РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 28 апреля 2011 года г. Жигулевск Жигулевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф., с участием представителя истца - помощника прокурора г. Жигулевска Шишкина Д.В., представителя третьего лица - Центрального управления Министерства образования и науки Самарской области в лице Мясниковой Е.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Кошеровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора г. Жигулевска в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского округа Жигулевск о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению требований санитарных норм, УСТАНОВИЛ: Первоначально прокурор г. Жигулевска обратился в суд с иском к администрации городского округа Жигулевск и Центральному управлению департамента образования и науки Самарской области в интересах неопределённого круга лиц, указывая, что прокуратурой г. Жигулевска была проведена проверка исполнения Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и законодательства о лицензировании в МОУ СОШ № <адрес>. Проверкой установлено, что в МОУ СОШ № <адрес> до настоящего времени отсутствует лицензия на общеобразовательную и медицинскую деятельность. Сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние на состояние законности в данной сфере правоотношений и не может гарантировать реализацию прав детей на получение образования и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают на них вредного воздействия. Администрация г.о. Жигулевск и Центральное управление департамента образования и науки Самарской области, являясь учредителем МОУ СОШ № <адрес> не предпринимают мер, направленных на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности указанным образовательным учреждением, что не может гарантировать реализацию прав детей на получение полноценного образования, а также лицензии на осуществление медицинской деятельности, что может негативно отразиться на здоровье учащихся. Срок действия лицензии на осуществление образовательной деятельности в школе закончился в ДД.ММ.ГГГГ, лицензия на осуществление медицинской деятельности не выдавалась по причине отсутствия положительного заключения Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> о соответствии объекта санитарным требованиям. До настоящего времени в МОУ СОШ № не устранены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства по предписаниям Роспотребнадзора, а именно нарушения СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. В учебном корпусе по <адрес> не произведен капитальный ремонт фасада здания, цоколя, кровли, оконных блоков, производственного помещения пищеблока, лаборатории химии, внутренней сети отопительной системы, пола в спортивном зале, не произведена замена старой мебели, не оборудован кабинет химии лабораторными двухместными столами, демонстрационный стол - подачей горячей воды и канализацией, не оснащен необходимым инструментарием и оборудованием медицинский кабинет. В учебных корпусах по <адрес> не произведено ограждение участка, не оборудованы спортивные зоны, не произведен капитальный ремонт фасада здания, кровли (корпус 2 галерея), не произведен ремонт производственных помещений столовой и буфета, спортивных залов, раздевалок и помещении инструктора, отсутствуют помещения с подводкой воды для обработки и хранения уборочного инвентаря, дезинфицирующих средств, не произведена замена старой мебели на новую, соответствующую гигиеническим требованиям с учетом роста и состояния здоровья обучающихся. Нарушения санитарных норм является первопричиной неполучения положительного заключения органа Роспотребнадзора, необходимого для получения лицензии на ведение образовательной деятельности МОУ СОШ № и получение лицензии на осуществление медицинской деятельности. Отсутствие лицензии на ведение образовательной деятельности влечет возможность прекращения образовательной деятельности учреждения, что является недопустимым. На получение положительного заключения о соответствии МОУ СОШ № санитарным нормам требуются значительные финансовые средства, которыми образовательное учреждение не располагает. Администрация г.о.Жигулевск и Центральное управление департамента образования и науки Самарской области, являясь учредителями МОУ СОШ № <адрес> не предпринимают меры, направленные на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, ФЗ «Об образовании», что препятствует школе получению указанных лицензий. В связи этим прокурор просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации г.о.Жигулевск и Центрального управления департамента образования Самарской области по непринятию мер по устранению требований санитарно- эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ №, препятствующих получению лицензии на право ведения образовательной и медицинской деятельности, обязать администрацию г.о. Жигулевск устранить нарушения требований санитарных норм в МОУ СОШ №, выделить денежные средства на проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий, с целью приведения санитарно-эпидемиологического состояния МОУ СОШ № в соответствие с санитарными нормами и выполнить в полном объеме предписания Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № а именно: - в учебном корпусе по <адрес>: произвести капитальный ремонт фасада здания, цоколя, кровли, оконных блоков, производственного помещения пищеблока, лаборатории химии, внутренней сети отопительной системы, пола в спортивном зале, - произвести замену старой мебели, -оборудовать кабинет химии лабораторными двухместными столами, демонстрационный стол - подачей горячей воды и канализацией, - оснастить необходимым инструментарием и оборудованием медицинский кабинет. В учебных корпусах по <адрес>: - произвести ограждение участка, - оборудовать спортивные зоны, - произвести капитальный ремонт фасада здания, кровли (корпус 2 галерея), - произвести ремонт производственных помещений столовой и буфета, спортивных залов, раздевалок и помещении инструктора, - оборудовать помещения с подводкой воды для обработки и хранения уборочного инвентаря, дезинфицирующих средств, - произвести замену старой мебели на новую, соответствующую гигиеническим требованиям, с учетом роста и состояния здоровья обучающихся. Обязать администрацию городского округа Жигулевск и Центральное управление Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, по ходатайству истца Центральное управление Министерства образования и науки Самарской области освобождено от дальнейшего участия в деле в качестве ответчика и привлечено в качестве третьего лица по данному делу. Представитель истца - помощник прокурора г. Жигулевска Шишкин Д.