О возложении обязанности по установлению резервных источников энергоснабжения в котельных



Дело 2-25-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Жиганск 2 апреля 2010 года

Жиганский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей судьи З.В. Копыриной, единолично

при секретаре З.Г. Григорьевой

с участием прокурора Жиганского района А.А. Никифорова, представителя ответчика- ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА по доверенности Охлопкова Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жиганского района в интересах неопределенного круга лиц к филиал ЖКХ о возложении обязанности по установлению в котельных сел … района резервных источников энергоснабжения,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Жиганского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ о возложении обязанности по установлению резервных источников энергоснабжения в котельных сел … района.

В судебном заседании прокурор района Никифоров А.А. иск поддержал, указав, что филиал ЖКХ обязано установить в котельных резервные источники питания, поскольку в случае аварийных отключений передачи электроэнергии необходима бесперебойная работа котельных, обеспечивающих теплоснабжение. Филиалом филиал ЖКХ приобретены три ДЭС, которые доставлены в наслега … однако, не установлены, в связи с отсутствием финансирования.

Исковые требования прокурор района дополнил, указав, что исполнение обязанностей необходимо возложить на ответчика сроком до 1 сентября 2010 года.

Представитель ответчика Охлопкова Т.А., согласно доверенности не обладающий полномочиями на признание иска, пояснил, что для обеспечения котельных резервными источниками питания (РИП) работает республиканская инвестиционная программа, в которой предусматриваются средства для приобретения дизельных электростанций (ДЭС), при этом данной программой не предусматривается финансирование для их установок и монтажа. В настоящее время в три наслега … доставлено по одной ДЭС. Однако, из-за отсутствия финансирования они не установлены, монтаж не произведен. Из средств, выделяемых на текущий ремонт, если будет произведена «защита» сумм на установку и монтаж дизельных электростанций, указанных в Дефектных актах, в этом году, возможно, будет произведена их установка и монтаж.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 1.2.7. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 года № 204 (далее Правила) приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.

Согласно п. 1.2.18 Правил электроприемники первой категории – электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Электроприемники второй категории- электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Согласно п.1.2.19 Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

В соответствии с п. 1.2.20 Правил электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания и при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

По данным … филиала филиал ЖКХ на балансе предприятия состоят: в СЕЛЕ 1 две котельные, обеспечивающие теплоснабжение в здания школы, больницы, детского сада, Дома культуры и отдыха, почты, гаража, а также в жилые дома; в СЕЛЕ 2 две котельные, обеспечивающие теплоснабжение в здания школы, детского сада, дома культуры и отдыха; в СЕЛЕ 3 одна котельная, функционирующая на автономном печном отоплении и обеспечивающая теплоснабжение в здание администрации. При этом из пояснений представителя ответчика Охлопкова Т.А. следует, что в СЕЛЕ 2 имеется вторая котельная, обеспечивающая теплоснабжение в здания детского сада, школы, гаража, которая будет также включена в баланс. ..

Таким образом, электроприемники в котельных, обеспечивающих теплоснабжение в социально-значимые объекты и жилые дома в наслегах. .. по категории надежности электроснабжения должны обеспечиваться резервными источниками питания.

Прокуратурой района были направлены два представления в … филиал филиал ЖКХ … по устранению нарушений требований нормативных правовых актов в части установки резервных источников питания на котельных.

Согласно информации, предоставленной директором … филиала филиал ЖКХ М. … на последнее представление прокурора, установка и монтаж в котельных дизельных электростанций, транспортированных в наслега, запланировано в летнее время согласно ремонтной программе.

Вместе с тем, согласно предоставленного суду Плана ремонтных работ … филиала филиал ЖКХ … в план ремонтных работ установка и монтаж трех ДЭС на котельных в наслегах … не включены.

Как следует из товарно-транспортной накладной … филиалом филиал ЖКХ получены от филиала «К». дизельные электростанции в 60кВт каждая в количестве трех штук.

Согласно дефектных ведомостей, составленных филиалом филиал ЖКХ, для установки и монтажа одной аварийной ДЭС на котельной сметная стоимость работ в общей сумме составит: в СЕЛЕ 1 -626, 71 тыс. рубля; в СЕЛЕ 2 – 626, 71 тыс. рубля; в СЕЛЕ 3- 607, 34 тыс. рубля.

Из пояснений представителя ответчика Охлопкова Т.А. суммы указанные в дефектных ведомостях должны быть «защищены» …. для выделения средств из средств, предоставляемых на текущую ремонтную программу.

В соответствии с Отзывом и Дополнением к отзыву на исковое заявление, предоставленным ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, требования «Правил устройства электроустановок», утвержденных приказом Минэнерго № 204 от 8 июля 2002 года являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, только занимающихся проектированием и монтажом электроустановок. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО является … предприятием, услуги которой регулируются, …. и в тарифе на тепловую энергию не предусматриваются финансовые средства на приобретение резервных источников электроэнергии для котельных, а также на строительство зданий для их размещения. Согласно п. 4.9 Договора на электроснабжение … обязанности по установке и обслуживанию РИП возложены на АО….

