о признании действий незаконными



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Жигулевск 20 мая 2011 года

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Баловой А.М.,

с участием представителя истца – помощника прокурора г. Жигулевска Шишкина Д.В.,

представителя ответчика Администрации городского округа Жигулевск – Сухорукова А.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя ответчика МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» - Тищенко С.И., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

специалиста Финансового управления Администрации городского округа Жигулевск – Матросовой М.К.,

при секретаре Пашиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Жигулевска к Администрации городского округа Жигулевск, МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» о признании действий незаконными

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Жигулевска обратился в Жигулевский городской суд с указанным иском, требуя признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц Администрации городского округа Жигулевск и МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области»; обязать должностных лиц Администрации городского Жигулевск и МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области», выделить денежные средства на проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения зданий и помещений МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск» в соответствие с санитарными нормами, а именно:

в роддоме, инфекционном и терапевтическом отделениях:

- восстановить целостность отдельного слоя на потолке, масляное покрытие стен, дверей, оконных рам,

- устранить на стенах глубокие трещины, дефекты частичного отслоения краски, целостность полового покрытия (линолеума, кафельного покрытия);

в стоматологической поликлинике:

- установить водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения;

- восстановить во всех кабинетах поликлиники целостность отделочного слоя на потолке, масленого покрытия стен, дверей, оконных рам,

- устранить на стенах глубокие трещины, дефекты частичного отслоения краски, восстановить целостность полового покрытия (линолеума),

- установить умывальники с подводкой холодной и горячей воды, оборудованные смесителем в помещении для хранения и сортировки использованного белья,

- оборудовать индивидуальными шкафами гардероб для персонала;

в поликлинике :

- установить водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- восстановить целостность отделочного слоя на потолке, масляного покрытия стен, дверей, оконных рам во всех кабинетах (регистратура, кабинет доврачебного осмотра, кабинеты терапевтов, хирурга, травматолога, смотровой, уролога, окулиста, онколога, ЛФК и т.д.),

- устранить дефекты частичного отслоения краски, глубокие трещины на стенах,

- восстановить целостность полового покрытия (линолеума, кафельного покрытия),

- устранить на втором и третьих этажах во всех кабинетах по внутренним стенам трещины до кирпичной кладки,

- установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителем, для мытья рук в кабинетах профосмотров и в помещении хранения чистого белья,

- выделить помещение для гардероба сотрудникам поликлиники,

- выделить комнату для персонала, в которой должны быть предусмотрены условия для приема пищи,

- заменить в процедурных и перевязочных кабинетах мебель, которая имеет дефекты наружной и внутренней поверхности (столы, стулья, шкафы, скамьи);

в центральном стерилизационном отделении:

- установить водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- восстановить во всех помещениях целостность отделочного слоя на потолке, масляные покрытия стен, дверей, оконных рам,

- устранить дефекты в виде частичного отслоения краски и глубокие трещины на стенах,

- восстановить целостность полового покрытия (линолеума, кафельного покрытия),

- заменить мебель (столы, стулья, шкафы, скамьи), имеющие дефекты наружной и внутренней поверхности,

- соблюсти деление на чистую и стерильную зоны при загрузке в поровые стерилизаторы, стерилизацию, складирование и выдачу стерильных материалов;

в патологоанатомическом отделении:

- установить водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- восстановить во всех помещениях целостность отделочного слоя на потолке, масляные покрытия стен, дверей, оконных рам,

- устранить дефекты частичного отслоения краски и глубокие трещины на стенах,

- восстановить целостность полового покрытия (линолеума, кафельного покрытия),

- заменить мебель (столы, стулья, шкафы, скамьи), которая имеет дефекты наружной и внутренней поверхности,

- установить приточно-вытяжную вентиляцию и вытяжной шкаф в помещении лаборатории,

- выделить помещение для вскрытия инфицированных трупов;

в детской поликлинике:

- установить водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- заменить мебель (столы, стулья, шкафы, скамьи), которая имеет дефекты наружной и внутренней поверхности,

- оборудовать локтевым смесителем умывальник в хирургическом кабинете;

в педиатрическом отделении на 33 койки:

- выделить дополнительные палаты для детей до 7 лет с круглосуточным пребыванием матерей с соблюдением санитарных норм 12 кв.м,

- выделить помещения для хранения предметов уборки и дезинфицирующих растворов,

- выделить помещение для временного хранения медицинских отходов,

- установить изолированные кабинеты в физкабинете для физиотерапевтической аппаратуры,

- заменить мебель (столы, стулья, шкафы, скамьи), которая имеет дефекты наружной и внутренней поверхности,

- выделить помещение для приготовления и разлива детских смесей для детей в возрасте до 1 года,

- установить водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения;

в пищеблоке:

- отремонтировать систему приточно-вытяжной искусственной системы вентиляции с механическим побуждением в помещениях кухни пищеблока,

- восстановить в помещение кухни целостность отделочного слоя на потолке.

