамента образования и науки Самарской области получить лицензию на право
ведения образовательной деятельности в МДОУ <адрес> с
установлением срока ее получения не более 90 дней.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Центральное управление Министерства образования и науки Самарской области освобождено от дальнейшего участия в деле в качестве ответчика и привлечено в качестве третьего лица.

Представитель истца – помощник прокурора г. Жигулевска Шишкин Д.В. в су­дебном заседании заявленные требования поддержал частично по мотивам, изложенным в иске. От поддержания требований в части возложения на ответчика исполнения обязанности соблюдения установленной нормы площади 4,0 кв.м. на одного ребенка при совмещении игровой и спальни в младшей и старшей группах отказался, а также снял требования о возложении обязанности по получению лицензии на право ведения образовательной и деятельности в МДОУ <адрес>

Представитель ответчика - администрации городского округа Жигулевск – в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 84). В предыдущем судебном заседании требования не признал, пояснив, что не отрицает обязанности органа местного самоуправления по выполнению работ, направленных на приведение здания детского сада в надлежащее санитарное состояние. Однако, ввиду отсутствия финансирования, в обозначенный в иске срок администрация г.о. Жигулевск выполнить перечисленные работы не в состоянии, в связи с чем иск ответчик не признает.

Представитель третьего лица – МДОУ <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 85). В предыдущем судебном заседании представитель данного лица – заведующая МДОУ <адрес> Диесперова И.В. исковые требования поддержала, пояснив, что к настоящему моменту требования по соблюдению установленной нормы площади на одного выполнены.

Представитель третьего лица - Центрального управления Министерства образования науки Самарской области - Мясникова Е.И. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что на основании договора о взаимоотношениях полномочия по финансированию затрат на ремонт зданий, занимаемых детским садом и приобретение технологического оборудования длительного пользования приняла на себя администрация городского округа. Центральное управление Министерства образования и науки Самарской области обеспечивает затраты на осуществление образовательного процесса (заработная плата воспитателей и персонала, расходы на питание, компенсационный выплаты).

Представитель третьего лица - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти – в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддержал в полном объеме (л.д.69).

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст.56-57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Как видно из Устава МДОУ <адрес>, учредителями данного образовательного учреждения являются администрация городского округа Жигулёвск и Министерство образования и науки Самарской области, представляемое Центральным управлением Министерства образования и науки Самарской области (л.д. 14-21, 35-38).

При этом в соответствии с разделом 4 Устава учредитель в лице администрации городского округа Жигулевск осуществляет полномочия по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, занимаемых Учреждением, и приобретение технологического оборудования длительного пользования.

Согласно п.7.4 Устава, деятельность учреждения финансируется учредителями в соответствии с заключенным между ним договором.

Из текста договора о взаимоотношениях МДОУ <адрес> с учредителями усматривается, что осуществление полномочий по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, занимаемых школой, и приобретение технологического оборудования длительного пользования отнесено к компетенции администрации г.о. Жигулевск (л.д. 86-87).

Судом установлено, что собственником недвижимого имущества является администрация городского округа Жигулёвск, недвижимость и транспортные средства закрепляются на учреждением на праве оперативного управления (п. 6.1 Устава) – л.д.40.

Кроме этого, согласно п. 13 ст. 7 Устава городского округа Жигулёвск к вопросам местного значения относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Самарской области (л.д.78).

В силу ст. 36 Устава администрация городского округа Жигулёвск осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, разрабатывает проект местного бюджета на очередной финансовый год, управляет и распоряжается собственностью городского округа.

Кроме того, в соответствии с п.4 ч.1 ст.31 ФЗ РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Суду представлена копия предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от от ДД.ММ.ГГГГ, из которой видно, что заведующей МДОУ <адрес> предписывалось устранить указанные выше нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 64-65).

Однако, до настоящего времени нарушения, в отношении которых прокурор просит обеспечить принудительное исполнение, не устранены.

Таким образом, при разрешении иска установлено, что в силу указанных выше нормативных положений действующего законодательства, положений учредительных до­кументов, на администрации городского округа Жигулёвск как на собственнике имущества детского сада лежит правовая обязанность обеспечить выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в учреждении. Данный вывод следует также из положений ст. 210 ГК РФ, устанавливающей, что бремя содержания собственности несёт собственник имущества, каковым в данном случае является администрация городского округа Жигулёвск, ко­торая обязана за счёт собственных средств производить эти расходы, для этого она наделана соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями, финансовыми средствами, имуществом, организационными возможностями. На втором учредителе лежат лишь обязанности организационного и функционального руководства деятельностью образовательного учреждения, реализации образовательной политики, имущественных обязательств по содержанию находящегося во владении детского сада имущества второй учредитель не несёт.

Оценивая перечисленные выше обстоятельства, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Жигулевска удовлетворить.

Признать бездействие администрации городского округа Жигулёвск по устранению нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства в МДОУ <адрес> незаконным.

Обязать администрацию городского округа Жигулёвск устранить нарушения требований санитарных норм в МДОУ <адрес>, выделить денежные средства на проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения санитарно-эпидемиологического состояния МДОУ <адрес> в соответствие с санитарными нормами и выполнить в полном объеме предписание Роспотребнадзора от от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: - провести замену ограждения с нарушенной целостностью,

- приобрести раскладные кровати с жестким ложем.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский облсуд через Жигулевский городской суд Самарской области после изготовления решения в окончательной форме.

Судья Жигулевского городского суда Л.Ф.Никонова