об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилую квартиру



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Жигалово 18 июля 2011 года

Жигаловский районный суд Иркутской области в составе: судьи Щурко Т.И.,

при секретаре Почесас Н.Ю.,

с участием истца Мишариной А.Н.,

ответчиков - Медведевой Т.Н., Мишарина Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-205/2011 по иску Мишариной Ады Николаевны к Медведевой Татьяне Николаевне, Мишарину Льву Николаевичу об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилую квартиру.

У С Т А Н О В И Л:

Истица - Мишарина А.Н. обратилась в Жигаловский районный суд с иском к Медведевой Татьяне Николаевне, Мишарину Льву Николаевичу об установлении факта принятия наследства, и признании права собственности на жилую квартиру.

В обоснование своих требований истица указала, что она проживала в зарегистрированном браке с ФИО4 с Дата. От данного брака родилось двое детей: Мишарин Лев Николаевич Дата года рождения и ФИО3 Дата года рождения.

Дочь ФИО3 в 1982 году зарегистрировала брак с ФИО8, после заключении брака ей присвоена фамилия Медведева. В 1987 году их семья получила квартиру по адресу: <адрес>. На основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда», Дата между Жигаловским судостроительным заводом и ФИО4 был заключен договор на передачу <адрес>. Согласно п. 1 Договора - количество членов семьи четыре человека, данные трех участников в договоре отсутствуют, форма собственности указана долевая, доли в договоре не определены. Подпись на договоре стоит только одного участника (ФИО4).

В приложении к договору, в заявлении от Дата указаны четыре участника договора, где ФИО4 определено 50 %, Мишариной А.Н. 50 %, а детям Мишарину Льву Николаевичу и ФИО3 без определения долей.

Договор был зарегистрирован Дата администрацией <адрес> за , предъявлен на регистрацию в БТИ ММПКХ и вписан в реестровую книгу под № 18 от Дата

В соответствии с п.6 Договора «Покупатель» приобретает право собственности на квартиру, дом с момента регистрации договора в администрации Жигаловского района и бюро технической инвентаризации (БТИ).

Таким образом, с Дата они с мужем ФИО4 являются собственниками <адрес>, расположенной по <адрес>.

Дата, ФИО4, умер. После смерти мужа открылось наследство в виде 50% доли в <адрес> двухквартирного жилого <адрес>, расположенного по <адрес>.

В установленный законом шестимесячный срок, она обратилась к нотариусу Жигаловского нотариального округа с заявлением о выдаче свидетельства о принятии наследства по закону на долю мужа в квартире в виде 50%, согласно договора приватизации. Однако, нотариус, отказала в выдаче свидетельства о принятии наследства по закону, пояснив свой отказ тем, что в договоре указан один собственник ФИО4, а в п. 1 договора указано, что количество членов семьи четыре человека, данные трех участников в договоре отсутствуют, указана форма собственности - долевая, доли в договоре не определены. Подпись на договоре стоит только одного участника (наследодателя ФИО4). В приложении к договору, в заявлении от Дата указаны четыре участника договора, где ФИО4 определено 50 %, Машариной Аде Николаевне 50 %, а детям Мишарину Льву Николаевичу и ФИО3 без определения долей. Нотариус не может сам определить круг участников приватизации квартиры, определить доли между ними и установить состав наследственного имущества.

Истица, и двое её детей Мишарин Л.Н., Медведева Т.Н. являются наследниками по закону. В настоящее время дети – Мишарин Л.Н., Медведева Т.Н. отказались от причитающейся им доли в наследстве умершего отца ФИО4 в её пользу, так как хотят, чтобы право собственности было зарегистрировано только на её имя.

После смерти мужа имущество в виде жилой квартиры, расположенной по адресу : <адрес> полностью перешло в её владение и она фактически приняла наследство. Данный факт подтверждается тем, что она проживает в этой квартире с 1987 года по настоящее время, поддерживает квартиру в надлежащем состоянии. Ежегодно проводит косметический ремонт квартиры. Все необходимые для ремонта материалы приобретает за счет собственных средств. На протяжении всего времени обрабатывает приусадебный участок ( пашет огород, сажает овощи и картофель), оплачивает услуги за пользование электроэнергией. Всё имущество, оставшееся после смерти мужа, которое они вместе покупали, осталось в доме и перешло в её пользование.

Для регистрации права она обратилась в ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Иркутский филиал, был получен технический паспорт на жилую квартиру. Все расходы по получению технического паспорта она оплачивала за счет личных средств.

Истица просит суд, установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти мужа ФИО4, умершего Дата, в виде жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и признать за ней право собственности на указанную жилую квартиру.

В судебном заседании Мишарина А.Н. поддержала исковые требования об установлении факта принятия наследства в виде жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес> и признании права собственности за ней на указанную жилую квартиру по изложенным выше основаниям.

