Решение по жалобе защитника мэра г.о.Жигулевск на постановление о назначении админ. наказания по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ



Р Е Ш Е Н И Е

г. Жигулевск 4 июля 2011 года

Судья Жигулевского городского суда Сычёв А.В.,

при секретаре Калиниченко С.Л.,

с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, - мэра г.о. Жигулевск Курылина А.И. – С.А.В., действующего на основании доверенности,

представителя ОНД г.о. Жигулевск Б.С.А.,

прокурора Шишкина Д.В.

рассмотрев жалобу защитника мэра г.о. Жигулевск Курылина А.И. - С.А.В. на постановление главного государственного инспектора г.о. Жигулевск по пожарному надзору (начальника ОНД г.о. Жигулевск) о назначении административного наказания,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением №206 главного государственного инспектора г.о. Жигулевск по пожарному надзору (начальника ОНД г.о. Жигулевск) от 8 июня 2011 года на основании постановления и.о. прокурора города Жигулевск от 23 мая 2011 года о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного по результатам совместной проверки исполнения требований о пожарной безопасности мэром г.о. Жигулевск Курылиным А.И., он был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 2000 рублей.

Существо допущенного должностным лицом нарушения проявилось, по мнению административного органа, в том, что им не обеспечено в полном объеме выполнение органами местного самоуправления полномочий по реализации первичных мер пожарной безопасности предусмотренных ст. 19 Федерального Закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Закон №69-ФЗ), ст.16 п. 10 Федерального Закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее по тексту Закон №131-ФЗ), а именно:

Не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

Так, Постановлениями мэра г.о. Жигулевск от 22.07.2008 года №1220 "Об утверждении положения о добровольной пожарной охране на территории городского округа Жигулевск", от 08.12.2008 года №2249 "Об утверждении порядка ведения и хранения реестра пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны", от 06.02.2009 года №203 "О принятии граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения добровольной пожарной охраны и внесении их в реестр", от 17.04.2009 года №747 "О принятии граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения добровольной пожарной охраны и внесении их в реестр" в населенных пунктах городского округа создано 5 добровольных дружин с общей численностью 33 человека. Однако дальнейшие мероприятия по созданию необходимых условий для их практического применения в целях принятия мер по локализации пожаров и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, в том числе обучение членов дружин, обеспечение их необходимым инвентарем и инструментом, мероприятия по стимулированию участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности не ведутся.

Территории общего пользования не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. На момент проверки в наличии имелся только отдельный инструмент и запас пожарных рукавов с пожарной колонкой в активе комитета по работе с населением и добровольного пожарного формирования созданного в <адрес>.

Не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Постановлением мэра г.о. Жигулевск от 14.12.2010 года № 2778 «Об утверждении ведомственной целевой программы городского округа Жигулевск «Замена и капитальный ремонт пожарных гидрантов в городском округе Жигулевск на 2011 год» с целью обеспечения необходимых условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, впервые за последнее десятилетие предусмотрены конкретные мероприятия по восстановлению наружного водоснабжения на территории городского округа. Данная программа предусматривала проведение в течение 2011 года работ по замене 79 и капитальному ремонту 56 пожарных гидрантов, а так же проведение других работ, в том числе текущий ремонт 86 гидрантов. Проверкой проведенной в октябре 2010 года ГУ 10 ОФПС г.о. <адрес>, из 410 проверенных гидрантов – 112 неисправны, 155 требуют ремонта. В городском округе зафиксированы районы, где водоснабжение отсутствует полностью (<адрес>), или не обеспечивается даже минимальный расход воды на нужды пожаротушения (<адрес>, отдельные участки <адрес>). Однако Постановлением мэра г.о. Жигулевск от того же 14.12.2010 года № 2780а «О приостановлении действия отдельных правовых актов мэра г.о. Жигулевск» реализация данной программы приостановлена.