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал частично по мотивам, изложенным в иске. От поддержания требований в части возложения на ответчика исполнения обязанности по ремонту пола в спортивном зале в учебном корпусе по <адрес> отказался, а требования о возложении обязанности по получению лицензии на право ведения образовательной и медицинской деятельности в МОУ СОШ № с установлением срока ее получения не более 90 дней снял. Представитель ответчика - администрации городского округа Жигулевск – в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.57). В предыдущем судебном заседании требования не признал, пояснив, что не отрицает обязанности органа местного самоуправления по выполнению работ, направленных на приведение здания школы в надлежащее санитарное состояние. Однако, ввиду отсутствия финансирования, в обозначенный в иске срок администрация г.о. Жигулевск выполнить перечисленные работы не в состоянии, в связи с чем иск ответчик не признает. Представитель третьего лица –МОУ СОШ № в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 56). В предыдущем судебном заседании представитель данного лица – директор школы Крюкова Л.В. исковые требования поддержала, пояснив, что с момента проведения проверки в ДД.ММ.ГГГГ ситуация в школе не изменилась, выполнен только ремонт полов в спортивном зале корпуса по <адрес>. Также сообщила, что ограждение территории школы отсутствует только вокруг корпуса по <адрес>. Представитель третьего лица - Центрального управления Министерства образования науки Самарской области - Мясникова Е.И. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что на основании договора о взаимоотношениях полномочия по финансированию затрат на ремонт зданий, занимаемых школой и приобретение технологического оборудования длительного пользования приняла на себя администрация городского округа. Центральное управление Министерства образования и науки Самарской области обеспечивает затраты на осуществление образовательного процесса (заработная плата учителей, расходы на питание, компенсационный выплаты). Представитель третьего лица - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти – в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддержал в полном объеме (л.д.42). Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.ст.56-57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Как видно из Устава МОУ СОШ № <адрес>, учредителями данного образовательного учреждения являются администрация городского округа Жигулёвск и Министерство образования и науки Самарской области, представляемое Центральным управлением Министерства образования и науки Самарской области (л.д. 71). При этом разделом 3 п. 4 Устава предусмотрено, что деятельность школы финансируется Учредителями в соответствии с заключенным между ними договором (л.д.64). Из текста договора о взаимоотношениях МОУ СОШ № с учредителями усматривается, что осуществление полномочий по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, занимаемых школой, и приобретение технологического оборудования длительного пользования отнесено к компетенции администрации г.о. Жигулевск (л.д. 74-76). Судом установлено, что собственником недвижимого имущества является администрация городского округа Жигулёвск, недвижимость и транспортные средства закрепляются на учреждением на праве оперативного управления (п. 1 раздела Ш Устава) – л.д.24 Кроме этого, согласно п. 13 ст. 7 Устава городского округа Жигулёвск к вопросам местного значения относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Самарской области (л.д.78). В силу ст. 36 Устава администрация городского округа Жигулёвск осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, разрабатывает проект местного бюджета на очередной финансовый год, управляет и распоряжается собственностью городского округа. Кроме того, в соответствии с ч.1 п.4 ст.31 ФЗ РФ "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Суду представлены копии предписаний территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, из которых видно, что директору школы неоднократно предписывалось устранить указанные выше нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 7,8). Однако, до настоящего времени нарушения, в отношении которых прокурор просит обеспечить принудительное исполнение, не устранены. Таким образом, при разрешении иска установлено, что в силу указанных выше нормативных положений действующего законодательства, положений учредительных документов на администрации городского округа Жигулёвск как на собственнике имущества школы лежит правовая обязанность обеспечить выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в учреждении. Данный вывод следует также из положений ст. 210 ГК РФ, устанавливающей, что бремя содержания собственности несёт собственник имущества, каковым в данном случае является администрация городского округа Жигулёвск, которая обязана за счёт собственных средств производить эти расходы, для этого она наделана соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями, финансовыми средствами, имуществом, организационными возможностями. На втором учредителе лежат лишь обязанности организационного и функционального руководства деятельностью образовательного учреждения, реализации образовательной политики, имущественных обязательств в отношении имущества, находящегося во владении учреждения, второй учредитель не несёт. Оценивая перечисленные выше обстоятельства, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить. Признать бездействие администрации городского округа Жигулёвск по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № незаконным. Обязать администрацию городского округа Жигулёвск устранить нарушения требований санитарных норм в МОУ СОШ №, выделить денежные средства на проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий, с целью приведения санитарно-эпидемиологического состояния МОУ СОШ № в соответствие с санитарными нормами и выполнить в полном объеме предписания Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: - в учебном корпусе по <адрес>: произвести капитальный ремонт фасада здания, цоколя, кровли, оконных блоков, производственного помещения пищеблока, лаборатории химии, внутренней сети отопительной системы, - произвести замену старой мебели, -оборудовать кабинет химии лабораторными двухместными столами, демонстрационный стол - подачей горячей воды и канализацией, - оснастить необходимым инструментарием и оборудованием медицинский кабинет. В учебных корпусах по <адрес>: - оборудовать спортивные зоны, - произвести капитальный ремонт фасада здания, кровли (корпус 2 галерея), - произвести ремонт производственных помещений столовой и буфета, спортивных залов, раздевалок и помещении инструктора, - оборудовать помещения с подводкой воды для обработки и хранения уборочного инвентаря, дезинфицирующих средств, - произвести замену старой мебели на новую, соответствующую гигиеническим требованиям, с учетом роста и состояния здоровья обучающегося, а в учебном корпусе по <адрес>, кроме перечисленных выше мероприятий, также произвести ограждение прилагающего к школе участка. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский облсуд через Жигулевский горсуд Самарской области после изготовления решения в окончательной форме. Судья Жигулевского городского суда Л.Ф.Никонова
департамента образования и науки Самарской области получить лицензию на право
ведения образовательной и медицинской деятельности в МОУ СОШ № с
установлением срока ее получения не более 90 дней.