об оспаривании постановлений администрации г.о. Жигулевск и мэра г.о. Жигулевск об отказе в принятии на учет



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

13 декабря 2011 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,

с участием истицы Передумовой Г.С.,

представителя истца – Масликовой Л.П., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Ермолаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Передумовой Г. С. к администрации городского округа Жигулевск об оспаривании постановлений администрации г.о. Жигулевск и мэра г.о. Жигулевск об отказе в принятии на учет и об исключении из списка граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признании нуждающейся в жилом помещении и о возложении обязанности по принятию на учет и предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Передумова Г.С. предъявила иск к администрации г.о. Жигулевск, требуя:

- признать незаконным постановление и.о. мэра г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

- признать ее нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма,

- обязать ответчика принять ее (Передумову Г.С.) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, и предоставить ей жилое помещение как вдове участника и участнице Великой Отечественной войны (л.д.3-5).

В ходе рассмотрения дела истицей предъявлено дополнительное исковое заявление, содержащее требования об оспаривании постановления мэра г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ, которым она была исключена из числа лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещении, и восстановлении в прежней очереди со дня подачи заявления и постановки на учет (л.д.94).

В судебном заседании истица и ее представитель Масликова Л.П. заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснив следующее. Истица имеет в собственности трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> квартиры составляет 64, 6 кв.м. Совместно с истицей на данной жилой площади проживают ее сын, жена сына, внук и его супруга. Вступившими в законную силу решениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ все они признаны членами семьи истицы. Истица, как труженик тыла и вдова умершего участника Великой Отечественной войны, обладает правом на обеспечение жилым помещением по основаниям, установленным Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.» и ФЗ «О ветеранах». В ДД.ММ.ГГГГ она была принята на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения. В ДД.ММ.ГГГГ, непосредственно перед предъявлением в суд настоящего иска, ей стало известно, что постановлением мэра г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ она была исключена из списка лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Просит признать данное решение незаконным в связи с тем, что о нем она своевременно не была извещена ответчиком, а также по тем основаниям, что на момент принятия ответчиком постановления от ДД.ММ.ГГГГ она оставалась нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поскольку была обеспечена жилой площадью менее учетной нормы. Также оспаривает решение администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в ее постановке на учет. Считает, что при принятии данного решения ответчик безосновательно пришел к выводу о том, что она умышленно ухудшила свои жилищные условия в результате заселения в свою квартиру членов своей семьи. Семья сына проживает с ней давно, решениями суда она лишь подтвердила их статус членов ее семьи. Передумова Ю.Е. вселена в квартиру в качестве члена семьи после регистрации брака с внуком истицы – ФИО 1

Просят обязать ответчика восстановить Передумову Г.С. в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении, с момента первоначальной постановки на учет (с ДД.ММ.ГГГГ), а также обязать администрацию г.о. Жигулевск предоставить истице жилое помещение.

Представитель ответчика – администрации г.о. Жигулевск в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.19-20, 103-104). В предоставленных письменных отзывах иск Передумовой Г.С. не признал, указав, что постановлением мэра г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ истица на основании п.п.6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ была исключена из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с превышением учетной нормы по площади жилого помещения, которое принадлежит истице на праве собственности. Постановлением администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в постановке на учет, поскольку не истекло пяти лет с момента совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий. Истица вселила в свою квартиру в качестве членов семьи ФИО 2, ФИО 3, ФИО 1, ФИО 4, в результате чего на одного члена семьи стало приходиться 13, 4 кв.м. общей площади жилого помещения.

Выслушав пояснения истицы, ее представителя, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что истица Передумова Г. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны (л.д.13), а также, будучи ветераном Великой Отечественной войны, как труженик тыла, обладает правом на льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах» - л.д. 10. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию г. Жигулевска с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма (л.д.93). Распоряжением мэра г. Жигулевска от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на учет нуждающихся в получении жилья составом семьи из 1 человека (л.д.92). Постановлением мэра г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ Передумова Г.С. на основании п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ была исключена из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку ей по праву собственности принадлежит трехкомнатная квартира общей площадью 67, 0 кв.м по адресу: <адрес> (л.д.88-91).

Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ Передумовой Г.С. на основании п.3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях со ссылкой на то, что заявительницей ухудшены жилищные условия –совершены действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилом помещении (Передумовой Г.С. на основании решений суда признаны членами ее семьи ФИО 2, ФИО 3, ФИО 1 и ФИО 4), и не истек пятилетний срок (л.д.6). Из предоставленной суду выписки из книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет для предоставления жилых помещений усматривается, что в ней за зарегистрировано заявление Передумовой Г.С. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.116-117).

Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).

Подпунктом 4 пункта 1 ст. 21 ФЗ от 12.01.95. № 5-ФЗ ( в ред. от 06.05.10.) « О ветеранах» предусмотрено право членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Одновременно законодателем установлено, что члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст. 20 ФЗ « О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 23.2 названного ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, в т.ч. и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов РФ.

На территории Самарской области порядок реализации указанных мер социальной поддержки установлен Законом Самарской области от 11.07.06. № 87-ГД « Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», п.п. «д» п. 2.1 и п. 2.2 ч. 2 ст. 2 которого установлено, что действие данного Закона распространяется в т.ч. на членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны лиц, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР.

Статьей 3 Закона Самарской области № 87-ГД установлено, что нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) на территории Самарской области и:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной статьей 4 настоящего Закона.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из общей площади всех указанных жилых помещений;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

Граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

Учет нуждающихся в жилых помещениях ведут местные администрации муниципальных образований Самарской области отдельно по каждой категории граждан, перечисленных в части 2 статьи 2 настоящего Закона.

Согласно ст. 4 названного Закона в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и не может быть ниже следующих величин на одного гражданина:

для категорий граждан, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица проживает в принадлежащей ей по праву собственности трехкомнатной квартире <адрес> общей площадью 64, 6 кв.м., жилой площадью 32, 0 кв.м (л.д.65, 66, 67-69). Решениями Жигулевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, вступившими в законную силу, проживающие совместно с истицей на данной жилой площади ФИО 2, ФИО 3, ФИО 1 и ФИО 4 признаны членами ее семьи по смыслу действующего жилищного законодательства (л.д.7, 8).

Разрешая поступившее в ДД.ММ.ГГГГ заявление истицы о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ответчик пришел к выводу о том, что Передумова Г.С. совершила перечисленные выше действия (признание в судебном порядке членами семьи проживающих с ней на одной жилой площади лиц) с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем отказал ей в постановке на учет, поскольку не истек установленный ст. 53 ЖК РФ 5-летний срок со дня совершения намеренных действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что администрация г.о. Жигулевск, будучи привлеченной к участию в каждом из указанных выше дел, возражений против требований Передумовой Г.С. не выражала, принятых судом решений не оспаривала.

Из справки о составе семьи и копии поквартирной карточки усматривается, что ФИО 2, ФИО 3 и ФИО 1 проживают совместно с истицей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65, 99). ФИО 4 вселена в квартиру в ДД.ММ.ГГГГ, после регистрации брака с ФИО 1