Территории сел Богатырь, Солнечная поляна, Ширяево, Зольное, имеют тупиковые магистральные противопожарные водопроводы длиной более 200 м., что является нарушением требований п.8.5 СНиП 2.04.02-84*.

При наличии непосредственной близости наружных открытых (р. Волга, озера, протоки) источников водоснабжения на территории городского округа отсутствуют оборудованные места для забора воды с помощью специальной автотехники.

Обозначение источников противопожарного водоснабжения знаками пожарной безопасности не соответствует требованиям норм - на зданиях знаки отсутствуют, либо выполнены с нарушением требований НПБ 160.

Система наружного освещения пожарных гидрантов в темное время суток ограничена границами основных улиц города, внутриквартальное освещение отсутствует. Отсутствует четкая система учета наружных источников противопожарного водоснабжения. Пожарные гидранты не опломбированы.

Не включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

Статьей 65 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", установлено, что планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов должны входить в проектную документацию в виде раздела "Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности". Одним из вопросов обеспечения пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период, является предотвращение возможных переходов лесных пожаров в населенные пункты, которое обеспечивается, в том числе путем устройства противопожарных разрывов, устройства минерализированных полос.

В соответствии со ст. 53.1. Лесного кодекса Российской Федерации: «Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом». Пунктом 15 ст. 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", установлено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов – не менее 15 метров.

Все населенные пункты, входящие в городской округ Жигулевск, непосредственно примыкают к лесным массивам. Генеральным планом развития городского округа мероприятия по данному направлению не предусматриваются, застройка в индивидуальном жилом секторе ведется вплотную к лесным массивам, контроль со стороны органов местного самоуправления не ведется.

Проведение работ по устройству противопожарных разрывов и минерализованных полос на всей протяженности участка (ов) границы населенных пунктов с лесным массивом, удаление сухой растительности, а так же другие мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения так же предусмотрены Постановлением мэра городского округа Жигулевск от 14.03.11 года № 224 «Об усилении мер пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период 2011 года на территории городского округа Жигулевск», решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Жигулевск, определены лица ответственные за проведение данной работы. В ходе объезда территории г.о. Жигулевск установлено, что на настоящий момент данные мероприятия необходимо провести в местах:

<адрес> <адрес>

<адрес><адрес>

<адрес><адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.

<адрес><адрес>.

<адрес><адрес>.

<адрес> - мкр. Яблоневый Овраг <адрес>, <адрес>

В ходе проверки установлено, что для оповещения населения проживающего непосредственно в черте города Жигулевска предусмотрено использование системы территориального централизованного оповещения из 6 уличных электросирен С-40 и точек оповещения локальной системы оповещения Жигулевской ГЭС. Для оповещения населения проживающего в мкр. Яблоневый Овраг, селах Бахилова Поляна, Зольное, Богатырь, Солнечная Поляна, Ширяево автоматизированных систем централизованного оповещения населения не предусмотрено. Не решен вопрос о системе оповещения территорий дачных и садоводческих товариществ для оповещения людей на случай пожара.

В с. Ширяево для оповещения населения используется сигнальный колокол, в селе Богатырь для использования в качестве системы оповещения населения предполагается использование сирен Жигулевского известкового завода.

