Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - органов государственной власти, органов местного самоуправления



БУЛУНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ)

Дело № 2- ZH-26/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2012 года село Жиганск

Булунский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи И.М.Иванова, единолично,

при секретаре Григорьевой З.Г.,

с участием прокурора Жиганского района РС (Я), младшего советника юстиции Никифорова А.А., представителя администрации МР «Жиганский национальный эвенкийский район» по доверенности Мищук И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Жиганского района РС (Я), младшего советника юстиции, Никифорова А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального района «Жиганский национальный эвенкийский район» о признании бездействие незаконным в части непринятия мер по обеспечению конституционного права граждан на общедоступное дошкольное образование и возложении обязанности принять меры путем увеличения дошкольных образовательных мест,

У с т а н о в и л:

Прокурор Жиганского района РС (Я) обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к администрации Муниципального района «Жиганский национальный эвенкийский район» о признании бездействие незаконным в части непринятия мер по обеспечению конституционного права граждан на общедоступное дошкольное образование и возложении обязанности принять меры путем увеличения дошкольных образовательных мест.

Исковые требования мотивированы следующим.

Прокуратурой Жиганского района РС (Я) проведена проверка соблюдения законодательства по предоставлении несовершеннолетним дошкольного образования. На органы местного самоуправления возложена обязанность по организации предоставления общедоступного дошкольного образования. Администрацией МР «Жиганский национальный эвенкийский район» данная обязанность должным образом не исполняется. По информации начальника МУ «Управление образования» МР «Жиганский НЭР» Петровой Р.Н. потребность по заявлениям на дошкольное образование составляет 562 мест, при этом в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) фактическая проектная мощность детсадов рассчитана на 330 мест, в настоящее время наполняемость по списку составляет 383 мест, то есть дефицит составляет 179 мест. Проведенной проверкой установлено, что программа социально- экономического развития муниципального района «Жиганский национальный эвенкийский район» должным образом не исполняется, строительство детских садов не ведется на должном уровне. Согласно информации первого заместителя администрации района «Жиганский НЭР», Сергеева В.Н. здания детских садов районе построены в 60-70 г.г. прошлого века. В настоящее время сделана только проектно- сметная документация для детского сада на 25 мест в с.Баханы. Подана заявка на включение в программу строительства на 2012-2013 год общереспубликанского движения добрых дел. В 2012г. в план мероприятие включено на проектирование детского сада на 140 мест в с.Жиганск. Строительство же объекта только планируется начать в 2013г. Таким образом, при планировании создано лишь 165 мест, при нехватке 179 мест, при этом, не учитывая демографию населения в ближайшие годы и не учитывая граждан, не подавших заявление на получение места в дошкольном образовательном учреждении, понимая бесперспективность таких действий. Причиной такого положения дел является недостаточная работа администрации МР «Жиганская НЭР», которой не принимаются своевременные, достаточные и эффективные меры, направленные на обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях для всех граждан нуждающихся в нем. Указанным незаконным бездействием нарушаются права неопределенного круга лиц – как несовершеннолетних, имеющих право на образование в таких учреждениях, так и их родителей, которые в связи с необходимостью нахождения непосредственно с ребенком в течение рабочего дня, не могут реализовать свое право на труд, предусмотренное статьёй 13 Конституции Российской Федерации, либо вынуждены нести дополнительные финансовые расходы на оплату услуг няни. Круг лиц, чьи права нарушаются бездействием администрации МР «Жиганский НЭР» является неопределенным, поскольку невозможно установить конкретный момент времени количество проживающих на территории района несовершеннолетних, нуждающихся дошкольном образовании, и их родителей. В настоящее время МУ «Управление образования района» располагает сведениями лишь о тех лицах, которые подали заявление на устройство детей в муниципальные детские сады. При этом сведения о лицах, не подавших такие заявления, либо проживающих на территории района без регистрации по месту жительства, отсутствуют. Кроме того, круг указанных лиц постоянно меняется в связи с рождением, смертью, изменением места жительства, тем самым нарушаются права несовершеннолетних на общедоступное дошкольное образование. Просил признать бездействие ответчика незаконным и возложить обязанности по обеспечению конституционного права граждан на общедоступное дошкольное образование путем увеличения дошкольных образовательных мест.

В судебном заседании прокурор Жиганского района РС (Я), Никифоров А.А. изменил требования, отказавшись от требования признать бездействие администрации МР «Жиганский НЭР» незаконным, принимая внимания то обстоятельство, что администрацией МР «Жиганский НЭР» ведётся работа по предоставлению зданий для детских садов.

Просит обязать администрацию МР «Жиганский НЭР» принятии эффективных мер по обеспечению конституционных прав граждан на общедоступное дошкольное образование путем увеличения дошкольных образовательных мест.

