постановление по адм. материалу по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ в отношении администрации г.о.Жигулевск



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 марта 2011 года г. Жигулёвск

Судья Жигулёвского городского суда Самарской области Сычев А.В.

с участием заместителя начальника ОНД г.о. Жигулевск Б.

законного представителя администрации городского округа Жигулевск С.,

при секретаре Калиниченко С.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации городского округа Жигулевск,

У С Т А Н О В И Л:

В результате внепланового мероприятия по контролю в отношении юридического лица – администрации г.о.Жигулевск, эксплуатирующего здание общежития по адресу: <адрес>, проведенного с 24.01.2011 по 08.02.2011г. государственной инспекцией г. Жигулевска по пожарному надзору, выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем 14.02.2011 года в отношении администрации г.о.Жигулевск составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно заключения об угрозе жизни и здоровью людей в здании Муниципального общежития, расположенного в <адрес>, выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- электропроводка в поэтажных коридорах, коридоров блоков, санитарных комнатах выполнена открытым способом, с использование временных участков, с использованием неравнозначных по сечению и материалу жил проводов, без учета расчетной и потребляемой мощности. При монтаже электрооборудования, не учитываются требования по выбору степени защиты от взаимодействия с окружающей средой (используется незащищенное электрооборудование во влажных помещениях), не выполняются мероприятия по защите попадания влаги на электрооборудование. Соединения электропроводов выполнены вне соединительных коробок, без спайки, опрессовки либо болтового соединения, без изоляции соединений, равноценной изоляции проводов. Контроль за техническим состоянием электрооборудования не осуществляется. Допускается самостоятельное, с нарушением действующих норм подключение дополнительного, непроектного электрооборудования жильцами дома, в том числе установка электроплит без защитного заземления. Допускается эксплуатация электросветильников подвешенных на электропроводах, не закрепленных жестко за конструкцию. Допускается эксплуатация электросветильников не оборудованных плафонами, предусмотренными конструкцией. Отсутствуют устройства защитного отключения типа УЗО. Данные нарушения служат реальных причинами возникновения пожара, что само по себе создает угрозу жизни людей.

- здание общежития не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации. Данное нарушение не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения в целях организации безопасной эвакуации, создает угрозу безопасной эвакуации людей.

- в здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 типа. Данное нарушение создает угрозу безопасной эвакуации людей.

- отсутствует заполнение проемов выходов из поэтажных коридоров на лестничные клетки (I, 2, 3 этаж), выхода из коридора первого этажа в фойе. Двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания. Данные нарушения создают угрозу распространения продуктов горения на пути эвакуации, что будет препятствовать безопасной и своевременной эвакуации людей из здания при пожаре.

- не обеспечен доступ и свободное открывание дверей соединяющих смежные блоки правого и левого крыла, тем самым не обеспечена эвакуация не менее чем через два эвакуационных выхода. В коридорах блоков хранится мебель, домашние вещи, препятствующие эвакуации. Двери из блоков в коридоры закрыты на замки, не обеспечивающие свободный доступ для эвакуации в обоих направлениях. Не обеспечен свободный доступ и открывание дверей на наружные открытые лестничные клетки, данные лестничные клетки загромождены мебелью, вещами. Данные нарушения препятствуют возможности проведения своевременной и безопасной эвакуации из здания.

- не предусмотрено эвакуационное освещение в здании общежития. Данное нарушение не обеспечивает безопасность при проведении эвакуации из здания.

- внутренний противопожарный водопровод не укомплектован, согласно норм. Первичные средства пожаротушения отсутствуют. Данные нарушения не позволят провести ликвидацию пожара в начальной стадии его развития, создает условия для распространения опасных факторов пожара, что создает угрозу жизни людей.

- произведено изменение функционального назначения помещений, с нарушением требований пожарной безопасности, без внесения соответствующих изменений в проектную документацию на здание, в том числе в коридорах и санитарных помещениях оборудованы кухни, размещены дополнительные жилые помещения в административных, бытовых помещениях общежития. Данные нарушения создают угрозу жизни людей в случае возникновения пожара.

