решение по адм. материалу по ст. 5.27 КоАП РФ по жалобе МУЗ ЦГБ г.о.Жигулевск



Р Е Ш Е Н И Е

г. Жигулевск 18 апреля 2011 года

Судья Жигулевского городского суда Сычев А.В.,

при секретаре Болотовой Т.А.,

с участием помощника прокурора г.о. Жигулевск Артемьевой Т.В.,

государственного инспектора труда Н.,

представителя лица, привлекаемого к ответственности – Муниципального учреждения здравоохранения Центральная городская больница городского округа Жигулевск - Т.., действующей на основании доверенности,

потерпевших М., П., Л.,

рассмотрев жалобу МУЗ ЦГБ г.о. Жигулевск на постановление государственного инспектора труда в Самарской области о назначении административного наказания,

У С Т А Н О В И Л :

На основании постановления прокурора г. Жигулевск от 11.02.20011 года, государственным инспектором труда в Самарской области Н. 10 марта 2011 года вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении Муниципального учреждения здравоохранения Центральная городская больница городского округа Жигулевск, которым оно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей по факту нарушения учреждением норм ТК РФ при осуществлении выплат заработной платы младшему медицинскому персоналу родильного отделения за работу в ночное время, выходные или нерабочие праздничные дни.

Обжалуя данное постановление, муниципальное учреждение указывает, что его выводы не соответствуют действительности, поскольку в родильном отделении учреждения установлен сменный график работы, и в случае попадания смены работника на выходной день она оплачивается на основании ст.111 ТК РФ, то есть как за обычный день, оплата работы одной из потерпевших, единственной из работавшей 4 ноября 2010 года, произведена в размере не менее двойной ставки, оплата работы в ночное время одной их потерпевшей, единственной из работавших в ночное время, производилась согласно ст.154 ТК РФ, Постановления Правительства Самарской области №416 от 20.10.2008 года, постановлением мэра городского округа Жигулевск №2024 от 31.10.2008 года в размере 50% часовой тарифной ставки за каждый час работы, то есть в повышенном размере по сравнению с оплатой труда в нормальных условиях.

Представитель лица привлекаемого к ответственности доводы жалобы поддержала.

Потерпевшие М., П., Л. возражали против удовлетворения жалобы показав, что являются медицинскими сестрами родильного отделения МУЗ ЦГБ г.о. Жигулевск. В соответствии с их трудовыми договорами, размер их оклада установлен ниже прожиточного минимума. При работе в условиях отклоняющихся от нормальных, работодателем это не учитывается, положенные за это выплаты выплачиваются как разница между их окладом и МРОТ, тогда как должны выплачиваться помимо МРОТ.

Государственный инспектор Н. в судебном заседании настаивала на своем письменном отзыве на жалобу, в соответствии с которым считала ее необоснованной, а свое постановление законным, поскольку по ее мнению стимулирующие и компенсационные выплаты выплачивались и начислялись младшему медицинскому персоналу, но в рамках минимального размера оплаты труда, который работодатель должен был им выплачивать без учета таких выплат.

Свидетель – главный бухгалтер МУЗ ЦГБ В. показала что при начислении заработной платы медицинскому персоналу муниципальное учреждение руководствуется положениями ТК РФ, а также п.6.2 Постановления Правительства Самарской области №416 от 20.10.2008 года, и принятым на его основании Постановлением мэра городского округа Жигулевск №2024 от 31.10.2008 года. Признала, что учреждением в состав минимального размера оплаты труда работникам полностью отработавшего за норму рабочего времени и выполнившего нормы труда включаются стимулирующие и компенсационные выплаты, при этом в отсутствие таких выплат, работник все равно будет получать заработную плату не менее МРОТ.

Прокурор полагал доводы жалобы необоснованными.

Разрешая жалобу, суд принимает во внимание, что одним из провозглашенных в Конституции РФ прав человека является право каждого на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Заработная плата (оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Минимальный размер оплаты труда является минимальным государственным стандартом в институте оплаты труда, определенном в перечне государственных гарантий (ст. 130 ТК РФ).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, его выплата обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств этих бюджетов, внебюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Пункт 6.2 Постановления Правительства Самарской области указывает только на то, что работникам учреждения заработная плата которых по новой системе оплаты труда с учетом компенсационных и стимулирующих выплат ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, устанавливаются выплаты в абсолютном размере с учетом дифференциации оплаты труда по должностям служащих.

Ранее, до принятия Федерального Закона от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ, статья 129 ТК РФ содержала определение МРОТ как размера месячной заработной платы в величину которого не включаются компенсационные, стимулирующие, и социальные выплаты.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 года №1557-О-О из положений ТК РФ следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Изменения, внесенные в статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ (пункт 1 статьи 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации и в частности ст.2 ТК РФ предусматривающей такой основной принцип правового регулирования трудовых отношений как равенство прав и возможностей работников и ст.132 ТК РФ, предусматривающей что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

По изложенным соображениям суд считает, что установление МУЗ ЦГБ г.о. Жигулевск системы оплаты труда не учитывающей квалификацию, сложность, количество и качества труда его работников предусматривающую выплату работнику минимального размера оплаты труда вне зависимости от наличия у него права на получение стимулирующих и компенсационных выплат, является нарушением их прав, предусмотренных ТК РФ, а следовательно подпадает под диспозицию ст.5.27 КоАП РФ, в связи с чем доводы жалобы в качестве оснований для отмены обжалуемого постановления приняты быть не могут, таковое признается законным и обоснованным, а назначенное наказание минимальным из возможных.

Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу Муниципального учреждения здравоохранения Центральная городская больница городского округа Жигулевск оставить без удовлетворения, постановление №2/352 государственного инспектора труда в Самарской области Н. от 10 марта 2011 года о назначении административного наказания оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в Самарский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.

<данные изъяты>

Судья Жигулевского

городского суда ФИО1