Ответчики Медведева Т.Н., Мишарин Л.Н. исковые требования Мишариной А.Н. об установлении факта принятия наследства в виде жилой <адрес>, расположенной в <адрес> и признании права собственности за Мишариной А.Н. на указанную жилую квартиру признали в полном объеме, о чем представили письменное заявление.

Суд, заслушав истицу Мишарину А.Н., ответчиков, исследовав и оценив материалы гражданского дела, допросив свидетелей, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1142 Гражданского Кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии с частью 2 статьи 1153 Гражданского Кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

Согласно части 2 статьи 218 Гражданского Кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с п.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В судебном заседании установлено:

Согласно договора на передачу квартир, домов в собственность граждан от Дата, Жигаловский судостроительный завод передал в собственность ФИО4 <адрес>, в <адрес>. Договор зарегистрирован Дата администрацией <адрес> за , предъявлен на регистрацию в БТИ ММПКХ и вписан в реестровую книгу под от Дата

Согласно свидетельства о смерти ФИО4 умер Дата.

Из свидетельств о рождении серии -СТ № 320683

на имя Мишарина Льва Николаевича и серии - СТ № 461622 на имя ФИО3 установлено, что они являются детьми истца и ФИО4, умершего Дата.

Из технического паспорта выданного Жигаловским отделением Иркутского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на <адрес> установлено, что сведения о правообладателях отсутствуют, дом состоит из коридора, трёх жилых комнат, кухни, хозяйственной комнаты.

Согласно выписки из реестра объектов недвижимого имущества администрации муниципального образования «Жигаловский район», объект недвижимости, находящийся по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности, не числится.

Из справки, выданной Жигаловским электросетевым участком Филиала ГУЭП «Облкоммунэнерго» Усть – Ордынские электрические сети установлено, что задолженности за потребленную электроэнергию по адресу: <адрес> Мишарина Ада Николаевна не имеет.

Из показаний свидетелей ФИО9, ФИО10, допрошенных в судебном заседании, установлено, что указанная квартира в 1993 году была передана Жигаловским судостроительным заводом в собственность семье Мишариных. После смерти мужа Мишарина А.Н. продолжает проживать в указанной квартире с дочерью, сын проживает отдельно. Мишарина А.Н. заботится о содержании квартиры в надлежащем порядке, несет затраты на её содержание, оплачивает за электроэнергию, следит за сохранностью дома. Никто на данный дом больше не претендует.

У суда нет оснований, не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку не имеют со сторонами неприязненных отношений, их показания согласуются и не противоречат материалам данного гражданского дела.

Кроме того, ответчиками, Мишариным Л.Н., Медведевой Т.Н., исковые требования признаны в полном объеме. Признание иска ответчиком произведено добровольно, осознанно, не затрагивает ничьих законных интересов, требованиям закона не противоречит и может быть принято судом в соответствии со ст.173 ГПК РФ. Последствия признания иска, Мишарину Л.Н., Медведевой Т.Н., разъяснены и понятны. Суд полагает возможным принять признание иска ответчиком.

Давая оценку фактическим обстоятельствам дела, исследованным в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что жилая квартира, расположенная по адресу: <адрес> была передана в собственность ФИО4 и Мишариной Аде Николаевне. После смерти ФИО4 данная жилая квартира перешла во владение Мишариной Аде Николаевне, являющейся женой наследодателя, которая имеет право наследования по закону в порядке первой очереди. Ответчики Мишарин Л.Н., Медведева Т.Н., также являющиесяся наследниками первой очереди, на данное наследство не претендуют. После смерти ФИО4 истица Мишарина А.Н. в течение 6 месяцев после смерти наследодателя, вступила во владение указанной квартирой, продолжает проживать в ней, принимала и принимает меры по её сохранению, защите от посягательства или притязания третьих лиц, несет затраты, связанные с содержанием данной квартиры, оплачивает расходы по электроэнергии, в связи с чем суд считает, что факт принятия истцом наследства, в виде жилой квартиры, материалами данного гражданского дела, является установленным.

Также суд полагает, что в связи с тем, что указанная квартира принадлежала на праве собственности ФИО4, истицей квартира была фактически принята по наследству, то в соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского Кодекса РФ право собственности на данный жилой дом переходит по наследству по закону к Мишариной А.Н. в связи с чем, её исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мишариной Ады Николаевны к Медведевой Татьяне Николаевне, Мишарину Льву Николаевичу об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилую квартиру удовлетворить.

Установить факт принятия Мишариной Адой Николаевной, Дата года рождения, уроженкой д. Нижняя <адрес>, наследства, открывшегося после смерти её мужа ФИО4, умершего Дата в виде жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (<данные изъяты> <адрес> (<данные изъяты>).

Признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (<данные изъяты> <адрес> (<данные изъяты>) за Мишариной Адой Николаевной.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня оглашения через Жигаловский районный суд.

Судья Т.И. Щурко