- оконные проемы подвального помещения забиты металлическими и деревянными щитами. Данное нарушение ограничивает возможность использования окон как аварийных выходов, не позволит пожарным подразделениям своевременно проводить аварийно-спасательные работы.

- в здании общежития, распорядительным документом не установлен соответствующий противопожарный режим. Не определены ответственные лица, контроль за соблюдением правил пожарной безопасности проживающими не осуществляется. Не организовано ознакомление (под роспись) с правилами пожарной безопасности проживающих. Не разработаны и не вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Данные нарушения создают как угрозу возникновения пожара, так организации своевременной и безопасной эвакуации, что создает угрозу жизни людей.

- на стенах здания отсутствуют указатели ближайших пожарных гидрантов. Данное нарушение затрудняет организацию работ по тушению пожара, тем самым способствует распространение пожара по большим площадям, создает реальную угрозу жизни людей.

В судебном заседании представитель лица привлекаемого к административной ответственности не признал вину в совершении указанного правонарушения и указал, что администрация не является надлежащим субъектом данного правонарушения, поскольку в ее структуре существует самостоятельное юридическое лицо – держатель казны – Комитет по управлению муниципальным имуществом, на которого, в соответствии с положением о нем, и возложена обязанность содержать имущество в соответствии с требованиями пожарной безопасности, что подтверждается и арбитражной практикой. Одновременно признал, что часть здания администрация сдает в аренду ГОУ СПО «Жигулевский радиотехнический техникум». Никаких расходов по содержанию здания общежития администрация округа не несет. В настоящее время общежитие переведено в разряд многоквартирных домов.

Представитель отдела ГПН г. Жигулевск – Б. в судебном заседании пояснил, что протокол в отношении администрации г.о. Жигулевск им был составлен на том основании, что здание общежития находится в муниципальной собственности с 2007 года. Комитет по управлению имуществом является только структурным подразделением непосредственно администрации городского округа. Арбитражная судебная практика противоречива и в части решений признается, что Комитет по управлению муниципальным имуществом не является субъектом указанного нарушения. Не отрицал что по договору здание общежития передано в МУП «ЖКХ» г.Жигулевска в безвозмездное пользование, однако это предприятие в настоящее время находится в стадии банкротства, а услуги по содержанию и ремонту общего имущества жильцам здания оказывает по устной просьбе представителя администрации ООО УК «ЖКС» без какого-либо договора.

Определением Жигулевского городского суда от 04.03.2011г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Жигулевск, ООО УК «ЖКС» и МУП «ЖКХ», представители которых не явились в судебное заседание, о слушании дела извещались надлежащим образом.

При разрешении дела суд принимает во внимание, что в соответствии с актом приема-передачи от 29.12.2006г. Министерство имущественных отношений Самарской области передало городскому округу Жигулевск Самарской области в собственность здание общежития по <адрес>.

Постановлением мэра г.о. Жигулевск от 18 мая 2007 года №773 здание принято в муниципальную собственность городского округа, включено в реестр муниципального имущества, принято на баланс самостоятельного юридического лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом, передано Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства в безвозмездное пользование.

В соответствии с постановлением Жигулевского городского суда от 17.12.2007 года МУП «Жилкомхоз» было признано виновным в совершении административного правонарушения по факту нарушения норм пожарной безопасности аналогичным вышеуказанным, при эксплуатации здания того же общежития на основании пю.2.3.2 договора №179 от 30.12.2005 года между муниципальным образованием г.о. Жигулевск и МУП «ЖКХ», в соответствии с которым последнее было обязано содержать имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации, соблюдать меры противопожарной безопасности.

Представителем лица, привлекаемого к ответственности признается тот факт, что МУП «Жилкомхоз» находится в стадии банкротства, никакой деятельности не осуществляет, одновременно признано что жильцы общежития оплачивают проживание в нем ООО УК « ЖКС» без заключения между администрацией и данной управляющей компанией какого-либо договора.

