Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 09 декабря 2011 года г. Жигулёвск Жигулёвский городской суд Самарской области в составе: председательствующего - судьи Феденевой Т.Н., при секретаре Болотовой Т.А., с участием заявителя - представителей администрации городского округа Жигулевск, Самарской области Сухорукова А.В., действующего на основании доверенности от 15.07.2011 года и Баландиной Ю.Г., действующей на основании доверенности от 03.08.2011 года, помощника прокурора г. Жигулевск, Самарской области Архангельского Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2187/2011 по жалобе администрации городского округа Жигулевск, Самарской области на представление прокурора г.Жигулевск, Самарской области об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Администрация городского округа Жигулевск, Самарской области обратилась в суд с жалобой на незаконность и необоснованность представления прокурора г. Жигулевск, Самарской области от 23 ноября 2011 года «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности». В обоснование незаконности акта прокурорского реагирования в жалобе указано, что по мнению прокурора г. Жигулевск, Самарской области администрацией городского округа Жигулевск, Самарской области допущены нарушения Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 –ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выразившихся в хранении документов в помещениях для голосования, не оборудованных охранно-пожарной сигнализацией. Допущено нарушение Закона РФ от 06.03.2006 года № 35 «О противодействии терроризму», так как не проведены инструктажи антитеррористической направленности с членами избирательной комиссии и сотрудниками учреждения. Допущены нарушения Федерального Закона РФ № 69 –ФЗ «О пожарной безопасности» состоящие в том, что избирательные участки не оснащены первичными средствами пожаротушения и пожарной сигнализацией. Администрация городского округа Жигулевск считает, что указанные требования прокурора являются необоснованными так, как в соответствии с Законом РФ № 67 –ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на органы местного самоуправления не возлагаются обязанности по организации хранения и хранению документации, связанной с избирательной компанией. Эта обязанность в соответствии с ст.ст.26, 27 указанного закона возлагается на территориальные и участковые избирательные комиссии. В связи с тем, что участковые избирательные комиссии сформированы только 07.11.2011 год, на основании решения территориальной избирательной комиссии городского округа Жигулевск от 07 ноября 2011 года, данным решением назначены и председатели участковых избирательных комиссий, инструктажи с ними проводились с 14.11.2011 года по 03.12.2011 года согласно перечню мероприятий, содержащихся в приложении № 1 к данному решению « О перечне мероприятий по участковым избирательным комиссиям в период подготовки и проведения выборов». Требования прокурора г.Жигулевск, Самарской области об устранении нарушений закона о пожарной безопасности являются избыточными, так как все избирательные участки и кабинет Администрации г.о.Жигулевск оборудованы и первичными средствами пожаротушения и сигнализацией, а так же на участках в течение всего срока работы избирательного участка несут охрану сотрудники О МВД по г.Жигулевск. Оснащение избирательных участков средствами пожаротушения относится к компетенции избирательных комиссий. В судебном заседании представитель Администрации г.о.Жигулевск Баландина Ю.Г. и представитель Администрации г.о.Жигулевск Сухоруков А.В. жалобу поддержали, сославшись на обстоятельства, изложенные в жалобе. Представитель администрации г.о.Жигулевск Баландина Ю.Г дополнительно пояснила, что представление прокурора является необоснованным и незаконном в связи с тем, что прокуратурой фактически проверка не проводилась. Основанием для внесения представления явились результаты проверок от 27.10.2011 года, проведенных комиссией с участием представителя О МВД по г.Жигулевск, представителя ОГПН, МОВО, ФГУП «Охрана», представителя антитеррористической комиссии администрации г.о.