Часть территории городского округа <адрес> не обеспечены возможностью вызова пожарной охраны по единому номеру вызова «01», что является нарушением ст. 22 Федерального Закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Помимо организации деятельности созданных добровольных противопожарных формирований, деятельность которых должна быть направлена, в том числе на принятие мер по локализации пожара и спасению имущества до прибытия подразделением ГПС, однако носит формальный характер и практического применения не находит в отсутствие отработанной системы привлечения данных формирований к работе, п. 8.1 ст. 16.1 Федерального Закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относит создание муниципальной пожарной охраны. Работа и по данному направлению не ведется, хотя неоднократно отмечалось, что ряд районов и поселений городского округа находится за нормативным временем прибытия существующих пожарных подразделений, предусмотренным ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В целях организации комплекса мероприятий по защите населенных пунктов, примыкающих к лесным массивам Постановлением мэра г.о. Жигулевск от 14.03.11 года № 224 «Об усилении мер пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период 2011 года на территории городского округа Жигулевск» предусмотрен достаточно большой ряд мероприятий, исполнение которых направлено на обеспечение предупреждения пожаров, предотвращения перехода лесных пожаров в населенные пункты, организацию связи и оповещения, эвакуации людей, однако вопросы финансового, материально-технического обеспечения реализации данных мероприятий не отражены, исполнителями многих мероприятий назначены должностные лица, не обладающие достаточными организационными и распределительными функциями, ресурсом материальных и финансовых средств (например, руководители и специалисты комитетов по работе с населением), что говорит о декларативности данного Постановления и отсутствия возможности реализации предусмотренных мер, отсутствия контроля за его исполнением.

Кроме того, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие), что является нарушением п. 112 ППБ 01-03.

На территории сельских населенных пунктов, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны, что является нарушением п. 114 ППБ 01-03.

Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп, что является нарушением п. 31 ППБ 01-03.

На территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов, что является нарушением п. 32 ППБ 01-03.

Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п., что является нарушением п. 21 ППБ 01-03.

В нарушение требований п. 26 ППБ 01-03 допускается разведение костров, сжигание отходов и тары не разрешается в пределах установленных нормами проектирования противопожарных расстояний, но не ближе 50 м до зданий и сооружений. Сжигание отходов и тары в специально отведенных для этих целей местах должно производиться под контролем обслуживающего персонала.

Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения, что является нарушением п. 27 ППБ 01-03.

Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления, в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны, что является нарушением п. 89 ППБ 01-03.

У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, что является нарушением п. 90 ППБ 01-03.

При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления), что является нарушением п. 94 ППБ 01-03.

В нарушение требований п. 5*прил. 1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 15 ст. 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м. В городских поселениях для районов одно-двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15м.

В своей жалобе на указанное постановление, защитник лица привлекаемого к ответственности указывает на несогласие с ним, в связи с чем требует отменить по основанию отсутствия в действиях мэра г.о. Жигулевск состава указанного административного правонарушения, принятия им мер, направленных на обеспечение организации пожарной безопасности, одновременно указывая на допущенные при производстве по делу существенные процессуальные нарушения.

В частности, во исполнение п.10 ч.1 ст.16 Закона №131-ФЗ, возлагающего на органы местного самоуправление обязанность организации первичных мер пожарной безопасности, Постановлением мэра г.о. Жигулевск от 15.02.2010 года утверждено положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, Решением Думы г.о. Жигулевск от 30.10.2008 года №332 утверждена целевая программа г.о. Жигулевск «Обеспечение пожарной безопасности на 2009-2011 годы», Решением того же органа от 8.06.2011 года возобновлена ведомственная программа г.о. Жигулевск «Замена и капитальный ремонт пожарных гидрантов в г.о. Жигулевск на 2011 год», утвержденная Постановлением мэра г.о. Жигулевск от 14.12.2010 года №2778, разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера городского округа Жигулевск, согласованный с начальником ГУ МЧС России по Самарской области 19.09.2007 года. Проезд пожарной техники к местам пожаров обеспечивается. Для оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров администрацией г.о.Жигулевск заключены 2 соглашения по использованию сирен (ревунов) с ЗАО «Жигулевский известковый завод» (соглашение от 26.04.2011 № 271) и ПЧ-145 УПБ и АСР на объектах ОАО «Самаранефтегаз» (соглашение от 29.04.2011 № 288). В с.Ширяево и с.Бахилова Поляна для оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров установлены 2 рынды. Обучение населения мерам пожарной безопасности организовано через СМИ, УК, комитеты по работе с населением. То есть первичные меры пожарной безопасности мэром г.о. Жигулевск Курылиным А.И. выполняются полностью.