Оценивая возражения представителя лица, привлекаемого к ответственности о том, что администрация г.о. Жигулевск не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, суд считает что они не могут быть положены в основу для прекращения дела, поскольку в соответствии с положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Жигулевск, утвержденным решением Думы г.о. Жигулевск от 27 декабря 2006 года, он является отраслевым органом администрации по организации и обеспечению реализации ее полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом на территории городского округа, общее руководство комитетом осуществляется мэром г.о. Жигулевск, его содержание осуществляется за счет средств бюджета городского округа, он является некоммерческой организацией. Однако из анализа его задач и функций не следует, что на Комитет возложены обязанности содержания муниципального имущества в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Таким образом, суд считает, что собственником здания общежития является непосредственно администрация городского округа Жигулевск, которая в соответствии с ч.1 ст.38 Федерального Закона «О пожарной безопасности» несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

На основании ст.215 ГК РФ, имущество принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям является муниципальной собственностью.

В соответствии со ст.7 п.2 Устава г.о. Жигулевск к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

На основании ст.23 Устава структуру органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа Жигулевск; мэр городского округа Жигулевск; администрация городского округа Жигулевск. В соответствии со ст.36 Устава именно администрация управляет и распоряжается муниципальной собственностью. В силу ст.59 Устава в собственности городского округа находятся жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в границах городского округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Виновность органа местного самоуправления суд усматривает в бездействии, то есть непринятии до вынесения протокола об административном правонарушении всех необходимых мер по соблюдению и исполнению требований законодательства о пожарной безопасности на принадлежащем на праве собственности объекте.

Последующий перевод здания из статуса общежития в многоквартирный дом, на основании постановления мэра г.Жигулевска № 215 от 11.03.2011г. значения не имеет поскольку такой перевод осуществлен после выявленных нарушений.

Факт действия до настоящего времени договора о передаче здания в безвозмездное пользование МУП «Жилкомхоз», суд также не расценивает как основание освобождения собственника здания от несения бремени расходов на его содержание, поскольку представителем собственника признано что МУП «ЖКХ» находится в стадии банкротства, то есть не может эффективно с соблюдением соответствующих норм, эксплуатировать здание общежития, чему подтверждением также является фактическая передача здания для содержания иной управляющей компании.

В отсутствие соответствующего договора, оснований возлагать ответственность на ООО УК «ЖКС» за соблюдение противопожарных норм при эксплуатации здания общежития, не имеется.

При определении степени виновности лица привлекаемого к ответственности, суд принимает во внимание, что часть жилых помещений в общежитии (какая не установлена), приватизирована занимающими их жильцами, на которых также лежит ответственность по содержанию общего имущества собственников помещений здания в соответствующем противопожарном состоянии.

Определяя вид наказания, суд считает что исполнение наказания в виде административного приостановления деятельности невозможно, ввиду отсутствия у органа местного самоуправления достаточного количества жилых помещений маневренного фонда, необходимых для отселения жильцов общежития, а также по причине того что административное приостановление деятельности повлечет и необходимость отселения собственников приватизированных помещений – физических лиц, чего КоАП РФ не предусматривает.

Вместе с тем суд признает, что выявленные и имевшиеся нарушения пожарной безопасности должны быть устранены, игнорирование этого обстоятельства может повлечь неблагоприятные последствия, в связи с чем администрация г.о. Жигулевск должна понести ответственность в целях охраны прав и свобод лиц, проживающих в помещениях, в настоящее время многоквартирного дома, принадлежащих администрации г.о. Жигулевск, предупреждения совершения повторных нарушений в данной области, в виде штрафа, в размере 10000 рублей.

Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать муниципальное учреждение администрацию городского округа Жигулевск виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере десять тысяч рублей.

Постановление может быть обжаловано в Самарский облсуд через Жигулёвский городской суд в течение 10 дней после его получения.

<данные изъяты>

Судья Жигулевского

городского суда А.В.Сычев