Жигулевск. Данные проверки проводились до формирования участковых избирательных комиссий в целях определения помещений пригодных для размещения избирательных участков. Выводы данной комиссии о проведении инструктажа антитеррористической направленности с членами избирательной комиссии и сотрудниками учреждения, о хранении документов в металлических сейфах, в помещениях, оборудованных охранно-пожарной сигнализацией, оснащении избирательных участков первичными средствами пожаротушения и охранной сигнализацией носят рекомендательный характер и не свидетельствуют о выявленных нарушениях. На момент составления актов избирательные участки еще не были сформированы, так как решение об этом территориальной избирательной комиссией принято только 07.11.2011 года. Начиная с 07.11.2011 г. и до дня голосования участковые избирательные комиссии обязаны проводить подготовительные мероприятия и только к 04.12.2011 г. возможно было бы ставить вопрос о готовности или неготовности избирательных участков к выборам и устранении допущенных нарушений. Прокурором же использовались данные от 27 октября 2011 года, когда избирательные участки были образованы, а избирательные комиссии, их персональный состав не был сформирован. О готовности избирательных участков на 03.12.2011 года составлены акты, за сутки до голосования, в которых не указано, что помещения не подготовлены к выборам. Администрация г.о.Жигулевск предоставила для избирательных участков надлежащие помещения, в том числе и с точки зрения пожарной безопасности. Перечень полномочий органов местного самоуправления в соответствии с законодательством о выборах является исчерпывающим, поэтому требования прокуратуры об устранении нарушений в части пожарной безопасности не могут относится к администрации городского округа Жигулевск. В представлении прокурора г.Жигулевск указано, что нарушения требований закона были выявлены на избирательных участках № и №, однако данные участки по указанным адресам не располагались в связи с их ненадлежащим состоянием. Помещения, в которых располагались избирательные участки находились в школах, домах культуры, других общественных зданиях, которые ранее обследованы и на которые выданы заключения о независимой оценке пожарного риска. Выводы, содержащиеся в заключениях, подтверждают соблюдение правил пожарной безопасности в данных учреждениях. В судебное заседание прокуратурой представлены фото таблицы о якобы имевших место ДД.ММ.ГГГГ нарушениях правил пожарной безопасности на избирательном участке №, расположенном в ДК «Луч». Однако данные доказательства являются недопустимыми, так как из представленных фотоснимков невозможно сделать однозначный вывод, о том, что фотоснимки сделаны именно на избирательном участке. Прокуратурой <адрес> внесенным представлением незаконно возлагаются обязанности об устранении нарушений которые не были допущены органом местного самоуправления. В связи с вышеизложенным считает, что представление прокурором г. Жигулевск вынесено незаконно. В судебном заседании представитель прокуратуры г.Жигулевск, Самарской области Архангельский Е.А. представил письменные возражения согласно которым считает, что представление прокуратуры г.Жигулевск, вынесенное в адрес администрации г.о. Жигулевск является законным и обоснованным, так как ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несет администрация г.о.Жигуевск, как собственник помещений, в которых располагаются избирательные участки, а не избирательные комиссии. Обжалуемое представление внесено так же в связи с нарушением законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности, поэтому может быть рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 26 ГПК РФ. Внесением представления прокурор не ограничивает права администрации г.о. Жигулевск в выборе способа устранения нарушений. Прокуратурой не проверялась информация, изложенная в актах проверок от ДД.ММ.ГГГГ. В части обязанности администрации хранить документацию в помещении, оборудованном охранно-пожарной сигнализацией, позиция заявителя не основана на законе, так как при внесении представления органу местного самоуправления не предлагался конкретный способ устранения нарушений. Ссылка Администрации г.о. Жигулевск на ст.26, ст. 27 Федерального закона № 67 является не основательной, так как в соответствии с буквальным толкованием норм, на избирательные комиссии не возлагается обязанность выполнять действия, которые изложены в представлении прокуратуры. Статья 20 Федерального Закона № 67 подлежит расширительному толкованию в части обязанности органов местного самоуправления об оказании содействия избирательным комиссиям в организации и проведении выборов. Заявитель в своем обращении указывает на то, что администрация не может хранить документы в помещении необорудованном охранно-пожарной сигнализацией. Однако администрацией г.о.