П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 марта 2011 года г. Жигулёвск
Судья Жигулёвского городского суда Самарской области Сычев А.В.
с участием заместителя начальника ОНД г.о. Жигулевск Б.,
при секретаре Калиниченко С.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Волжский СМП»,
У С Т А Н О В И Л:
В результате внепланового мероприятия по контролю в отношении юридического лица – ООО «Волжский СМП-239», эксплуатирующего здание общежития по адресу: <адрес>, проведенного с 14.02.2011 по 18.02.2011г. государственной инспекцией г. Жигулевска по пожарному надзору, выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем 24.02.2011 года в отношении ООО «Волжского СМП-239» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно заключения об угрозе жизни и здоровью людей, в здании вышеуказанного общежития выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- электропроводка в поэтажных коридорах, коридоров блоков, санитарных комнатах выполнена открытым способом, с использование временных участков, с использованием неравнозначных по сечению и материалу жил проводов, без учета расчетной и потребляемой мощности. Соединения электропроводов выполнены вне соединительных коробок, без спайки, опрессовки либо болтового соединения, без изоляции соединений, равноценной изоляции проводов. Допускается эксплуатация электросветильников подвешенных на электропроводах, не закрепленных жестко за конструкцию. Допускается эксплуатация электросветильников не оборудованных плафонами, предусмотренными конструкцией. Отсутствуют устройства защитного отключения типа УЗО. Данные нарушения служат реальными причинами возникновения пожара, что само по себе создает угрозу жизни людей;
- здание общежития не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации. Данное нарушение не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения в целях организации безопасной эвакуации, создает угрозу безопасной эвакуации людей;
- в здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 типа. Данное нарушение создает угрозу безопасной эвакуации людей;
- двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток, не оборудованы устройствами для самозакрывания. Данные нарушения создают угрозу распространения продуктов горения на пути эвакуации, что будет препятствовать безопасной и своевременной эвакуации людей из здания при пожаре;
- не обеспечен доступ и свободное открывание дверей соединяющих смежные блоки правого и левого крыла, тем самым не обеспечена эвакуация не менее чем через два эвакуационных выхода. В коридорах блоков хранится мебель, домашние вещи, препятствующие эвакуации. Двери из блоков в коридоры закрыты на замки, не обеспечивающие свободный доступ для эвакуации в обоих направлениях. Не обеспечен свободный доступ и открывание дверей на наружные открытые лестничные клетки, данные лестничные клетки загромождены мебелью, вещами. Данные нарушения препятствуют возможности проведения своевременной и безопасной эвакуации из здания;
- не предусмотрено эвакуационное освещение в здании общежития. Данное нарушение не обеспечивает безопасность при проведении эвакуации из здания;
- внутренний противопожарный водопровод не укомплектован, согласно норм. Первичные средства пожаротушения отсутствуют. Данные нарушения не позволят провести ликвидацию пожара в начальной стадии его развития, создает условия для распространения опасных факторов пожара, что создает угрозу жизни людей;
- в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость. Данные нарушения создают угрозу жизни людей в случае возникновения пожара;
- в здании общежития, распорядительным документом не установлен соответствующий противопожарный режим. Не определены ответственные лица, контроль за соблюдением правил пожарной безопасности проживающими не осуществляется. Не организовано ознакомление (под роспись) с правилами пожарной безопасности проживающих. Данные нарушения создают как угрозу возникновения пожара, так организации своевременной и безопасной эвакуации, что создает угрозу жизни людей;
- на стенах здания отсутствуют указатели ближайших пожарных гидрантов. Данное нарушение затрудняет организацию работ по тушению пожара, тем самым способствует распространение пожара по большим площадям, создает реальную угрозу жизни людей.
В судебное заседание представитель лица привлекаемого к административной ответственности ООО «Волжский СМП-239» не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом.
Согласно отзыва директора ООО «Волжский СМП-239» Ч. от 15.03.2011г., здание по <адрес> не находится в собственности ООО «Волжский СМП-239», не стоит у организации на балансе, ранее арендовалось. На сегодняшний день более 70% собственников квартир (комнат), статус общежития здание утратило. Указал, что в соответствии со ст. 10 ФЗ 294-ФЗ внеплановую проверку имеет право производить с разрешения органов прокуратуры, форма устанавливается приказом Генерального прокурора РФ. Из ст. 38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственными за обеспечение пожарной безопасности указаны собственники имущества, руководители федеральных и местных органов власти, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, руководители организаций, лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. К перечисленным категориям они не относятся. Проверяющий инспектор Госпожнадзора не имеет права выходить за пределы своих полномочий, указанных в ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» и осуществлять проверки выполнения обязательных нормативных актов, не отнесенных к компетенции Госпожнадзора (СНиП, ПУЭ и т.