Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 07 июля 2011 года г. Жигулевск Жигулевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф., с участием представителя истца – Улановой В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Кошеровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Романовой Т.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о возложении обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Романова Т.А. обратилась в суд с указанным выше иском, требуя обязать ответчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области заключить с ней договор купли-продажи в отношении земельного участка площадью 1008 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, как с собственницей строения, находящегося на данном участке. В судебном заседании представитель истицы Уланова В.В. заявленные требования поддержала, пояснив следующее. Истице принадлежит жилой дом <адрес>, право собственности Романовой Т.А. на данный объект зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ. В течение ДД.ММ.ГГГГ истица неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о предоставлении земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, в собственность за плату. На каждое из своих обращений получила ответы, указывающие на недостатки прилагаемых к заявлению документов. Последний ответ содержал указание на то, что в приложенном к заявлению кадастровом паспорте земельного участка не содержится кадастрового номера расположенного на нем объекта недвижимости. Вопрос о заключении договора-купли продажи до настоящего времени ответчиком не решен, в чем истица усматривает нарушение своих прав на приобретение участка в собственность по установленным законом основаниям ( п. 1 ст. 36 ЗК РФ). Просит обязать ответчика заключить с истицей договор купли-продажи в отношении спорного объекта. Одновременно сообщила, что предъявляемые ответчиком требования к приложенным истицей к заявлениям документам считает обоснованными, но при этом полагает, что ответчику надлежало разъяснить истице требования к этим документам при ее первоначальном обращении. Кроме того, пояснила, что после обращения в суд с настоящим иском ( ДД.ММ.ГГГГ) Романова Т.А. направила ответчику еще одно заявление о предоставлении участка, с приложением выписки из кадастрового паспорта, содержащей сведения о расположенном на участке объекте недвижимости. Ответ на данное обращение до настоящего времени не получен. Представитель ответчика - Территориального управления Росимущества в Самарской области в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.61-62). В письменном отзыве (л.д.53-57) против требований возражал, полагая, что иск Романовой Т.А. предъявлен с нарушением правил подсудности, в связи с чем дело подлежит передаче для рассмотрения в суд по месту нахождения ответчика. Также считает, что истицей не соблюден досудебный порядок урегулирования спора: ссылаясь на положения ст. 445 ГПК РФ, полагает, что требование о понуждении заключить договор может быть заявлено стороной в суд только после направления истцом оферты (проекта искового заявления) и получения от другой стороны отказа от акцепта, либо неполучения ответа на свое предложение. Поскольку истицей проект договора купли-продажи земельного участка ответчику не направлялся, ответчик полагает, что заявленное истицей требования подлежит оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора. Кроме того, считает, что Территориальное управление Росимущества по Самарской области не может выступать ответчиком по делу, поскольку не обладает полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. Такими полномочиями обладает только Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, последнее территориальному управлению в Самарской области полномочий по отчуждению спорного участка не передавало. Также считает, что при отсутствии решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в порядке, установленном ст. 29 ЗК РФ, истица не вправе требовать заключения с ней договора купли-продажи участка. Одновременно представитель ответчика сообщил, что на первоначальное обращение истицы в территориальное управление по вопросу выкупа участка ( от ДД.ММ.ГГГГ.) ей была разъяснена необходимость предоставления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. №. Последующие обращения Романовой Т.А. (от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ.) по существу не разрешались, поскольку предъявленные документы не отвечали установленным требованиям – в выписке из кадастрового паспорта земельного участка не было отображено сведений об объектах недвижимости, расположенных в пределах испрашиваемого участка. Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ ( в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ, действовавшей по состоянию на 2010 год) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития от 30.10.07. № 370. В соответствии с данным перечнем, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); 5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок; 6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости; 7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством. Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что земельный участок № по <адрес>, кадастровый №, находится в собственности Российской Федерации (л.д.25). Расположенный по такому же адресу жилой дом принадлежит истице по праву собственности на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.12). Из предоставленных суду документов усматривается, что Романова Т.А. обращалась в Территориальное управление Росимущества по Самарской области по вопросу о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с заявлениями ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65, 77). В ответ на первое обращение ( от ДД.ММ.ГГГГ) истице было дано разъяснение относительно перечня документов, подлежащих предъявлению совместно с заявлением о предоставлении участка (л.д. 63-64). В ответе на заявление от ДД.ММ.ГГГГ Романовой Т.А. было указано на несоответствие предоставленного кадастрового паспорта земельного участка требованиям Порядка ведения государственного кадастра недвижимости в части отсутствия сведений о кадастровых номерах расположенных в пределах такого участка зданий (л.д.72-76). Ответ аналогичного характера дан и на обращение Романовой Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.85-86). Ни один из перечисленных ответов не содержит отказа в предоставлении участка, либо заключении договора купли-продажи. Оценивая правомерность перечисленных выше действий ответчика, суд признает их обоснованными, поскольку пунктом 6 указанного выше перечня установлена обязанность заявителя предоставить в орган, принимающий решение о предоставлении земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости. Приложенные истицей к заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. копии кадастровых паспортов земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.66-70,80-84) такого описания не содержат, что воспрепятствовало территориальному управлению в установлении исключительного права Романовой Т.А., как собственника строения, на приобретение испрашиваемого земельного участка и, соответственно, в издании распорядительного акта о предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку принять решение о предоставлении земельного участка и подготовить проект договора-купли продажи в соответствии с ч. 6 ст. 36 ЗК РФ уполномоченный орган обязан только при условии предоставления заявителем указанных в перечне документов. Приложение истицей надлежаще оформленного кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (поданному ответчику в период нахождения настоящего иска в суде) для разрешения данного спора правового значения не имеет, поскольку неправомерность действий (бездействий) ответчика в связи с данным обращением в рамках настоящего дела не оспаривается. Учитывая перечисленные выше обстоятельства, суд оснований для удовлетворения исковых требований Романовой Т.А. не находит, поскольку при обращении к ответчику с заявлениями о предоставлении земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ, истицей не была исполнена установленная законом обязанность предоставления документов, требуемых для подтверждения исключительного права на приобретение участка. Одновременно судом не принимаются заявленные ответчиком возражения относительно процессуального порядка предъявления иска, поскольку действующим законодательством досудебный порядок разрешения споров данной категории не предусмотрен, а указанная выше норма земельного законодательства ( ч. 6 ст. 36 ЗК РФ) обязанность подготовки проекта договора купли-продажи возлагает не на лиц, обращающихся за предоставлением земельного участка в собственность, а на органы, обладающие полномочиями по распоряжению такими объектами. Не принимаются судом и доводы представителя ответчика о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику, поскольку, согласно п.п. 4 и 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года № 432, Росимущество заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Таким образом, функции по заключению договоров купли-продажи делегированы территориальным управлениям в силу названных норм. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Романовой Т.А. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о возложении обязанности по заключению договора купли-продажи в отношении земельного участка с кадастровым № площадью 1008 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд. Судья Жигулевского городского суда Л.Ф.Никонова