Данные доводы ответчика суд находит несостоятельными.

В Правилах устройства электроустановок указано, что они разработаны для инженерно-технического персонала, занятого проектированием, монтажом, наладкой и эксплуатацией электроустановок.

Согласно п. 1.1.1 вышеуказанные Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ. Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности.

Действительно, согласно п. 4.9 Договора на энергоснабжение, … заключенного … между филиал ЖКХ и АО…, «покупатель»- филиал ЖКХ обязуется иметь резервный источник питания (РИП) для электроприемников 1-й и 2-й категории по надежности электроснабжения. В случае не выполнения покупателем указанного условия, обязанность по установке и обслуживанию РИП для электроприемников 1-й и 2-й категории надежности электроснабжения возлагается за счет покупателя на гарантирующего поставщика-АО…

Вместе с тем, стороной ответчика суду не предоставлены доказательства, подтверждающие принятые им меры по реализации условий вышеуказанного Договора на энергоснабжение, а именно по выделению средств для установки и обслуживанию резервных источников питания в котельных гарантирующим поставщиком.

Кроме того, в главе 11 вышеуказанного Договора, регулирующем порядок частичного и (или) полного ограничения режима потребления электроэнергии, в пункте 11.9 указано, что покупатель …. обязан задействовать резервные источники питания, предусмотренные его категорией надежности, в случае возникновения нерегламентированных отключений в целях обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии.

В соответствии с п. 113 Постановления правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 года «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергией в переходный период реформирования электроэнергетики» резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей (далее - внерегламентные отключения), до установки такого резервного источника питания, сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору.

Согласно п. 37 «Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики», утвержденных приказом Минпромэнерго РФ № 124 от 18 марта 2008 года в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии минимально необходимый уровень потребления электрической энергии обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания, предусмотренных установленной для него категорией надежности электроснабжения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в случае невыполнения потребителем требований по установке и обслуживанию резервных источников питания, сетевая организация устанавливает и обслуживает РИПы за счет соответствующего потребителя.

Вместе с тем, в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электроэнергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей, до установки такого резервного источника питания, ответственность за нарушения условий договора о категории надежности сетевая организация не несет. В таких случаях ответственность по исполнению условий договора о категории надежности электроприемников возлагается на потребителя- в данному случае на филиал ЖКХ, т.е. обязанность по обеспечению минимально необходимого уровня потребления электроэнергии при возникновении аварийных отключений электроэнергии возлагается на потребителя.

В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» № 307 от 23 мая 2006 года (далее Порядок) при предоставлении коммунальных услуг, в том числе должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Согласно п. 51 Порядка потребители имеют право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; а исполнитель, в данном случае ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, в соответствии с п. 49 Правил обязан предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для него объемах; надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Кроме того, теплоснабжение в жилых помещениях, зданиях социально- значимых объектов- школах, детских садах, больницах и др. должно производиться в соответствии с требованиям и нормативами СанПин о температурах воздуха внутри указанных помещений.

Следовательно, в случае аварийных отключений подачи электроэнергии отсутствие резервных источников питания в котельных сел …. может привести: к прекращению теплоснабжения в жилые дома и социально-значимых объекты; нарушению прав потребителей на получение в необходимых объемах теплоснабжения; причинить значительный материальный ущерб.

При данных обстоятельствах бездействия филиал ЖКХ по принятию мер по установке и монтажу резервных источников питания в котельных суд признает незаконными.

Возложение обязанности по установке резервных источников питания на гарантирующего поставщика … АО… суд также считает необоснованным, учитывая, что ответчиком, не исполнены условия договора на энергоснабжение- не выделялись соответствующие средства на установку и обслуживание РИП гарантирующим поставщиком.

Принимая во внимание отдаленное местоположение … района, возможность осуществления основной грузоперевозки в район в период летней навигации, суд считает обоснованным обязать филиал ЖКХ произвести установку резервных источников питания в срок до 1 октября 2010 года.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций составляет 4 000 рубля.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно с требованиями ст. 333.35, ст. 333.36 НК РФ филиал ЖКХ не освобождено от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика пропорционально удовлетворения части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковое заявление прокурора Жиганского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать филиал ЖКХ произвести установку и монтаж имеющихся дизельных электростанций в трех котельных, обеспечивающих теплоснабжение соответственно в селах … района … в срок до 1 октября 2010 года.

Государственную пошлину в размере 4000 рублей взыскать с филиал ЖКХ в пользу федерального бюджета.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья п/п З.В. Копырина