Жигулевск представлены в судебное заседание справки о готовности избирательных участков, согласно тексту которых подтверждается передача имущества во временное пользование. Прокуратурой города данный факт расценивается как подтверждение факта исполнения обязанностей в соответствии с законом. Администрация г.о. Жигулевск не в полной мере выполнила свои обязанности, так как в соответствии с актами, представленными заявителем в качестве доказательств, на избирательных участках № и № не обеспечена пожарная безопасность. Наличие непригодных огнетушителей на избирательных участках подтверждается рапортом и фото таблицей к нему и указывает на не выполнение требований закона о пожарной безопасности. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 года № 511 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов президента Российской Федерации» органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять избирательным комиссиям на безвозмездной основе необходимые помещения, включая помещения для голосования и помещения для хранения избирательной документации, транспортные средства, средства связи и техническое оборудование, а так же оказывать при необходимости иное содействие, направленное на обеспечение выполнения избирательными комиссиями полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Акты проверок от 27.10.2011 года носят рекомендательный характер, так как проверки проводились комиссией, которая не имеет полномочий для внесения актов реагирования в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам. Представление об устранений нарушений закона в территориальную избирательную комиссию не направлялось, так как не является юридическим лицом. По этой же причине не могло быть исполнено требование прокурора о привлечении лиц, допустивших нарушения закона, к дисциплинарной ответственности. Заявителем признается часть требований прокурора, а именно не проведение инструктажа антитеррористической направленности. Позиция заявителя носит противоречивый характер. Права и интересы администрации г.о. Жигулевск в настоящий момент не нарушены, так как не могут обязать последнюю исправить допущенные нарушения в прошлом. В соответствии с требованиями законодательства в настоящий момент в администрации г.о.Жигулевск следует рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности. Просил оставить жалобу администрации г.о. Жигулевск, Самарской области без удовлетворения Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного заседания. В судебном заседании по ходатайству представителя прокуратуры г.Жигулевск допрошен в качестве свидетеля заместитель начальника ОНД г.Жигулевск, Самарской области Б.С.А., который в судебном заседании пояснил, что принимал участие в работе комиссии по подготовке помещений к выборам с точки зрения соблюдения правил пожарной безопасности. По результатам проверки в актах сформулировали рекомендации по подготовке помещений к выборам. Эти рекомендации не являлись результатом выявленных нарушений. В рамках работы комиссии он проверил только два участка. Впоследствии проверил все избирательные участки. Предписаний об устранении нарушений в адрес администрации и избирательных комиссий не выносилось. В обоснование возражений относительно жалобы администрации г.о.Жигулевск и законности представления прокурора г.Жигулевск от 23.11.2011 года представителем прокуратуры г.о.Жигулевск представлены акты обследования технического состояния и антитеррористической защищенности избирательных участков с № по № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым комиссия в составе заместителя начальника полиции г.Жигулевск К.Р.Г., старшего инспектора ГООП О МВД России по г.Жигулевск Б.С.Н., заместителя командира роты МОВО У МВД России М.В.Н., представителя антитеррористической комиссии Ф.Ю.Д., представителя ОГПН МЧС РФ Б.С.А. произвели обследование указанных избирательных участков и по результатам проверок, в целях обеспечения надежной охраны объектов, рекомендовано до 01.12.2011 года провести следующие мероприятия: инструктаж антитеррористической направленности с членами избирательной комиссии и сотрудниками учреждения, хранение документации осуществлять в металлическом сейфе в помещении, оборудованном охранно-пожарной сигнализацией, избирательные участки оснастить первичными средствами пожаротушения (не менее 2 огнетушителей ОП-5), рассмотреть вопрос об оборудовании избирательных участков охранной сигнализацией. Избирательный участок № дополнительно оснастить кнопкой экстренного вызова (л.