Проводить исследования на рабочих местах персонала ЛПУ параметров микроклимата, уровней освещенности, шума, ультразвука, вибрации и т.д.

Согласно доводам иска, в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> области ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой г. Жигулевска, совместно со специалистами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе <адрес> проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, и законность расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание и ремонт. В ходе проверки деятельности муниципального учреждения здравоохранения городского округа Жигулевск - МУЗ «Центральная городская больница» выявлены грубые нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, несоблюдение которых нарушает права граждан на качественное предоставление медицинских услуг, создает угрозу их жизни и здоровью, а также ведет к разрушению муниципального имущества. Проверкой выявлены грубые нарушения требований санитарного законодательства СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность» (далее СанПиН), а именно:

в роддоме, инфекционном и терапевтическом отделениях нарушения п. 4.2, п. 4.3, раздела 1 СанПиН:

- нарушена целостность отдельного слоя на потолке, масляное покрытие стен, дверей, оконных рам,

- имеет дефекты, частично отслоилась краска, на стенах имеются глубокие трещины, нарушена целостность полового покрытия (линолеума, кафельного покрытия);

в стоматологической поликлинике нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10:

- раздел I п. 5.4 - отсутствуют водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- раздел V п. 3.2, п. 3.4, п. 3.6 - в основном во всех кабинетах поликлиники нарушена целостность отделочного слоя на потолке, масляное покрытие стен, дверей, оконных рам, имеет дефекты, частично отслоилась краска, на стенах имеются глубокие трещины, нарушена целостность полового покрытия (линолеума),

- раздел I п. 5.5 - в помещении, где проводится хранение и сортировка использованного белья, отсутствует умывальник с подводкой холодной и горячей воды, оборудованный смесителем,

- радел I п. 15.11.1 - в поликлинике гардероб для персонала не оборудован индивидуальными шкафами;

в поликлинике нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10:

- раздел I п. 5.4 - отсутствуют водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- раздел I п. 4.2, п. 4.3 - в основном во всех кабинетах поликлиники (регистратура, кабинет доврачебного осмотра, кабинеты терапевтов, хирурга, травматолога, смотровой, уролога, окулиста, онколога, ЛФК и т.д.) нарушена целостность отделочного слоя на потолке, масляное покрытие стен, дверей, оконных рам, имеет дефекты, частично отслоилось краска, на стенах имеются глубокие трещины, нарушена целостность полового покрытия (линолеума, кафельного покрытия),

- раздел I п. 4.2 - на втором и третьих этажах во всех кабинетах по внутренним стенам трещины до кирпичной кладки,

- раздел I п. 5.5 - отсутствует умывальник с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем, для мытья рук в кабинетах профосмотров, в помещении хранения чистого белья,

- раздел I п. 15.11.1 - в поликлинике отсутствует гардероб, личные вещи и спецодежда хранятся в кабинетах на одной вешалке,

- раздел I п. 15.14 - отсутствует комната для персонала, в которой должны быть предусмотрены условия для приема пищи,

- раздел I п. 8.8 - в процедурных и перевязочных мебель (столы, стулья, шкафы, скамьи) имеет дефекты наружной и внутренней поверхности;

в центральном стерилизационном отделении нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10:

- раздел I п. 5.4 - отсутствую водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- раздел I п. 4.2, п. 4.3 - во всех помещениях нарушена целостность отделочного слоя на потолке, масляное покрытие стен, дверей, оконных рам, имеет дефекты, частично отслоилась краска, на стенах имеются глубокие трещины, нарушена целостность полового покрытия (линолеума, кафельного покрытия),

- раздел I п. 8.8 - мебель (столы, стулья, шкафы, скамьи) имеет дефекты наружной и внутренней поверхности,

- раздел I п. 10.20.1 - в ЦСО не соблюдается деление на чистую и стерильную зоны (загрузка в паровые стерилизаторы, стерилизация, складирование и выдача стерильных материалов проводится в одной стерильной зоне);

в патологоанатомическом отделении нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10:

