конецформыначалоформыо понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Жигалово 9 ноября 2010 года

Жигаловский районный суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Бакшеевой Т.А.,

при секретаре Лунёвой В.О.,

с участием помощника прокурора Жигаловского района Добротиной А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску прокурора Жигаловского района к администрации муниципального образования «Жигаловский район» и муниципальному общеобразовательному учреждению Каченская начальная общеобразовательная школа о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании МОУ Каченской НОШ.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Жигаловского района обратился в суд с иском к мэру МО «Жигаловский район» о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании МОУ Каченской НОШ.

Определением суда от ***** года по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика мэра МО «Жигаловский район на надлежащих ответчиков администрацию МО «Жигаловский район и муниципальное общеобразовательное учреждение Каченская начальная общеобразовательная школа.

Кроме того, прокурором района уточнены исковые требование, в обоснование которых, он указал, что прокуратурой Жигаловского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части охраны жизни и здоровья несовершеннолетних при осуществлении образовательного и воспитательного процесса, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного, бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) образования по основным общеобразовательным программам, формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают, в том числе полномочиями по созданию муниципальных учреждений и их финансированию (статья 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ).

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (статья 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131 -ФЗ).

Согласно статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества, который в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно Устава МОУ Каченская НОШ (далее Школа) учредителем Школы является Управление образования администрации МО «Жигаловский район», финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности школы осуществляется учредителем. Школа является некоммерческой организацией, предметом деятельности которой является реализация общеобразовательных программ на уровнях начального, основного и среднего (полного) общего, профессионального дополнительного образования. К исключительной компетенции Учредителя относится, в том числе доведение до Школы лимитов бюджетных обязательств, составление сметы доходов и расходов. Имущество Школы является муниципальной собственностью МО «Жигаловский район» и находится в оперативном управлении Школы. Источником формирования финансовых ресурсов Школы являются средства, направляемые Учредителем.

Управление образования администрации МО «Жигаловский район» является также некоммерческой организацией, входящей в структуру администрации МО «Жигаловский район», предметом деятельности которого является осуществление управленческих функций в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования на территории МО «Жигаловский район» (Положение Об Управлении образования администрации МО «Жигаловский район»).

Таким образом, материально-техническое обеспечение деятельности МОУ Каченская НОШ, осуществляется администрацией МО «Жигаловский район», за счет средств местного бюджета.

***** г. при проведении проверки готовности образовательных учреждений района к учебному году 2010-2011 г.г. установлено, что в здании МОУ Каченская НОШ допускаются нарушения требований пожарной безопасности, а именно отсутствует наружное противопожарное водоснабжение (ст. 68 Федеральный закон № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (пп. 4, 16 ППБ 01-03).

Ранее ОГПН по Жигаловскому району в адрес директора МОУ Каченская НОШ было внесено предписание № 54 от 21.08.2008 г. в соответствии с которые требовалось произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации.

В ходе проведения проверки исполнения указанного предписания 07.08.2009 г. ОГПН по Жигаловскому району было установлено, что МОУ Каченская НОШ до настоящего времени не исполнено предписание № 54 от 21.08.2008 г., в том числе в части монтажа автоматической пожарной сигнализации. В связи с этим был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение в срок законного предписания органа (должностного лица). ***** г. мировым судьей судебного участка № 56 Жигаловского района Иркутской области вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Производство по делу об административном правонарушении прекращено, так как было установлено, что нарушения закона не были устранены ввиду отсутствия финансирования из бюджета муниципального района.

Таким образом, вышеуказанные нарушения законодательства о пожарной безопасности были допущены ввиду непринятия мер по устранению вышеуказанных нарушений закона собственником имущества МО «Жигаловский район», выразившегося в отсутствии финансирования из средств бюджета МО «Жигаловский район».

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, регламентированы Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон). При этом, согласно указанному федеральном закону, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Система обеспечения пожарной безопасности представляет совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами (ст. 3 Закона).

Статей 37 Закона регламентированы обязанности организаций в области пожарной безопасности, обеспечиваемые посредством действий руководства, которые, в том числе, включают обязанность: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут равно как руководители юридических лиц, так и собственники имущества (статья 38 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Согласно статьи 34 Закона граждане имеют право, в том числе, на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно требованиям статьи 45 Гражданского процессуального кодексе Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением е защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Круг лиц, права которых могут быть нарушены вследствие несоблюдения вышеуказанных требований законодательства о пожарной безопасности в здании МОУ Каченская НОШ индивидуализировать невозможно в силу специфики деятельности учреждения.