д.25-43). Представлены фото таблицы в подтверждение доводов о нарушениях закона о пожарной безопасности в день голосования 04.12.2011 года на избирательном участке №. В обоснование доводов жалобы представителями Администрации г.о.Жигулевск представлены акты комиссионных проверок избирательных участков от 02.12.2011 года и от 03.12.2011года и уведомление мэра г.о. Жигулевск руководителем управления общественной безопасности администрации городского округа Жигулевск, согласно которым все избирательные участки, за исключением избирательных участков №, №, №, оснащены первичными средствами пожаротушения и системами охранно-пожарной сигнализации (л.д.44-45). Из справок-актов приемки помещений для голосования, подписанных представителем администрации г.о.Жигулевск и председателями участковых избирательных комиссий следует, что избирательные участки на 03.12.2011 г. готовы к работе (л.д.46-94). В подтверждение факта проведения с членами участковой избирательной комиссии антитеррористического инструктажа заявителем представлены листы проведения инструктажа, из которых усматривается, что данное мероприятие проводилось за период с 14.11.20011 г. по 03.12.2011 г. согласно утвержденному плану (л.д. 108-130). Ссылаясь на заключения о независимой оценке пожарного риска заявитель подтвердил, что помещения, в которых располагались избирательные участки соответствовали требованиям пожарной безопасности. Избирательные участки образованы в соответствии с постановлением и.о. мэра г.Жигулевск от 14.10.2011 года № 1921, согласно которому образовано 25 избирательных участков с числом избирателей на каждом избирательном участке до 3000 человек (л.д.178-183). Участковые избирательные комиссии сформированы 07.11.2011 года на основании решения территориальной избирательной комиссии городского округа Жигулевск от 07 ноября 2011 года и данным решением назначены председатели участковых избирательных комиссий (л.д.156-158). Месторасположение избирательных участков опубликовано в средствах массовой информации, в частности в газете «Жигулевский рабочий» (л.д. 163-164). Согласно Приложению № 1 к указанному решению проведение инструктажа антитеррористической направленности с председателями и членами избирательных комиссий предусмотрено с 14.11.20011 по 03.12.2011 года (л.д.159-160). В подтверждение доводов жалобы заявитель так же ссылается на свидетельские показания Ф.Ю.Д. Свидетель Ф.Ю.Д. в судебном заседании пояснил, что принимал участие в работе комиссии по проведению проверок с целью осмотра помещений, предназначенных для избирательных участков и наличие их антитеррористической защищенности. В двух помещениях избирательные участки не были размещены, а именно в школе № <адрес> и в <адрес>. В комиссии он участвовал как член рабочей группы антитеррористической комиссии, образованной при Администрации г.о.Жигулевск. Составленные по результатам проверок акты направлялись в органы МВД, один экземпляр остался в антитеррористической комиссии. Каждый представитель в комиссии оценивал помещения с точки зрения своих требований. Задача комиссии состояла в том, чтобы до дня выборов сформулировать предложения по подготовке помещений к голосованию. Указанные в актах рекомендации не являются нарушениями закона, это предложения, которые следовало выполнить в период подготовки помещений для размещения избирательных участков. Заслушав представителей администрации г.о.Жигулевск, Самарской области, представителя прокуратуры г.о.Жигулевск, Самарской области, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. ст.21,22 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1 предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. При осуществлении возложенных на него функций прокурор вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В соответствии с данными нормами закона основанием для внесения органом прокуратуры представления является результат проверки, то есть выявленные в ходе проверки нарушения закона в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. В судебном заседании установлено, что прокурором г. Жигулевск, Самарской области в администрации г.о.Жигулевск проверок не проводилось, нарушений закона непосредственно прокуратурой не выявлялось. Основанием для внесения представления в адрес администрации г.о. Жигулевск послужила информация, содержащаяся в актах комиссионных проверок с участием в том числе представителей администрации г.о.