- раздел I п. 5.4 - отсутствуют водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- раздел I п. 4.2. п. 4.3 - во всех помещениях нарушена целостность отделочного слоя на потолке, масляное покрытие стен, дверей, оконных рам, имеет дефекты, частично отслоилась краска, на стенах имеются глубокие трещины, нарушена целостность полового покрытия (линолеума, кафельного покрытия),

- раздел I п. 8.8 - мебель (столы, стулья, шкафы, скамьи) имеет дефекты наружной и внутренней поверхности,

- раздел I п. 6.1, п. 6.5, п. 10.17.2 - отсутствует приточно-вытяжная вентиляция и вытяжной шкаф в помещении лаборатории,

- раздел I п. 10.16.2 - отсутствует помещение для вскрытия инфицированных трупов;

в детской поликлинике нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10:

- раздел I п. 5.4 - отсутствуют водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- раздел I п. 8.8 - мебель (столы, стулья, шкафы, скамьи) имеет дефекты наружной и внутренней поверхности,

- раздел I п. 5.6 - в хирургическом кабинете умывальник не оборудован локтевым смесителем;

в педиатрическом отделении на 33 койки:

- приложение 1 п. 6 - площадь палат для детей до 7 лет с круглосуточным пребыванием матерей 8 кв.м при норме 12 кв.м,

- приложение 1 п. 163 - отсутствуют помещения для хранения предметов уборки и дезинфицирующих растворов,

- приложение 1 п. 164 - отсутствует помещение для временного хранения медицинских отходов,

- раздел I п. 10.10.3, п. 10.10.4 - отсутствуют изолированные кабинеты в физкабинете для физиотерапевтической аппаратуры,

- раздел п. 8.8 – медицинская мебель (столы, стулья, тумбочки, шкафы, пеленальные столы) имеет дефекты наружной и внутренней поверхности,

- раздел I п. 14.31 - отсутствует помещение для приготовления и розлива детских смесей для детей в возрасте до 1 года,

- раздел I п. 5.4 - отсутствуют водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения;

в пищеблоке нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10:

- п. 6.5 - неисправна система приточно-вытяжной искусственной системы вентиляции с механического побуждением в помещениях кухни пищеблока,

- п. 4.2 - в помещении кухни нарушена целостность отделочного слоя на потолке.

В ходе проверки также установлено, что в нарушение требований п. 15.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» не проводятся исследования на рабочих местах персонала ЛПУ параметров микроклимата, уровней освещенности, шума, ультразвука, вибрации и т.д.

Выявленные нарушения указывают на ненадлежащее исполнение Администрацией городского округа Жигулевск полномочий и обязанностей, возложенных на нее Федеральным законом РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившиеся в недостаточном целевом финансировании подведомственного муниципального учреждения здравоохранения на поддержание зданий и сооружений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, что в свою очередь нарушает права граждан на качественное предоставление медицинских услуг, безопасность их пребывания в зданиях и помещениях учреждения, ведет к порче и разрушению муниципального имущества.

Выявленные нарушения также указывают на ненадлежащее осуществление администрацией МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск самарской области» хозяйственной деятельности, выразившейся в недостаточном выделении денежных средств на текущий ремонт зданий и находящихся в них помещений, приобретение (ремонт) необходимой мебели, нагревательных приборов, сантехники, вытяжных приборов и т.д., которые повлекли нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, чем нарушаются права граждан на безопасность пребывания в зданиях и помещениях учреждения, на качественное предоставление медицинских услуг, ведут к порче и разрушению вверенного ему муниципального имущества.

Представитель истца - помощник прокурора г. Жигулевска Шишкин Д.В. в судебном заседании заявленные требования полностью поддержал и сослался на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что изменений и дополнений нет.

