РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Жигулевск 9 февраля 2011 года Жигулевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Баловой А.М., с участием представителя истца – помощника прокурора г.Жигулевска Шишкина Д.В., представителя ответчика Администрации г.о. Жигулевск – Сухорукова А.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., представителя ответчика МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» - Тищенко С.И., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., представителя третьего лица Отдела Государственного пожарного надзора РФ в г.о. Жигулевск – Бардина С.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., представителя третьего лица Финансового управления Администрации г.о. Жигулевск – Матросовой М.К., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., при секретаре Пашиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора г.Жигулевска к Администрации г.о. Жигулевск, МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» о незаконном бездействии УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Жигулевска обратился в Жигулевский городской суд с указанным иском, требуя признать незаконным бездействие Администрации г.о. Жигулевск, связанное с неустранением нарушений требований пожарной безопасности; обязать должностных лиц Администрации г.о. Жигулевск и МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности; выделить денежные средства на проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения противопожарного состояния МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» в соответствие с действующим законодательством. Согласно доводам иска, в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Жигулевска совместно со специалистами Отдела государственного пожарного надзора <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск». Проверками были выявлены грубые нарушения федерального законодательства «О пожарной безопасности», нарушающие права граждан. Органами государственного пожарного надзора применялись все необходимые меры, направленные на устранение нарушений пожарной безопасности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, однако до настоящего времени данные нарушения не устранены в полном объеме. В ходе настоящей проверки установлено, что пути эвакуации отделаны горючими материалами (масляная краска, линолеум), в распределительных коробках соединения электропроводов выполнено без пайки, опрессовки или болтовых соединений, электропроводка не проверена на сопротивление изоляции, в подвальном помещении больницы расположен склад хранения продуктов, двери лестничных клеток, тамбуров эвакуационных выходов не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, персонал не обеспечен индивидуальными и коллективными средствами спасения, заложены световые проемы в лестничных клетках. Сложившееся положение само по себе создает опасные условия для нахождения в данном учреждении, с точки зрения пожарной безопасности, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Представитель истца - помощник прокурора г. Жигулевска Шишкин Д.В. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме и заявил об отказе от части исковых требований к ответчику Администрации г.о. Жигулевск, касающихся выделения денежных средств на проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения противопожарного состояния МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» в соответствие с действующим законодательством. Об отказе от части заявленных требований и о прекращении в связи с этим производства по делу в части заявленных требований вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика – МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» Тищенко С.И. в судебном заседании пояснила, что МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» обращалось к мэру г.о. Жигулевск письменно с просьбой о выделении 380000 рублей для устранения нарушений, указанных в предписании №. В настоящее время выделили денежные средства в размере 380 0000 рублей на устранение требований пожарной безопасности. Некоторые нарушения они устранили, были закуплены самоспасатели. Основными нарушениями являются: устранение оконных проемов, кирпичной кладки и установление стеклопакетов. Выделенные денежные средства будут потрачены на эти цели. Представитель ответчика - Администрации городского округа Жигулевск Сухоруков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 80-82), согласно которым, в соответствии с Постановлением мэра г.о. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по формированию бюджета городского округа Жигулевск на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годы» МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» было наделено правами главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС). Согласно Распоряжению мэра г.о. Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении подведомственной подчиненности муниципальных предприятий и учреждений», МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» подчиняется Департаменту социального развития Администрации городского округа Жигулевск, а не Администрации городского округа Жигулевск. МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» является самостоятельным ГРБС, имея свои подведомственные профильные учреждения. Частью 2 ст. 154 БК РФ предусмотрено, что финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Финансовым органом местного самоуправления является Финансовое управление Администрации городского округа Жигулевск, как самостоятельное юридическое лицо, отдельное от Администрации городского округа Жигулевск. Статьей 153 БК РФ установлено, что законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов. Представительным органом муниципального образования является Дума городского округа Жигулевск. Данное имущество закреплено за МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» на праве оперативного управления, в муниципальной казне имущество не находится. МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» является самостоятельным юридическим лицом, имеет свой баланс, свою кадровую структуру, является главным распорядителем бюджетных средств. В силу ст. 35 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Считает, что Администрация городского округа Жигулевск является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении требований прокурору г. Жигулевска в части Администрации городского округа Жигулевск Представитель третьего лица - Отдела Государственного пожарного надзора РФ в г.о. Жигулевск - Бардин С.А. в судебном заседании пояснил, что они проводили проверку ДД.ММ.ГГГГ, на момент проведения которой выполнены два пункта: замер сопротивления изоляции; из подвального помещения больницы убрали склад хранения продуктов. Также частично выполнены работы по опрессовке. Функция собственника заключается в обеспечении пожарной безопасности, и данная обязанность лежит на Администрации городского округа Жигулевск. Представитель третьего лица – Финансового управления Администрации г.о. Жигулевск Матросова М.К. в судебном заседании пояснила, что деньги МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» выделили. Денежные средства выделяли за счет перемещения кодов. В действиях Администрации г.о. Жигулевск бездействия нет. Считает, что больница - главный распорядитель денежных средств и распоряжается самостоятельно выделенными денежными средствами. Обязать МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» устранить нарушения пожарной безопасности они не могут. Устранение таких нарушений возможно путем проведения торгов. Инициатива должна исходить от МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск». Муниципальный заказчик должен предложить при наличии заявки Администрации исполнить требования об устранении нарушений законодательства по обеспечению пожарной безопасности. Финансовое управление – структура Администрации г.