Оценивая перечисленные выше обстоятельства, суд признает установленным, что отказ в постановке истицы на учет администрацией городского округа Жигулевск был осуществлен по формальным основаниям, без учета обстоятельства, имеющих значение для разрешения требования. А именно, того, что вселение сына, его супруги и внука истицей в принадлежащую ей квартиру было осуществлено еще в ДД.ММ.ГГГГ, а решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишь подтвержден статус данных лиц по отношению к собственнику квартиры, поскольку, в силу жилищного законодательства, безусловно членами семьи собственника могут признаваться только его дети, супруг и родители ( ст. 31 ЖК РФ). Остальные члены семьи, проживающие совместно с собственником на принадлежащей ему жилой площади, могут быть признаны членами его семьи только в судебном порядке (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"). Факт вселения и проживания на правах члена семьи супруги внука – ФИО 4 также подтвержден вступившим в законную силу решением суда. Администрация г.о. Жигулевск, в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, не вправе оспаривать данные обстоятельства в ходе рассмотрения настоящего дела, поскольку участвовала в качестве ответчика при рассмотрении дела, вступившим в законную силу решением по которому ФИО 4 признана членом семьи истицы. Перечисленные обстоятельства: вселение истицей на свою жилплощадь в качестве членов семьи своих близких родственников (сына, внука и их жен), по мнению суда, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении истицей своей жилищных условий, поскольку совершение данных действий связано с реализацией права истицы на предоставление принадлежащей ей квартиры для проживания членам своей семьи ( ст. 30 ЖК РФ), а их фактическое вселение и проживание на данной жилой площади подтверждено вступившими в законную силу решениями суда. Поскольку на момент обращения истицы с заявлением о постановке на учет, с учетом состава ее семьи, на нее приходилось 12, 9 кв.м. общей площади квартиры (64, 6 кв.м:5 чел), что менее учетной нормы жилой площади, установленной ст. 4 Закона Самарской области № 87-ГД, суд признает предъявленные Передумовой Г.С. требования об оспаривании постановления администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ. обоснованными и считает необходимым обязать ответчика принять истицу на учет по категории «труженик тыла» и «член семьи умершего участника Великой Отечественной войны» с момента предъявления заявления о постановке на учет ( с ДД.ММ.ГГГГ - л.д.117).

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для признания незаконным постановления мэра г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Передумовой Г.С. из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истица проживала в той же квартире с составом семьи из четырех человек (она, сын, сноха и внук –л.д.99), в связи с чем приходящаяся на нее часть общей площади жилого помещения (16, 5 кв.м) превышала учетную норму. Следовательно, у администрации г.о. Жигулевск имелись основания для исключения истицы из списка ввиду утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Более того, истица пропустила установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд за оспариванием данного постановления. На то, что истице было известно о данном решении органа местного самоуправления как минимум в ДД.ММ.ГГГГ, указывают:

- наличие у нее на руках предоставленной суду при рассмотрении настоящего дела справки, выданной администрацией г.о. Жигулевск ДД.ММ.ГГГГ., в тексте которой упоминается постановление от ДД.ММ.ГГГГ. и его содержание (л.д.70),

- наличие аналогичной справки в материалах гражданского дела по иску Передумовой Г.С. о признании ФИО 4 членом семьи собственника жилого помещения,

- выписка из журнала исходящей корреспонденции администрации г.о. Жигулевск за ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеется запись за о выдаче ДД.ММ.ГГГГ Передумовой Г.С. указанной выше справки (л.д. 114),

- содержание пояснений Передумовой Г.С., данных в ходе рассмотрения гражданского дела , в которых она сообщила суду, что намерена обратиться в администрацию городского округа с требованием о включении ее семьи в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Также судом не усматривается оснований для возложения на администрацию городского округа Жигулевск обязанности по предоставлению истице жилого помещения, поскольку в силу статьи 2 Закона Самарской области № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется субъектом РФ путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч. 5 ст. 2 названного Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, перечисленных в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела жилищной политики администрации г.о. Жигулевск ФИО 5 сообщила суду, что администрация г.о. Жигулевск такими полномочиями не наделялась, право лиц, указанных в Законе Самарской области № 87 –ГД на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Передумовой Г. С. удовлетворить частично.

Признать незаконным п. 9 постановления администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Передумовой Г. С. в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Обязать администрацию городского округа Жигулевск осуществить постановку Передумовой Г. С. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ по категориям граждан «член семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны» и «труженик тыла».

Передумовой Г. С. в удовлетворении требований, предъявленных к администрации городского округа Жигулевск:

- о признании незаконным п. 3.3 постановления мэра г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Передумовой Г. С. из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

- о возложении на администрацию городского округа Жигулевск обязанности по предоставлению Передумовой Г. С. жилого помещения

отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

Судья Жигулевского городского суда Л.Ф.Никонова