Представитель ответчика – МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» Тищенко С.И. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что с выявленными нарушениями согласна, они существуют. Администрация городского округа Жигулевск финансирует МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» в недостаточном объеме. Они готовили целевую программу «Улучшение состояния материальной базы муниципальных учреждений здравоохранения на территории городского округа Жигулевск на 2009-2010 г.г.», которая была утверждена решением Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. По указанной целевой программе они просили выделить денежные средства в размере 112294300 рублей, однако выделены средства частично ДД.ММ.ГГГГ. В указанной программе были перечислены здания, на которые выделялось финансирование. Однако Решением Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ целевая программа была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ. Средства, которые выделены, были израсходованы на ремонт стоматологической поликлиники, здание аптеки. Были выделены средства для строительства нового здания морга, но строительство в настоящее время заморожено в связи с отсутствием финансирования. Постановлением мэра городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена программа «Модернизация здравоохранения в Самарской области на 2011-2015 г.г.», в рамках которой выделено из областного бюджета 69574000 рублей, из городского бюджета 703500 рублей, но деньги еще не поступили на счет Администрации. В программе указано наименование объектов, в отношении которых будет осуществлено финансирование. От них исходили программы, они готовили документы и передавали в Администрацию городского округа Жигулевск для рассмотрения в Думе городского округа Жигулевск. Они сами обращались в Администрацию городского округа Жигулевск, но деньги до сих пор не выделены. На свои деньги покупали медицинскую мебель, водонагреватель, делали ремонт. О том, направлялись ли заявки в Администрацию для выделения денежных средств на устранение указанных нарушений, представитель ответчика Тищенко С.И. пояснить не смогла.

Представитель ответчика - Администрации городского округа Жигулевск Сухоруков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что Администрация городского округа Жигулевск является ненадлежащим ответчиком по делу. Признал выявленные прокуратурой г. Жигулевска нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» должно было обратиться в Администрацию городского округа Жигулевск с заявкой. Кроме программы, в рамках которой выделялись деньги, МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» должно было подать заявку на выделение денежных средств в городскую комиссию, предоставив смету. Они составляют каждый год проект бюджета, который утверждается каждый год на заседании городской Думы, и до этого рассматривается бюджетной комиссией, которая определяет количество денежных средств, выделяемых на статью расхода. О том, что отменили целевую программу «Улучшение состояния материальной базы муниципальных учреждений здравоохранения на территории городского округа Жигулевск на 2009-2010 г.г.», им было известно. О том, какие действия были выполнены со стороны Администрации городского округа Жигулевск, представитель ответчика Сухоруков А.В. пояснить не смог. По представлению прокурора г. Жигулевска на главного врача МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» наложили дисциплинарное взыскание и обязали устранить указанные нарушения.

Выслушав пояснения представителей истца, ответчиков, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 56-57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ).

На основании информации Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по <адрес> в <адрес> в ходе проверки в МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области», проведенной ДД.ММ.ГГГГ по запросу прокуратуры г. Жигулевска, были выявлены указанные выше нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 9-14).

По результатам проведенной проверки, прокуратурой <адрес> в Администрацию городского округа Жигулевск было направлено Представление об устранении нарушений федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 21.03.2011 года (л.д. 148-151).

Как видно из п. 1.4. Устава МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области», утвержденного Постановлением мэра городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем данного учреждения является Администрация городского округа Жигулевск (л.д. 18).

В соответствии с п. 3.1. Устава МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области», имущество, закрепленное за МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью (л.д. 20).

Данные положения вытекают из п. 22 ч. 2 ст. 59 Устава городского округа Жигулевск, на основании которого в собственности городского округа находится имущество, предназначенное для оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В силу ст. 36 Устава городского округа Жигулевск Администрация городского округа Жигулевск осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, разрабатывает проект местного бюджета на очередной финансовый год, управляет и распоряжается собственностью городского округа.

Согласно ст. 7 Устава городского округа Жигулевск к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона РФ, к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, организация оказания на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 этого же Федерального закона РФ, к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

В силу ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1, граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельности обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции и т.д.

Таким образом, при разрешении иска установлено, что в силу указанных выше нормативных положений действующего законодательства, положений учредительных документов, на Администрации городского округа Жигулевск как на собственнике имущества МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» лежит правовая обязанность обеспечить выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в учреждении. Данный вывод следует также из положений ст. 210 ГК РФ, устанавливающей, что бремя содержания собственности несет собственник имущества, каковым в данном случае является Администрация городского округа Жигулевск, которая обязана принимать меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона. В связи с этим суд считает доводы представителя ответчика Администрации городского округа Жигулевск Сухорукова А.В. относительно того, что Администрация городского округа Жигулевск является ненадлежащим ответчиком, необоснованными.

В соответствии с Постановлением мэра городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 275) МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» является главным распорядителем бюджетных средств.

Согласно ст. 6 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

К бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств в силу ч. 1 ст.158 БК РФ относятся: обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований; распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета; внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и т.д.

На основании Решения Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55) была утверждена Целевая программа городского округа Жигулевск «Улучшение состояния материальной базы муниципальных учреждений здравоохранения на территории городского округа Жигулевск на 2009-2011 годы» (л.д. 55-61), из которой следует, что в рамках данной программы сформирован перечень мероприятий, среди которых проведение капитального и текущего ремонта зданий МУЗ.