Круг полномочий мэра определен статьей 33 Устава, является исчерпывающим. Указанные в постановлении об административном правонарушении обстоятельства не входят в компетенцию мэра городского округа Жигулевск.

Исполнительно-распорядительным органом городского округа Жигулевск является администрация городского округа. В целях реализации мер пожарной безопасности, администрацией было принято постановление мэра г.о. Жигулевск от 22.07.2008 № 1220 «Об утверждении положения о добровольной пожарной охране на территории городского округа Жигулевск», Постановлением мэра г.о. Жигулевск от 08.12.2008 № 2249 «Об утверждении порядка ведения и хранения реестра пожарных муниципальных подразделений добровольной пожарной охраны и внесении их в реестр». Реализуя вышеназванные положения местных нормативно-правовых актов в городе Жигулевске, было создано 6 добровольных пожарных формирований численностью 33 человека. Данные формирования были задействованы на тушении пожаров окологородских лесов. Однако, помимо добровольных формирований в городском округе Жигулевске находятся три пожарные части. Добровольные пожарные формирования созданы в целях борьбы с пожарами, до прибытия профессиональных пожарных подразделений, а так же в помощь действующим профессиональным пожарным частям. Опашка лесных массивов осуществляется но мере необходимости. Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определены ответственные лица за опашку и создание минерализационных полос. Для оповещения граждан о пожарах, в городском округе Жигулевск установлено 6 сирен. Также сирены имеются па территории Жигулевского известного завода, являющегося предприятием образующим сельский населенный пункт Богатырь, с которым Администрацией городского округа Жигулевск заключено соглашение об оповещении в случае пожара. Население с. Зольное предусмотрено оповещать в случае пожара сиреной ПЧ-145 ОАО «Самаранефтегаз», о чем также заключено соответствующее соглашение.

Мэром г.о. Жигулевск были приняты соответствующие нормативные акты, то есть все зависящие от него меры, в целях реализации первичных мер пожарной безопасности.

Постановлением главного государственного инспектора г.о. Жигулевск по пожарному надзору от 12.05.2011 № 141 администрация городского округа Жигулевск уже привлечена к административной ответственности за те же нарушения правил пожарной безопасности, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.05.2011 г. в отношении мэра, постановление о чем обжаловано в Арбитражный суд.

27 апреля 2011 года рабочей группой ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка готовности городского округа Жигулевск Самарской области к пожароопасному сезону 2011 года. Работа по устранению выявленных проверкой недостатков в городском округе Жигулевск организована.

В целях создания условий для организации добровольной пожарной охраны в городском округе проведены следующие мероприятия:

ДПД с. Бахилова Поляна обеспечено мотопомпой и экипировано боевой одеждой пожарного;

ДПД с. Ширяево обеспечено шанцевым инструментом, пожарной колонкой с запасом рукавов;

ДПД мкр. Александровское Поле обеспечено ранцевыми огнетушителями и экипировано боевой одеждой пожарного;

направлен запрос в ГУ МЧС по Самарской области о готовности к приему четырех АРС для укомплектования ДПФ;

подготовлен проект решения Думы городского округа о предоставлении льгот членам ДПФ.

Возобновлено выполнение Ведомственной целевой программы городского округа Жигулевск «Замена и капитальный ремонт пожарных гидрантов в городском округе Жигулевск на 2011 год» (для выполнения мероприятий программы выделено 250 тыс. рублей, во втором полугодии 2011 года запланировано выделение ещё 2 млн. рублей). На проектирование пирсов для забора воды в 3 квартале 2011 года запланировано выделение 600 тыс. рублей. Подготовлен и согласован проект городской целевой программы «Создание муниципальной пожарной охраны г.о.Жигулевск в 2012-2014 г.г.».

Проведены работы по устройству минерализованных полос на участках примыкания населенных пунктов к лесным массивам в с. Ширяево, Солнечная Поляна, Бахилова Поляна. Завершение работ запланировано на июнь 2011 года.

