о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

г. Жигулевск 25 ноября 2011 года

Судья Жигулевского городского суда Самарской области Балова А.М.,

с участием представителя истицы Кандаловой А.И. – Кандалова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

третьих лиц Голубева В.А., Голубевой Л.В.,

при секретаре Пашиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1918/2011 по иску Кандаловой А.И. к Администрации городского округа Жигулевск о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь для льготного получения жилой площади, о признании ведения раздельного домашнего хозяйства,

У С Т А Н О В И Л:

Кандалова А.И. обратилась в Жигулевский городской суд с указанным выше иском, требуя признать, что она ведет отдельное домашнее хозяйство и не является членом семьи Голубева В.А. – собственника жилого дома по адресу: <адрес>; обязать Администрацию городского округа Жигулевск поставить ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем составом семьи <данные изъяты> человек, в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.01.2005 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Согласно доводам иска, истица является вдовой участника Великой Отечественной войны. Считая, что имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, она в ДД.ММ.ГГГГ году обращалась в Администрацию городского округа Жигулевск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем составом семьи <данные изъяты> человек, в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.01.2005 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», однако Постановлением мэра городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано в связи с тем, что она является членом семьи собственника жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 299,1 кв.м, который принадлежит супругу дочери истицы Голубевой Л.В.Голубеву В.А., и приобретен ими в период брака, а также обеспеченность истицы общей площадью жилого помещения превышает учетную норму (14 и менее кв.м общей площади), так как всего в указанном жилом доме зарегистрировано <данные изъяты> человек. Аналогичные отказы истицей получены из Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и мэра городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на ее обращение в Администрацию Президента РФ. Истица не согласна с данным решением, поскольку считает себя нуждающейся в жилом помещении, так как не имеет собственного жилья и не является членом семьи собственника жилого дома по адресу: <адрес>. Она имеет отдельный бюджет, живет на пенсию, ведет отдельное домашнее хозяйство. В настоящее время семья собственника жилого дома намерена продать дом и переехать на другое постоянное место жительства в другой город. Истица переезжать из <адрес> не желает, так как в <адрес> похоронен ее супруг. В связи с указанными обстоятельствами предъявлен настоящий иск.

Истица Кандалова А.И. в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, в котором указала, что заявленные требования полностью поддерживает (л.д. 73).

Представитель истицы Кандаловой А.И. – Кандалов А.В. в судебном заседании заявленные требования полностью поддержал и сослался на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что изменений и дополнений нет.

Представитель ответчика – Администрации городского округа Жигулевск в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что против требований истицы возражает, поскольку Кандалова А.И. является членом семьи собственника жилого помещения – жилого дома по адресу: <адрес>, городской округ <адрес>, <адрес>, общей площадью 299,1 кв.м, в котором в настоящее время зарегистрирована. Всего в жилом доме зарегистрировано по месту жительства <данные изъяты> человек, что превышает учетную норму (14 и менее кв.м общей площади), в связи с чем не соответствует критериям и условиям, определенным законом для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 36-37).

Третьи лица – Голубев В.А., Голубева Л.В. в судебном заседании не возражали относительно требований истицы Кандаловой А.А. и пояснили, что в связи с проживанием истицы в их доме никакого договора не заключалось, при оплате за жилое помещение истица дает часть денег, однако никаких доказательств представить не могут.

Третьи лица – Гусева О.В., Голубев Д.В., действующий за себя и в интересах несовершеннолетней Голубевой В.Д., в судебное заседание не явились, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых указали, что против требований истицы не возражают (л.д. 56-57).

Выслушав пояснения представителя истицы, учитывая позицию представителя ответчика, третьих лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Указанное положение разъяснено сторонам в ходе судебного разбирательства.

Из имеющихся в материалах дела документов (л.д. 18, 19) усматривается, что истица Кандалова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, пользующейся льготами, предусмотренными ст. 20 Федерального закона РФ от 12.01.2005 года № 5-ФЗ «О ветеранах», и вдовой участника Великой Отечественной войны. Постановлением мэра городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ Кандаловой А.И. на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», так как она является членом семьи собственника жилого помещения – жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 299,1 кв.м, принадлежащем на праве собственности Голубеву В.А. – супругу дочери Кандаловой А.И. – Голубевой Л.В., и приобретенным в период их брака, в котором в настоящее время зарегистрирована Кандалова А.И. и <данные изъяты> человека, что превышает учетную норму (14 и менее кв.м общей площади) (л.д. 6).

Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено право членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Одновременно законодателем установлено, что члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 21 названного Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, указанная мера социальной поддержки предоставляется, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

Статьей 23.2 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, в том числе и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 20 указанного Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории <адрес> порядок реализации указанных мер социальной поддержки установлен Законом Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», п.п. «д» п. 2.1 и п. 2.2 ч. 2 ст. 2 которого предусмотрено, что действие данного Закона распространяется на членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, а также отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны лиц, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

При этом названный Закон Самарской области связывает предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением таких категорий граждан с нуждаемостью в жилых помещениях.