о. Жигулевск, отдельное юридическое лицо. МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» – главный распределитель бюджетных средств. МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» самостоятельно меняет лимит бюджетных обязательств при утверждении бюджета на очередной финансовый год. От руководителя в Финансовое управление подаются заявки, в которых указываются суммы и наименование работ, необходимые для выполнения на очередной год. Финансовое управление рассматривает заявки и определяет единую сумму, которая распределяется по кодам. Зарплата и коммунальные платежи – обязательные платежи. Исходя из оставшейся суммы денежные средства распределяются на необходимые нужды. МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» имеет три источника финансирования: местный бюджет; ОМС (обязательное медицинское страхование); деятельность приносящая прибыль. Исходя из них, МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» может направить деньги на устранение предписаний. Собственником МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» является муниципальное образование: Администрация, Дума г.о. Жигулевск. Однако МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» самостоятельно при формировании своего бюджета. Выслушав пояснения представителей истца, ответчиков, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.ст. 56-57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суду представлена копия предписания органа пожарного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой видно, что МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить указанные выше нарушения требований пожарной безопасности (л.д. 6-7). Как видно из п.1.4. Устава МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск Самарской области» учредителем данного учреждения является Администрация городского округа Жигулевск (л.д. 32). В соответствии с п.3.1. Устава МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск Самарской области» имущество, закрепленное за МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск Самарской области» на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью (л.д. 34). Данные положения вытекают из п.22 ч.2 ст.59 Устава городского округа Жигулевск, на основании которого в собственности городского округа находится имущество, предназначенное для оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В силу ст.36 Устава городского округа Жигулевск Администрация городского округа Жигулевск осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, разрабатывает проект местного бюджета на очередной финансовый год, управляет и распоряжается собственностью городского округа. Согласно ст.ст. 37,38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», руководители организаций, учреждений обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. К полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, согласно ст.19 указанного Федерального закона. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Согласно ст.7 Устава городского округа Жигулевск к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Таким образом, при разрешении иска установлено, что в силу указанных выше нормативных положений действующего законодательства, положений учредительных документов, на Администрации городского округа Жигулевск как на собственнике имущества МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск Самарской области» лежит правовая обязанность обеспечить выполнение требований пожарной безопасности в учреждении. Данный вывод следует также из положений ст.210 ГК РФ, устанавливающей, что бремя содержания собственности несет собственник имущества, каковым в данном случае является Администрация городского округа Жигулевск, которая обязана принимать меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона. В связи с этим суд считает доводы представителя ответчика Администрации городского округа Жигулевск Сухорукова А.В. относительно того, что Администрация городского округа Жигулевск является ненадлежащим ответчиком, необоснованными. В соответствии с Постановлением мэра городского округа Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» является главным распорядителем бюджетных средств. Согласно ст. 6 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. К бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств в силу ч. 1 ст. 158 БК РФ относятся: обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований; распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета; внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и т.д. Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной Отделом надзорной деятельности г.о. Жигулевск Главного управления МЧС России по <адрес> дополнительной проверки по устранению нарушений требований пожарной безопасности по предписанию № были выполнены полностью требования п.3 – электропроводка проверена на сопротивление изоляции и п.4 – в подвальном помещении убран склад хранения продуктов, частично выполнены требования п.5 (л.д. 98), что подтверждает доводы представителя МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» об устранении нарушений за счет имеющихся средств. Из представленной суду копии письма МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск Самарской области» № на имя мэра городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85) следует, что МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск Самарской области» обратилось в Администрацию городского округа Жигулевск только ДД.ММ.ГГГГ с просьбой перераспределения денежных средств в размере 380000 рублей для проведения противопожарных мероприятий. Других доказательств факта обращения МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск Самарской области» в Администрацию городского округа Жигулевск для выделения денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности суду по предъявленным предписаниям не представлено. По сообщению председателя Думы городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85) Решением Думы городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения по ГРБС МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск», в частности произведена перегруппировка средств в сумме 220000 рублей на обеспечение противопожарных мероприятий, указанных в предписании инспектора ОГПН № от ДД.ММ.ГГГГ Сведения о выделении денежных средств подтверждаются пояснениями представителя ответчика МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» и представленной суду копией Уведомления об изменении лимитов бюджетных обязательств по сводной росписи расходов бюджета от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 86), из которых следует, что МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» утверждены лимиты бюджетных средств на текущий финансовый год в размере 380000 рублей. Таким образом, судом не усматривается бездействия Администрации городского округа Жигулевск в исполнении обязанности по обеспечению требований пожарной безопасности в указанном учреждении, поскольку суду не представлено доказательств того, что ответчик МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» ставил в известность орган местного самоуправления о необходимости финансирования данных мероприятий. Более того, при обращении МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» в Администрацию городского округа Жигулевск необходимые денежные средства были выделены, что не опровергается представителем МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» и подтверждается представленными суду документами. Кроме того, срок, указанный в предписании инспектора ОГПН № от ДД.ММ.ГГГГ, не истек, в связи с этим имеется возможность реализации указанных денежных средств, выделенных для устранения нарушений требований пожарной безопасности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г.Жигулевска удовлетворить частично. Обязать должностных лиц МУЗ «ЦГБ г.о. Жигулевск» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, а именно пути эвакуации отделать негорючими материалами, в распределительных коробках соединения электропроводов выполнить в соответствии с нормами пожарной безопасности, двери лестничных клеток, тамбуров эвакуационных выходов оборудовать устройствами для самозакрывания и уплотнителями в притворах, персонал обеспечить индивидуальными и коллективными средствами спасения, провести демонтаж световых проемов в лестничных клетках. В остальной части требований отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме через Жигулевский городской суд. <данные изъяты> февраля 2011 года. Судья Жигулевского