Жигулевск и других правоохранительных органов. В данных актах не содержится информации о выявленных нарушениях, так как целью проверок являлась выработка рекомендаций для сформированных в будущем избирательных комиссий по обеспечению избирательного процесса с точки зрения соблюдения правил пожарной безопасности, принятия мер антитеррористической направленности, и других мер в соответствии с требованиями законодательства о выборах. Данное обстоятельство подтверждается и свидетелем Ф.Ю.Д. и свидетелем Б.С.А. Кроме того, в актах от 27.10.2011 года не указаны субъекты, к которым эти рекомендации относятся, а срок для реализации данных рекомендаций установлен до 01.12.2011 года.Избирательные участки сформированы 14.10.2011 года, а участковые избирательные комиссии сформированы только 07.11.2011 года. Проведение мероприятий по подготовке к выборам проводилось по разработанному плану, утвержденному территориальной избирательной комиссией. Проведение инструктажа антитеррористической направленности запланировано с 14.11.20011 г. по 03.12.2011 г., следовательно, на момент проверки 27.10.2011 года данное мероприятие не могло быть выполнено. В ходе подготовки к выборам инструктаж антитеррористической направленности проведен на всех избирательных участках. В связи с тем, что избирательные участки размещены в школах, домах культуры, досуговых центрах, и иных социально - значимых объектах, на момент проведения проверки от 27 октября 2011 года они уже были оснащены средствами пожаротушения и имели заключения о независимой оценке пожарного риска, то есть помещения соответствовали требованиям пожарной безопасности, что подтверждается так же свидетелем Б.С.А., который подтвердил, что в ходе проверки помещений избирательных участков ДД.ММ.ГГГГ нарушений не выявлено, рекомендовано дополнительно оснастить избирательные участки первичными средствами пожаротушения и охранной сигнализацией, данные рекомендации в последствии исполнены. Так как избирательные участки сформированы 14.10.2011 года, а участковые избирательные комиссии сформированы 07.11.2011 года, организация обеспечения хранения документов могла быть возложена на участковую избирательную комиссию, начиная с 07.11.2011 года. Согласно ст.27 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 –ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обеспечение хранения и передачи в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума возлагается на участковые избирательные комиссии, а не на органы местного самоуправления. Доводы представителя прокуратуры г. Жигулевск, Самарской области о выявленных нарушениях, допущенных Администрацией городского округа Жигулевск и о законности представления прокурора опровергаются показаниями свидетелей Б.С.А., Ф.Ю.Д., письменными доказательствами, представленными заявителем. Письменные доказательства, представленные прокуратурой г.о. Жигулевск в виде фото таблиц и рапорта о проверке избирательного участка суд оценивает как доказательство, которое не подтверждает доводы заявителя о допущенных нарушениях в период проверки 27.10.2011 года. Представитель прокуратуры г.Жигулевск Самарской области в судебном заседании признал, что проверка в Администрации г.о.Жигулевск должностными лицами прокуратуры г.Жигулевск не проводилась, использовалась непроверенная информация, содержащаяся в актах проверки, проведенной другими органами. Таким образом, в судебном заседании установлено, что прокурором г.Жигулевск, Самарской области в основание представления положены недостоверные факты о допущенных администрацией г.о.Жигулевск, Самарской области нарушениях законодательства о выборах, о противодействии терроризму, о пожарной безопасности. Данное обстоятельство является основанием для удовлетворения жалобы администрации г.о.Жигулевск о признании незаконным представления прокурора г.Жигулевск об устранении допущенных нарушений. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : 1. Жалобу администрации городского округа Жигулевск, Самарской области о признании незаконным представления прокурора г.Жигулевск, Самарской области от 23.11.2011 года «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности» удовлетворить. 2. Признать незаконным представление прокурора г.Жигулевск, Самарской области от 23.11.2011 года «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности». Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулёвский городской суд. В окончательной форме решение изготовлено 14 декабря 2011 года. Судья Жигулевского городского суда Самарской области Феденева Т.Н.