Просит суд обязать Муниципальное образовательное учреждение Каченская начальная общеобразовательная школа устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании школы, а именно:

- установить наружное противопожарное водоснабжение (статья 68 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- установить автоматическую пожарную сигнализацию (п. 4, 16 ППБ 01-03)

2. Обязать администрацию МО «Жигаловский район» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании МОУ Каченская НОШ путем выделения МОУ Каченская НОШ денежных средств из бюджета МО «Жигаловский район».

В судебном заседании помощник прокурора района Добротина А.С. заявила отказ от иска в части установления наружного противопожарного водоснабжения и просит обязать МОУ Каченская НОШ установить в здании школы автоматическую пожарную сигнализацию в срок до ***** года. Также настаивает на требованиях обязать администрацию МО «Жигаловский район» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании МОУ Каченская НОШ путем выделения МОУ Каченская НОШ денежных средств из бюджета МО «Жигаловский район».

Представитель - администрации муниципального образования «Жигаловский район» Беляков Е.В. действующий на основании доверенности № *** от ***** года в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела был уведомлен надлежащим образом, представил заявление с просьбой отложить рассмотрение данного гражданского дела в связи с убытием в командировку.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд выслушав мнение истца, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, признав причину его отсутствия неуважительной.

Представитель ответчика муниципального общеобразовательного учреждения Каченская начальная общеобразовательная школа и представитель третьего лица – управления образования МО «Жигаловский район» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела были уведомлены надлежащим образом, представили заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.

Согласно статьи 167 части 5 Гражданского Процессуального Кодекса РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд выслушав мнение истца, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему:

Согласно статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно статьи 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право, в том числе, на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В силу пунктов 4 и 16 Правил пожарной безопасности 01-03 утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время в муниципальном общеобразовательном учреждении Коченская начальная общеобразовательная школа отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что подтверждается представленным в судебное заседание актом приемки готовности общеобразовательного учреждения к 2010-2011 учебному году и в предыдущих судебных заседаниях не оспаривалось представителями сторон.

Как следует из представленного в судебное заседание договора от ***** года заключенного между ИП «ремонт и техническое обслуживание электрических сетей в лице индивидуального предпринимателя М. именуемого в дальнейшем «Исполнитель» и муниципальным общеобразовательным учреждением Каченская начальная общеобразовательная школа в лице директора Кочневой Т.В. именуемый в дальнейшем «Заказчик» из которого следует, что исполнитель обязуется в рамках лицензии выполнить в здании МОУ Каченская НОШ следующие виды работ: приобретение материалов для монтажа, наладки и запуску в работу пожарной сигнализации, монтажные работы, подготовка приемо-сдаточной документации. Срок проведения работ с ***** года до ***** года.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля С. пояснил, что при проверки готовности МОУ Каченская начальная общеобразовательная школа установлено, что в здании школы отсутствует пожарная сигнализация, что является нарушением п.4,16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации. Данное нарушение пожарной безопасности представляет угрозу жизни и здоровью детей находящихся в данном здании. Наличие источника водоснабжения предусмотрено СНИП 2.04.02-84. Какие в данном случае ответчиками нарушены правила пожарной безопасности пояснить затрудняется.

У суда нет оснований, не доверять показаниям данного свидетеля, поскольку он не имеет со сторонами неприязненных отношений, его показания согласуются и не противоречат материалам данного гражданского дела.

Суд приходит к выводу, что муниципальное общеобразовательное учреждение Каченская начальная общеобразовательная школа на данный момент осуществляет образовательную деятельность в здании образовательного учреждения, где имеются нарушения пожарной безопасности, а именно отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей обучающихся в данном учреждении. На момент рассмотрения данного иска в суде указанное нарушение не устранено. Договор на установку пожарной сигнализации заключен, однако сроки установки пожарной сигнализации определены с 21.***** года по ***** года. Учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, согласно п.1.2 Устава школа обладает правом юридического лица, отсутствие автоматической пожарной сигнализации в образовательном учреждении может повлечь крайне неблагоприятные последствия в будущем, поэтому суд, считает, что игнорирование данных требований недопустимо и считает, что требования прокурора Жигаловского района о понуждении муниципального образовательного учреждения Каченская начальная школа устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно установить автоматическую пожарную сигнализацию обоснованны.