Судом установлено, что в ходе реализации указанной программы были заключены муниципальные контракты на выполнение подрядных работ по капитальному и текущему ремонту зданий МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» (л.д. 103-108, 118-120, 135-140), договоры подряда на строительно-ремонтные работы (л.д. 78-80, 81-83, 86-88, 93-102, 111-117, 121, 122, 123-124, 125-126, 129, 130-133), договоры поставки и купли-продажи медицинской мебели и хозяйственных товаров (л.д. 84-85, 89-90, 109-110, 127-128, 134).

Согласно Решению Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62), действие Решения Думы городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Целевой программы городского округа Жигулевск «Улучшение состояния материальной базы муниципальных учреждений здравоохранения на территории городского округа Жигулевск на 2009-2011 годы» с ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено.

В соответствии с Постановлением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 141) была утверждена городская Целевая программа «Модернизация здравоохранения в <адрес>» на 2011-2015 годы (л.д. 142-146), в рамках которой указаны мероприятия по проведению капитального ремонта зданий МУЗ.

Из представленной суду копии Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71-76) следует, что между Министерством здравоохранения и социального развития <адрес> и Администрацией городского округа Жигулевск заключено Соглашение о предоставлении субсидий в целях софинансирования расходных обязательств по капитальному ремонту объектов здравоохранения муниципальной собственности в <адрес> в рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения <адрес> на 2011-2012 годы.

Допрошенная в качестве специалиста представитель Финансового управления Администрации городского округа Жигулевск Матросова М.К. в судебном заседании пояснила, что со стороны МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» им направлялись заявки для формирования бюджета. МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» - главный распорядитель денежных средств и распоряжается самостоятельно выделенными денежными средствами. Каждый год МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» предоставляет заявки, в которых указываются статьи расходов, которые нельзя передвигать: зарплата, коммунальные услуги и налоги. Остальная сумма предоставляется ответчику МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области», и оно разбивает на свои нужды. Заявка окончательно утверждается Думой городского округа Жигулевск.

По сообщению Финансового управления Администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда (л.д. 219-220) следует, что в поданных МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» бюджетных заявках приобретение мебели ни в 2009 году, ни в 2010 году, ни в 2011 году запланировано не было, в бюджетной заявке на 2011 год расходы по капитальному строительству были представлены только в рамках Целевой программы «Модернизация здравоохранения в Самарской области» на 2011-2015 годы «Модернизация здравоохранения в <адрес>» на 2011-2015 годы, которая на момент представления бюджетной заявки не была принята, поэтому, не являясь расходным обязательством, она не была включена в бюджет.

Из представленной суду копии письма МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ на имя мэра городского округа Жигулевска (л.д. 250) следует, что МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» обратилось в Администрацию городского округа Жигулевск только ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о выделении денежных средств на закупку мебели для отделений МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» для исполнения Представления прокуратуры г. Жигулевска об устранении нарушений федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после предъявления прокурором г.Жигулевска иска в суд. Других доказательств факта обращения МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» в Администрацию городского округа Жигулевск для выделения денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства суду не представлено, о наличии таких обращений представитель ответчика Тищенко С.И. в судебном заседании пояснить не смогла.

Таким образом, судом усматривается бездействие Администрации городского округа Жигулевск в исполнении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в указанном учреждении, поскольку представителем ответчика Сухоруковым А.В. признается, что о приостановлении действия Целевой программы городского округа Жигулевск «Улучшение состояния материальной базы муниципальных учреждений здравоохранения на территории городского округа Жигулевск на 2009-2010 годы», им было известно. О том, какие действия были выполнены со стороны Администрации городского округа Жигулевск по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, представитель ответчика Сухоруков А.В. пояснить не смог. По представлению прокурора г. Жигулевска от ДД.ММ.ГГГГ главному врачу МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» объявлено замечание и предписано устранить указанные нарушения. Других доказательств обратного суду не представлено.

Более того, Соглашение о предоставлении субсидий в целях софинансирования расходных обязательств по капитальному ремонту объектов здравоохранения муниципальной собственности в <адрес> в рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения <адрес> на 2011-2012 годы было заключено после внесения Представления прокурора г. Жигулевска и предъявления иска в суд.

Оценивая представленные доказательства в системной взаимосвязи с перечисленными выше нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором <адрес> требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Жигулевска удовлетворить.