Представитель администрации МР «Жиганский НЭР» Мищук И.А. в судебном заседании с требованием прокурора не согласилась.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к обоснованности заявленных прокурором исковых требованиях.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование, а также гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 15 федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 и п.1 ч.1 ст.31 ФЗ Республики Саха(Якутия) от 23.05.1995 г. № 59-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основанным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктами 13 и 13.1 части 2 ст. 26.3 федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и подпунктом 6.2 части 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации; организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, закрепляя право на образование в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть (п.2.1). Реализация этого конституционного принципа предполагает, по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты "в", "е"), 72 (пункт "е" части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование (п.2.2). Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу дошкольного образования, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты "в", "з"), 75 (часть 3), 114 (пункт "а" части 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 43 (часть 2) и 38 (часть 1) (п.2.3).

Как следует из пояснений представителя ответчика и копии информационных писем от 20.02.2012 г. по проектной мощности здания детских садов села Жиганск составляют по 225 мест. По состоянию на 20.02.2012 г. на 225 мест фактически посещают 297 детей. В очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении состоит 179 детей. Кроме того, по данным детской консультации «Жиганская ЦРБ» имеется 92 ребенка родители которых не подали заявления на обеспечения местами в ДОУ. Из ответа на запрос от 11.03.2012 г. видно, что здания детских садов построены в 60-70-х годах. В настоящее время сделана проектно-сметная документация для детского сада на 25 мест в с.Баханы. Подана заявка на включение в программу строительства на 2012-2013г.г. «общереспубликанского движения добрых дел». В 2012г. в план мероприятия включено на проектирование детского сада на 140 мест в селе Жиганск. Строительство планируется в 2013г.

Из представленных суду сведений следует, что на территории Жиганского района РС (Я) функционирует 7 дошкольное образовательное учреждение с предельной численностью размещения на 330 человек, фактически же ДОУ посещают 383 человек.

Факт отсутствия достаточного количества мест для детей дошкольного возраста в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом имеющейся очереди на устройство в эти учреждения, свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией муниципального района «Жиганский НЭР» закрепленных в п. 11 ч. 1 ст. 15 федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 и п.1 ч.1 ст.31 ФЗ Республики Саха(Якутия) от 23.05.1995 г. № 59-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основанным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Тем самым нарушаются гарантированные ст. 43 Конституции Российской Федерации права малолетних детей дошкольного возраста, проживающих на территории Жиганского района РС (Я), на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, в целях реализации которых органы местного самоуправления, в данном случае исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального района - Администрация обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Доводы представителя администрации об отсутствии необходимых средств в бюджете муниципального образования на решение этих вопросов в указанный в заявлении срок не могут быть приняты судом во внимание, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, ввиду отсутствия средств в бюджете.

В целях решения вопросов местного значения в соответствии со ст. 15 федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацией муниципального района «Жиганский НЭР» не реализуются в полном объеме предусмотренные указанными нормами Бюджетного кодекса РФ полномочия

Прокурор правомерно выступает в интересах неопределенного круга лиц.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве заинтересованных лиц, перечислить в судебном постановлении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Круг несовершеннолетних детей дошкольного возраста, проживающих на территории Жиганского района РС (Я), в интересах которых обратился прокурор, является неопределенным, поскольку число малолетних детей, имеющих право на получение дошкольного образования, постоянно меняется, в том числе в связи с достижением ими возраста, с которого возможно поступление в такие учреждения, либо достижением школьного возраста, сменой места жительства и по иным причинам.

Прокурор обратился в суд также в пределах установленного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока со дня, когда ему стало известно о нарушении прав несовершеннолетних 16.02.2012г. (заявление подано в суд 20.02.2012г.).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что доводы прокурора Жиганского района РС (Я) об имеющем месте бездействии администрации муниципального района «Жиганский НЭР» по неисполнению п.1 ч.1 ст.31 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 и п.1 ч.1 ст.31 ФЗ Республики Саха(Якутия) от 23.05.1995 г. № 59-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основанным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются обоснованными и заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.11 ч.1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ организация предоставления дополнительного образования, а также распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Таким образом, обязанность организации предоставления общедоступного дошкольного образования возложена на администрацию муниципального района «Жиганский национальный эвенкийский район».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

Заявление прокурора Жиганского района РС (Я), младшего советника юстиции, Никифорова А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Жиганский национальный эвенкийский район» о признании бездействие незаконным в части непринятия мер по обеспечению конституционного права граждан на общедоступное дошкольное образование и возложении обязанности принять меры путем увеличения дошкольных образовательных мест, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Жиганский национальный эвенкийский район» принять меры по организации увеличения дошкольных образовательных мест.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Верховного суда РС(Я) в течение месячный срок со дня вынесения.

Председательствующий судья: п/п И.М.Иванов

Копия верна:

Судья Булунского районного суда РС (Я): И.М. Иванов

Мотивированная часть решения суда составлена 16 марта 2012 года.