Учитывая, что договор на установку пожарной сигнализации заключен, с учетом сроков указанных в договоре, суд считает возможным установить срок в течении которого должно быть устранено нарушения пожарной безопасности до ***** года.

Суд не может согласиться с доводом представителя ответчика – Белякова Е.В. изложенным в судебном заседании ***** года, что ответчиком по данному иску должно выступать управление образования по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного, бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) образования по основным общеобразовательным программам, формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии со статьей 31 Федерального Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают, в том числе полномочиями по созданию муниципальных учреждений и их финансированию.

Согласно статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131 -ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, входит в структуру органов местного самоуправления и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества, который в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; На основании статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Судом установлено, что собственником имущества, а именно здания МОУ Каченская начальная общеобразовательная школа является администрация МО «Жигаловский район», что подтверждается договором № *** о закреплении объектов муниципальной собственности в оперативное управление, а также предусмотрено п.6.1 Устава МОУ Каченская начальная общеобразовательная школа. Согласно Устава муниципального общеобразовательного учреждения Каченская начальная общеобразовательная школа учредителем школы является отдел образования администрации муниципального образования «Жигаловский район». Школа является некоммерческой организацией, финансирование данного учреждения производится за счет средств направляемых Учредителем. Школа в установленном законом порядке несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии Положения об управлении образования администрации МО «Жигаловский район» управление является некоммерческой организацией, входящей в структуру администрации МО «Жигаловский район». Предметом деятельности Управления является осуществление управленческих функций в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования на территории МО «Жигаловский район». Управление образования самостоятельно осуществляет свою финансовую деятельность, согласно сметы доходов и расходов из средств бюджета.

В соответствии с п.6.5 Устава МОУ «Каченская начальная общеобразовательная школа» учредитель ежемесячно направляет школе денежные средства в соответствии с планом наполнения из бюджета и сметой школы.

Согласно ст.154 Бюджетного Кодекса РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации) осуществляют бюджетные полномочия, а именно обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Из анализа вышеуказанных нормативно–правовых норм и обстоятельств, установленных в ходе судебного заседания суд приходит к выводу, о том, что администрация МО «Жигаловский район» является надлежащим ответчиком и считает возможным согласиться с доводами истца о том, что материально-техническое обеспечение деятельности МОУ Каченская НОШ, осуществляется администрацией МО «Жигаловский район», за счет средств местного бюджета. На основании вышеизложенного суд полагает, что требования прокурора о понуждении администрации МО «Жигаловский район» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании МОУ Каченская НОШ путем выделения МОУ Каченская НОШ денежных средств из бюджета МО «Жигаловский район» являются обоснованными.

Оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что отказ истца от исковых требований в части установления наружного противопожарного водоснабжения не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд принимает данный отказ от исковых требований в части установления наружного противопожарного водоснабжения. Исковые требования прокурора в части понуждения МОУ Каченская НОШ установить в здании школы автоматическую пожарную сигнализацию и обязать администрацию МО «Жигаловский район» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании МОУ Каченская НОШ путем выделения МОУ Каченская НОШ денежных средств из бюджета МО «Жигаловский район» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-200 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Жигаловского района к администрации муниципального образования «Жигаловский район» и муниципальному общеобразовательному учреждению Каченская начальная общеобразовательная школа о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании муниципального общеобразовательного учреждения Каченская начальная общеобразовательная школа удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Каченская начальная общеобразовательная школа в срок до ***** года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности (пункта 4,16 Правил пожарной безопасности 01-03) в здании школы, а именно: установить автоматическую пожарную сигнализацию.

Обязать администрацию муниципального образования «Жигаловский район» в срок до ***** года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании муниципального общеобразовательного учреждения Каченская начальная общеобразовательная школа путем выделения муниципальному общеобразовательному учреждению денежных средств из бюджета муниципального образования «Жигаловский район».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня оглашения через Жигаловский районный суд.

Судья : подпись Т.А. Бакшеева

РЕШЕНИЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