Организовано выполнение работ по капитальному ремонту системы хозяйственно-питьевого водоснабжения мкр. Александровское Поле общей стоимостью 65925 тыс. рублей.

В июне месяце запланировано проведение тренировок в с.Ширяево и с.Бахилова Поляна по оповещению и порядку действий населения при получений сигнала о возникновении лесных пожаров.

Заключены соглашения с ЗАО «Жигулевский известковый завод» и ЗАО «Жигулевское карьероуправление» о выделении инженерной техники для тушения лесных пожаров.

Проектом Генерального плана развития городского округа, находящемся на согласовании в Министерстве регионального развития РФ, предусмотрен перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

С 17.03 по 17.05.2011 г. Курылин А.И. не исполнял обязанности мэра городского округа Жигулевск по причине нахождения в отпуске и временной нетрудоспособности. Проверка деятельности мэра г.о. Жигулевск Курылина А.И. проводилась с 18.04.2011 по 26.04.2011 в его отсутствие, без соответствующего уведомления, вручения акта проверки либо предписания.

Представитель ОНД г.о. Жигулевск, помощник прокурора г.Жигулевск считали вынесенное постановление законным и обоснованным. Не отрицали, что нарушения указанные в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении полностью аналогичны нарушениям, за которое привлечена к ответственности администрация г.о. Жигулевск как юридическое лицо, считая что одновременное привлечение за одни и те же нарушения юридического лица и должностного лица, которое его возглавляет, возможно. Проверка в отношении муниципального образования г.о. Жигулевск проводилась в период с 18 по 26 апреля 2011 года на основании распоряжения главного государственного инспектора Самарской области, по результатам которой был составлен акт №58, полученный 26.04.2011 года и.о. мэра г.о. Жигулевск А.М.В. Копия акта также была направлена в прокуратуру г. Жигулевск, которой, на его основании проводилась проверка соблюдения мэром г.о. Жигулевск исполнения требований законодательства о пожарной безопасности с привлечением сотрудников ОНД в качестве специалистов для устных консультаций в ходе проверки. Обязанность обеспечения первичных мер пожарной безопасности возлагается на мэра г.о. Жигулевск федеральным законодательством, поскольку именно он возглавляет местную администрацию и обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. При назначении вида и размера наказания, учитывались количество допущенных нарушений и их характер.

Исследовав представленные доводы и основания в обоснование жалобы, возражения против ее удовлетворения, обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Ответственность по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, в редакции Федерального Закона от 9.11.2009 года, действующей на момент выявления правонарушения и рассмотрения дела, предусматривалась, в том числе для должностных лиц, за нарушение требований пожарной безопасности.

Федеральным законом от 3.06.2011 года №120-ФЗ статья 20.4 КоАП РФ изложена в новой редакции, при этом ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ усилилась для должностных лиц в части размера штрафа.

Курылин А.И. избран мэром муниципального образования городской округ Жигулевск в июне 2008 года.

На основании ст.3 Устава г.о. Жигулевск, принятого решением Думы городского округа Жигулевск от 30 октября 2008 года (далее Устав), муниципальное образование город Жигулевск наделен статусом городского округа, в состав которого входят город Жигулевск, сельский населенный пункт Зольное, сельский населенный пункт Солнечная Поляна, сельский населенный пункт Богатырь, село Ширяево, село Бахилова Поляна.

Статьей 2 Закона №131-ФЗ, городской округ определен как городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по самостоятельному решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. При этом, согласно ст.11 того же Закона в состав территории городского поселения могут входить территории предназначенные для развития его инфрастуктуры, в том числе территории сельских населенных пунктов.

Статьей 16 п.10 Закона №131-ФЗ и п.11 ст.7 Устава к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, в целях решения которого органы местного самоуправления наделены рядом полномочий и в частности формирование и размещение муниципального заказа; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития городского округа, а также иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом и Уставом.