Обязать должностных лиц Администрации городского Жигулевск и МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск Самарской области», выделить денежные средства на проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения зданий и помещений МУЗ «Центральная городская больница городского округа Жигулевск» в соответствие с санитарными нормами, а именно:

в роддоме, инфекционном и терапевтическом отделениях:

- восстановить целостность отдельного слоя на потолке, масляное покрытие стен, дверей, оконных рам,

- устранить на стенах глубокие трещины, дефекты частичного отслоения краски, целостность полового покрытия (линолеума, кафельного покрытия);

в стоматологической поликлинике:

- установить водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения;

- восстановить во всех кабинетах поликлиники целостность отделочного слоя на потолке, масленого покрытия стен, дверей, оконных рам,

- устранить на стенах глубокие трещины, дефекты частичного отслоения краски, восстановить целостность полового покрытия (линолеума),

- установить умывальники с подводкой холодной и горячей воды, оборудованные смесителем в помещении для хранения и сортировки использованного белья,

- оборудовать индивидуальными шкафами гардероб для персонала;

в поликлинике :

- установить водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- восстановить целостность отделочного слоя на потолке, масляного покрытия стен, дверей, оконных рам во всех кабинетах (регистратура, кабинет доврачебного осмотра, кабинеты терапевтов, хирурга, травматолога, смотровой, уролога, окулиста, онколога, ЛФК и т.д.),

- устранить дефекты частичного отслоения краски, глубокие трещины на стенах,

- восстановить целостность полового покрытия (линолеума, кафельного покрытия),

- устранить на втором и третьих этажах во всех кабинетах по внутренним стенам трещины до кирпичной кладки,

- установить умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителем, для мытья рук в кабинетах профосмотров и в помещении хранения чистого белья,

- выделить помещение для гардероба сотрудникам поликлиники,

- выделить комнату для персонала, в которой должны быть предусмотрены условия для приема пищи,

- заменить в процедурных и перевязочных кабинетах мебель, которая имеет дефекты наружной и внутренней поверхности (столы, стулья, шкафы, скамьи);

в центральном стерилизационном отделении:

- установить водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- восстановить во всех помещениях целостность отделочного слоя на потолке, масляные покрытия стен, дверей, оконных рам,

- устранить дефекты в виде частичного отслоения краски и глубокие трещины на стенах,

- восстановить целостность полового покрытия (линолеума, кафельного покрытия),

- заменить мебель (столы, стулья, шкафы, скамьи), имеющие дефекты наружной и внутренней поверхности,

- соблюсти деление на чистую и стерильную зоны при загрузке в поровые стерилизаторы, стерилизацию, складирование и выдачу стерильных материалов;

в патологоанатомическом отделении:

- установить водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- восстановить во всех помещениях целостность отделочного слоя на потолке, масляные покрытия стен, дверей, оконных рам,

- устранить дефекты частичного отслоения краски и глубокие трещины на стенах,

- восстановить целостность полового покрытия (линолеума, кафельного покрытия),

- заменить мебель (столы, стулья, шкафы, скамьи), которая имеет дефекты наружной и внутренней поверхности,

- установить приточно-вытяжную вентиляцию и вытяжной шкаф в помещении лаборатории,

- выделить помещение для вскрытия инфицированных трупов;

в детской поликлинике:

- установить водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения,

- заменить мебель (столы, стулья, шкафы, скамьи), которая имеет дефекты наружной и внутренней поверхности,

- оборудовать локтевым смесителем умывальник в хирургическом кабинете;

в педиатрическом отделении на 33 койки:

- выделить дополнительные палаты для детей до 7 лет с круглосуточным пребыванием матерей с соблюдением санитарных норм 12 кв.м,

- выделить помещения для хранения предметов уборки и дезинфицирующих растворов,

- выделить помещение для временного хранения медицинских отходов,

- установить изолированные кабинеты в физкабинете для физиотерапевтической аппаратуры,

- заменить мебель (столы, стулья, шкафы, скамьи), которая имеет дефекты наружной и внутренней поверхности,

- выделить помещение для приготовления и разлива детских смесей для детей в возрасте до 1 года,

- установить водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения;

в пищеблоке:

- отремонтировать систему приточно-вытяжной искусственной системы вентиляции с механическим побуждением в помещениях кухни пищеблока,

- восстановить в помещение кухни целостность отделочного слоя на потолке.

Проводить исследования на рабочих местах персонала ЛПУ параметров микроклимата, уровней освещенности, шума, ультразвука, вибрации и т.д.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме через Жигулевский городской суд.

<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Жигулевского

городского суда А.М. Балова