п.), а это указано в протоколе об административном правонарушении. В предписании ГПН и административном протоколе содержатся ссылки на документы, проверка соблюдения которых не входит в компетенцию органов Госпожнадзора, такие как требование соблюдать правила устройства электроустановок (ПУЭ) со ссылкой на пункт правил пожарной безопасности РФ. Наличие в ППБ-01-0З требований соблюдать нормы ПУЭ автоматически не наделяет органы ГПН правом контроля и наложения административных взысканий за нарушение на объекте правил устройства электроустановок. Согласно ст. 9.11 и 23.30 КоАП РФ административное наказание за невыполнение требований ПУЭ могут налагать только органы государственного энергетического надзора. Аналогичная ситуаций складывается с выявлением и административным наказанием за нарушение строительных норм и правил, подведомственность которых также определена в КоАП другим надзорным органом. Обязательными для исполнения являются нормы, содержащиеся в технических регламентах, независимо от того, чем принят Технический регламент — федеральным законом, постановлением Правительства или в особых случаях указом Президента; актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию или международным договором России. Остальные нормы обеспечения пожарной безопасности, содержащиеся в сводах правил, и др., не могут носить обязательный характер (ч. 3 ст. 7 184-ФЗ 2002 года), т. е. носят рекомендательный характер и направлены на повышение защищенности объекта от пожара, снижение вероятности его возникновения. Само по себе перечисление в административном протоколе допущенных противопожарных нарушений не является доказательством наличия реальной угрозы жизни и безопасности людей. Величиной, отделяющей мнимую угрозу от реальной, является величина допустимого индивидуального риска, равного 10 в минус шестой степени (одна миллионная в год на человека), установленная в ст. 79 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». А без проведения пожарно-технической экспертизы установить величину пожарного риска не возможно. В протоколе указано отсутствие стационарных средств пожаротушения (автоматических установок). Однако, согласно ч. 1 ст. 89 123-ФЗ Технического регламента, расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Представитель отдела ГПН г. Жигулевск – Б. в судебном заседании настаивал на привлечении ООО «Волжский СМП-239» к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 УК РФ, указывая, что данное общество фактически эксплуатирует здание общежития, которое на баланс органа местного самоуправления не передавалось, жильцы общежития оплачивают коммунальные услуги и содержание жилья непосредственно в ООО «Волжский СМП-239», работник общества приказом по предприятию назначен ответственным за пожарную безопасность, общество сдает помещения общежития в аренду, однако СМП не предпринимает никаких действий к устранению выявленных нарушений пожарной безопасности. Нормы Правил пожарной безопасности носят отсылочный характер к СНиП и Правилам устройства электроустановок, а поэтому могут применятся при осуществлении надзора. Основанием для проведения внеплановой проверки являлось исполнение поручения Правительства РФ от 29 ноября 2010 года, о чем указано в распоряжении о проведении внеплановой проверки в связи с чем, на основании п.3 ч.2 ст.10 Федерального Закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ, согласование проведения проверки с органами прокуратуры не требуется. Федеральный Закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года, применяется в отношении объектов возведенных после его принятия, либо к ранее возведенным при принятии решении собственником или владельцем о проведении пожарно-технической экспертизы. В отношении здания общежития такая экспертиза никем не проводилась, в связи с чем возражения лица привлекаемого к ответственности о том что расчет эвакуационных путей и выходов должен производится без учета применяемых в них средств пожаротушения, во внимание приняты быть также не могут.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд считает, что вина лица привлекаемого к административной ответственности в нарушении требований пожарной безопасности при эксплуатации здания общежития нашла свое подтверждение.
Здание общежития на баланс органа местного самоуправления не принималось, в собственность муниципалитета не передавалось.
ООО «Волжский СМП239» принимает коммунальные платежи от лиц, проживающих в здании общежития, что подтверждается представленными квитанциями.
Приказом директора общества от 1.01.2009 года работник общества - комендант общежития назначен лицом ответственным за противопожарную безопасность.
Помещения в указанном здании сдаются ООО «Волжский СМП-239» другим организациям.
Директор общества принимал участие в проверке, проводимой представителем ОНД, никаких возражений в связи с этим не выдвигал.
В протоколе об административном правонарушении указано, что здание общежития только юридически не имеет отношения к ООО «Волжский СМП-239».
На основании этих фактов суд считает что ООО «Волжский СМП-239» продолжает до настоящего времени эксплуатировать здание общежития, а потому в силу ч.1 ст.38 Федерального Закона «О пожарной безопасности» несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на данном объекте.
Все иные возражения лица, привлекаемого к ответственности, суд отвергает на основании доводов представителя ОНД, которые суд считает основанными на законе и подтвержденными соответствующими документами.
Виновность ООО «Волжский СМП-239» суд усматривает в бездействии, то есть непринятии до вынесения протокола об административном правонарушении всех необходимых мер по соблюдению и исполнению требований законодательства о пожарной безопасности на принадлежащем ему объекте.
При определении степени виновности лица привлекаемого к ответственности, суд принимает во внимание, что часть жилых помещений в общежитии (какая конкретно не установлена), но не все, приватизирована занимающими их жильцами, на которых также лежит ответственность по содержанию общего имущества собственников помещений здания в соответствующем противопожарном состоянии.
Определяя вид наказания, суд считает, что исполнение наказания в виде административного приостановления деятельности, на чем настаивает надзорный орган, невозможно, ввиду отсутствия у администрации г.о. Жигулевск достаточного количества жилых помещений маневренного фонда, необходимых для отселения жильцов общежития, а также по причине того, что административное приостановление деятельности повлечет и необходимость отселения собственников приватизированных помещений – физических лиц, чего КоАП РФ не предусматривает.
Вместе с тем суд признает, что выявленные и имевшиеся нарушения пожарной безопасности должны быть устранены, игнорирование этого обстоятельства может повлечь неблагоприятные последствия, в связи с чем, юридическое лицо – ООО «Волжский СМП-239» должно понести ответственность в целях охраны прав и свобод лиц, проживающих в помещениях, предупреждения совершения обществом повторных нарушений в данной области, в виде штрафа, в размере 10000 рублей.
Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ООО «Волжский СМП» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере десять тысяч рублей, который подлежит перечислению на счет УФК по Самарской области (ГУ МЧС России по Самарской области<данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Жигулёвский городской суд в течение 10 дней после его получения.
<данные изъяты>
Судья Жигулевского
городского суда А.В.Сычев