На основании ст.19 Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» (далее Закон №69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.34 Закона №131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют кроме главы муниципального образования, также его представительный орган, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст.23 Устава, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют кроме мэра городского округа Жигулевск также Дума городского округа Жигулевск и администрация городского округа Жигулевск.

При этом, согласно ст.36 Закона №131-ФЗ, ст.32 Устава, мэр является высшим должностным лицом городского округа, наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию.

Пункты 1 и 5 ч.4 ст.36 Закона №131-ФЗ возлагают на главу местного самоуправления функцию представителя муниципального образования в отношениях с органами государственной власти, а также обязанность обеспечения осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, тогда как ст.33 Устава к полномочиям мэра обязанность такого обеспечения полномочий не отнесена, вместе с тем указано, что он осуществляет руководство администрацией на принципах единоначалия, издавая в пределах своих полномочий постановления и распоряжения.

Согласно ст.35 Устава и ст.37 Закона №131-ФЗ администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, обладает правами юридического лица, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Так в соответствии со ст.36 Устава администрация городского округа осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, разрабатывает проект бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период, а также проекты планов и программ социально-экономического развития городского округа, обеспечивает исполнение бюджета городского округа и программ социально-экономического развития городского округа, отчитывается о них, управляет и распоряжается муниципальной собственностью, осуществляет в городском округе финансовую, налоговую и инвестиционную политику; осуществляет в пределах полномочий, предоставленных законодательством, мероприятия по обеспечению обороны, государственной безопасности, мобилизационной подготовки и гражданской обороны; осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия, предусмотренные законодательством и настоящим Уставом.

Таким образом, специальным органом местного самоуправления городского округа Жигулевск, осуществляющим в соответствии с федеральным законодательством и Уставом исполнительно-распорядительные функции, в том числе исполнение программ развития округа, исполнение бюджета, принимаемого представительным органом, посредством которого финансируются мероприятия в том числе в области пожарной безопасности, меры по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, что в силу ст.1 Федерального Закона №69-ФЗ входит в понятие пожарной безопасности, является администрация городского округа Жигулевск, деятельностью которой руководит мэр городского округа путем издания соответствующих распоряжений и постановлений.

Представителем административного органа и прокурором не отрицается что мэр г.о. Жигулевск привлечен к административной ответственности за те же нарушения, что послужили основанием к привлечению к административной ответственности по той же норме, возглавляемого им юридического лица – администрации г.о. Жигулевск на основании постановления №141 о назначении административного наказания от 12 мая 2011 года, не вступившего к моменту рассмотрения настоящей жалобы в законную силу в связи с обжалованием.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ и согласно п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года №5 в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Вместе с тем, согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что виновность лица в совершении административного правонарушения включена в перечень обстоятельств, подлежащих выявлению по делу об административном правонарушении.

Исходя из смысла и содержания названных норм КоАП РФ следует, что принимая постановление о привлечении должностного лица органа местного самоуправления к административной ответственности, орган надзорной деятельности должен был доказать не только факт совершения правонарушения, но и вину главы местного самоуправления.

Однако в обжалуемом постановлении не отражено в чем конкретно выражается вина мэра г.о. Жигулевск в нарушениях, за которые уже привлечена к административной ответственности возглавляемая им администрация городского округа Жигулевск, в чем конкретно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей.

При этом административным и надзорным органами признано, что мэром г.о. Жигулевск издавались и издаются в пределах его компетенции соответствующие нормативные акты, регулирующие деятельность администрации г.о. Жигулевск и ее конкретных должностных лиц в области пожарной безопасности, такая деятельность велась и ведется.

Так административным органом признается факт создания добровольных дружин, укомплектование части из них оборудованием, оснащение первичными средствами пожаротушения части сельских населенных пунктов, принятие ведомственных программ в области пожарной безопасности, проведение работ по восстановлению водоснабжения отдельных районов города, по устройству противопожарных разрывов и минерализованных полос с лесным массивом, окружающим городской округ, относящимся к землям лесного фонда Национального Парка «Самарская Лука», заключение договоров администрацией с соответствующими организациями для централизованного оповещения населения, право, а не обязанность органов местного самоуправления на создание муниципальной пожарной охраны, наличие на территории городского округа 3 государственных пожарных частей.