Статьей 3 указанного Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД установлено, что нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной статьей 4 настоящего Закона.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из общей площади всех указанных жилых помещений;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

Учет нуждающихся в жилых помещениях ведут местные администрации муниципальных образований Самарской области отдельно по каждой категории граждан, перечисленных в части 2 статьи 2 настоящего Закона.

В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и для указанных категорий граждан учетная норма площади жилого помещения на одного гражданина не может быть ниже 14 кв.м общей площади жилого помещения.

Согласно представленной суду копии Постановления мэра городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения для отдельных категорий граждан» (л.д. 71), для таких категорий граждан учетная норма площади жилого помещения на одного человека установлена 14 кв.м и менее общей площади жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица Кандалова А.И. проживает в жилом благоустроенном доме, общей площадью 299,1 кв.м, жилой площадью 114,1 кв.м, который находится в собственности Голубева В.А., что подтверждается копией предоставленного суду свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), где, кроме истицы, зарегистрировано еще <данные изъяты> человек (л.д. 45).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля 1. пояснила суду, что истица является бабушкой ее снохи, знакома с ней на протяжении ДД.ММ.ГГГГ лет. Истица проживает в <адрес>, в <адрес>, принадлежащем ее зятю. Ей известно, что у истицы нет собственного жилья, поэтому она и проживает с дочерью и зятем. Кроме истицы, в указанном доме проживают ее дочь с супругом, внучка с сыном, внук с супругой и ребенком. Всего в доме проживает <данные изъяты> человек, то есть <данные изъяты> семьи. Кандалова А.И. живет в своей комнате. Истица питается отдельно, у нее свой доход – пенсия. Продукты питания покупает сама для себя, ведет отдельное хозяйство. Истица проживает в доме по устному согласию дочери и зятя. О том, оплачивает ли истица за свое проживание в доме, пояснить не смогла.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля 2 пояснила суду, что истица – ее бабушка, проживает в доме Голубевой Л.В. на протяжении ДД.ММ.ГГГГ лет. Собственного жилья у истицы нет. Раньше у истицы была кооперативная квартира, но ее давно продали. В доме по <адрес> проживает несколько семей: дочь с супругом, сын с супругой, истица и ее дочь с супругом. У истицы есть своя комната, которая является проходной, так как в доме проживает несколько семей. Истица с устного согласия дочери и зятя проживает в указанном доме. Расходы по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги несет Глубева Л.В. Истица получает пенсию, ведет отдельное хозяйство, отдельно покупает себе продукты, готовит для себя. Дом намерены продать.

Согласно ч. 2 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение проживающим с ним членам семьи, либо на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании – иным гражданам.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Кандалова А.И. по смыслу, определенному ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, является членом семьи собственника спорного жилого помещения, поскольку совместно с ним в принадлежащем собственнику жилом помещении проживает, вселена собственником в качестве члена своей семьи. Данное обстоятельство собственником жилого помещения не оспаривается. Право иных граждан на проживание в жилом помещении, находящемся в собственности граждан, в соответствии со ст. 30 ЖК РФ, должно быть оформлено гражданско-правовым договором, который регулировал бы взаимоотношения таких граждан с собственником. Доказательств наличия такого договора между собственником жилого помещения и истицей суду не представлено. Об отсутствии такого договора пояснили в судебном заседании собственник жилого дома Голубев В.А. и его супруга Голубева Л.В., а также допрошенные в качестве свидетелей 1 и 2, указавшие, что Кандалова А.И. проживает в доме с устного согласия дочери и зятя. При этом пояснения третьих лиц Голубева В.А. и Голубевой Л.В. об оплате за проживание судом не принимаются, поскольку об отсутствии доказательств такой оплаты свидетельствуют их пояснения и свидетеля 2, являющейся внучкой истицы и осведомленной об указанных обстоятельствах.

Оценивая представленные суду доказательства в совокупности в перечисленными выше нормами действующего законодательства, суд признает установленным, что оснований для признания истицы нуждающейся в предоставлении жилого помещения по п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», идентичным п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, не имеется, поскольку Кандалова А.И. является членом семьи Голубева В.А., имеющего в собственности благоустроенное жилье по своим размерам, превышающим установленную законодательством Самарской области учетную норму. Законодателем при проживании в квартире нескольких семей установлено единственное основание, при котором член семьи собственника в такой ситуации может быть признан нуждающимся в предоставлении другого жилого помещения – если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно. В рассматриваемом случае такие обстоятельства не установлены.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, судом не усматривается оснований для признания Кандаловой А.И. нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем ответчиком обоснованно в порядке п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ было отказано в постановке истицы на указанный учет. При таких обстоятельствах суд оснований для удовлетворения заявленных требований не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований, предъявленных Кандаловой А.И. к Администрации городского округа Жигулевск о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь для льготного получения жилой площади, о признании ведения раздельного домашнего хозяйства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Жигулевского

городского суда А.М. Балова