Некоторые из вмененных нарушений является неконкретными, в частности отсутствуют адреса мест, где обозначение источников водоснабжения выполнены с нарушениями НПБ 160, где расположены свалки горючих отходов, мусора тары, мест, где допускается разведение костров и сжигание отходов, месторасположения дорог и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.

При принятии решения суд также учитывает, что исполнение вменяемых нарушений пожарной безопасности требует значительного финансирования, тогда как свои полномочия по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности органы местного самоуправления реализуют исходя из строго ограниченных финансовых возможностей, предусмотренных бюджетом городского округа, принимаемым представительным органом местного самоуправления.

Обращает также на себя внимание и возражение стороны защиты в части нарушения процедуры проведения проверки деятельности должностного лица.

Установлено, что при прокурорской проверке исполнения требований законодательства о пожарной безопасности мэром г.о. Жигулевск, был использован акт проверки администрации г.о. Жигулевск проведенной ОНД г. Жигулевск в период с 18 по 26 апреля 2011 года. Перечисленные в нем нарушения полностью легли в основу вынесенного и.о. прокурора г.о. Жигулевск постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, без какой-либо корректировки и уточнения роли и вины мэра г.о. Жигулевск в выявленных нарушениях. При указании в постановлении прокурора на формальный характер Постановления мэра от 14.03.2011 года №224 «Об усилении мер пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период…», сведений о его опротестовании, что входит в компетенцию прокурора, не содержится. Проверка деятельности мэра, а равно возглавляемой им администрации проводилась уполномоченными органами, как установлено в период его отсутствия на рабочем месте по уважительным причинам, что объективно лишало его возможности привести свои доводы либо возражения против вменяемых ему нарушений.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было вынесено прокурором спустя 5 дней (включая 2 выходных) после того как мэр приступил к исполнению своих обязанностей. Очевидно что за указанный короткий период те нарушения, которые вменялись в вину администрации г.о. Жигулевск, им устранены быть не могли. До вынесения данного постановления какие-либо объяснения от мэра г.о. Жигулевск не отбиралось, причины выявленных нарушений не устанавливались. При этом, после проведения проверки деятельности администрации г.о. Жигулевск, в отношении этого учреждения было вынесено предписание №58 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, содержащее 15 пунктов, из них 9 должны были быть исполнены в срок до 15.05.2011 года, то есть, как указано выше, в тот период, когда мэр г.о. Жигулевск Курылин А.И. не исполнял свои обязанности. В отношении мэра какие-либо предписания по результатам совместной, как указанно в постановлении прокурора проверки, вообще не выносились.

В обжалуемом постановлении не были также учтены и проанализированы те возражения, которые подавались мэром г.о. Жигулевск при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и его пояснения по административному делу от 8.06.2011 года, не указаны причины, по которым они отвергнуты административным органом.

Таким образом, обстоятельства, подтверждающие вину мэра г.о. Жигулевск в нарушениях администрацией г.о. Жигулевск требований пожарной безопасности, в ходе рассмотрения административного дела не доказаны.

Напротив, мэр г.о. Жигулевск в пределах своей компетенции, установленной Уставом округа, предпринял достаточные меры для того, чтобы подчиненные ему должностные лица администрации г.о. Жигулевск надлежащим образом выполняли требования пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах доводы жалобы признаются судом обоснованными, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 ч.1 п.3, 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, - мэра г.о. Жигулевск Курылина А.И.С.А.В., удовлетворить.

Отменить постановление №206 главного государственного инспектора г.о. Жигулевск по пожарному надзору (начальника ОНД г.о. Жигулевск) А.М.А. от 8 июня 2011 года о назначении административного наказания Курылину А.И. за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, дело производством прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Жигулевского

городского суда Сычёв А.В.