решение по делу №2-59



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Жердевка Тамбовской области 02 февраля 2011г.

Жердевский районный суд в составе:

председательствующего судьи Кобозева Е.В.,

с участием помощника прокурора Жердевского района Габисова А.К.,

при секретаре Гришаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жердевского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Жердевского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жердевского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Жердевского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела. В обоснование своего искового заявления указал, что в соответствии с пунктом 17 части первой статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация ритуальных услуг.

На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

В пункте 2 данной статьи Закона закреплено положение о том, что вышеуказанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пункт 3 этой же статьи закона гласит, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:

-Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших
пенсионеров, не работавших на день смерти;

-федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на. получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

-Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;

-Бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

-В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

В соответствии со ст. 29 Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

В нарушение норм, предусмотренных частями 1, 2 ст. 25, ч. 1 ст. 29 ФЗ
№ 8 от 12 января 1996 г., об организации похоронного дела как
самостоятельного вида деятельности, осуществляемого специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, администрацией Жердевского района до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Бездействие администрации Жердевского района затрагивает как интересы муниципального образования, так и неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие такой службы не позволяет супругам, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего и иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользоваться бесплатными услугами по погребению, которые должна предоставить соответствующая специализированная служба. Законом гарантируется оказание на безвозмездной основе таких услуг по погребению как оформление документов, необходимым для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых по погребению, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле» № 8 от 12 января 1996 г., гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Согласно ч. 2 этой же статьи организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу п. 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, городских округов, поселений.

Наличие в муниципальном образовании коммерческих организаций, осуществляющих деятельность по оказанию ритуальных услуг, не освобождает администрацию Жердевского района от решения вопросов местного значения в части организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, а также от обязанности создавать специализированные службы для решения означенных вопросов.

При этом из содержания вышеуказанных норм федеральных законов следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). С учетом изложенного в случае присвоения статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным по итогам конкурса, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.

30.06.2010 г. прокуратурой района в адрес администрации Жердевского района было направлено представление об устранении нарушений законодательства о погребении о похоронном деле, однако по результатам рассмотрения представления, требования прокурора удовлетворены не были, специализированная служба по вопросам погребения и похоронного дела до настоящего времени на территории района не создана.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела. Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела затрагивает права всех без исключения граждан, проживающих на территории муниципального образования - Жердевский район, поскольку в правоотношениях по поводу смерти человека, его погребения участвует неограниченное число субъектов: супруг, близкие родственники, иные родственники, иные лица, взявшие на себя обязательства по погребению.

Таким образом, бездействие администрации Жердевского района, выразившееся в неисполнении положений ФЗ «О погребении и похоронном деле» по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.

Поэтому просит суд признать бездействие администрации Жердевского района в части непринятия мер по исполнению требований Федерального Закона «О погребении и похоронном деле» незаконным. Возложить на администрацию Жердевского района Тамбовской области обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела не позднее 1.01.2011г.

В судебном заседании помощник прокурора настаивает на удовлетворении иска по основаниям, изложенное в нем.

Представитель ответчика по доверенности Караваева И.В. иск не признала и суду дала пояснения, аналогичные возражению на иск в том, что в соответствии с п.п. 22, п.1, ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - «организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения» на территории поселения относится к вопросам местного значения поселений Жердевского района. На территории каждого поселения Жердевского района имеются места захоронения на которых производятся захоронения граждан, в случае их смерти на территории поселения. Организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения поселений осуществляют и определяют органы местного самоуправления соответствующих поселений района на основании пп.22, п.1, ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

В соответствии с п. 17, ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N

131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения муниципального района относится - содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. Законом Тамбовской области от 17 сентября 2004 г. N 232-3 "Об установлении границ и определении места нахождения представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области" на территории Жердевского района не установлены межпоселенческие территории, в том числе с проживанием на них граждан, что давало бы основания для создания межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг специализированной службой создаваемой администрацией района на указанных территориях.

Обращений от органов местного самоуправления поселений района о необходимости создания межпоселенческих мест захоронения и необходимости разрешения каких - либо вопросов по организации ритуальных услуг на территории поселений в адрес администрации района не поступало.

Утверждение в иске о том, что отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела, которую должна создать администрация района, не позволяет лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользоваться бесплатными услугами по погребению - не обосновано, так как на территории района осуществляют свою деятельность по ­оказанию ритуальных услуг несколько специализированных организаций, которым в случае захоронения лиц в соответствии со ст.9 ФЗ от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Законом Тамбовской области от 04.06.2010г. № 659-З «О социальном пособии на погребение и расходах, возмещаемых специализированным службам по вопросам похоронного дела в Тамбовской области» производится возмещение расходов на оказание услуг на безвозмездной основе по погребению в соответствии с перечнем установленным в ст.9 ФЗ от 12.01.1996г. №8-ФЗ.

Функции по возмещению расходов на ритуальные услуги оказание которых носит безвозмездный характер осуществляет Управление труда и социального развития Тамбовской области (ТОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г.Жердевка, ул.Первомайская, д.76 «А»).

В соответствии со ст.5 Закона Тамбовской области от 04.06.2010г. № 659-З «О социальном пособии на погребение и расходах, возмещаемых специализированным службам по вопросам похоронного дела в Тамбовской области» - «Выплата социального пособия на погребение, установленного настоящим Законом, производится органом исполнительной власти области, ведающим вопросами социальной поддержки населения, по месту жительства в день обращения на основании справки о смерти, а в соответствии с п. 2 указанной статьи лицам, получившим на безвозмездной основе услуги по погребению умершего, социальное пособие на погребение, предусмотренное настоящей статьей, не выплачивается».

На данный момент лицам, осуществляющим погребение умершего на территории Жердевского района, выплачивается социальное пособие, возмещающее в полном объеме расходы на оказание ритуальных услуг по погребению предоставление которых предусмотрено на безвозмездной основе.

Жалоб по указанным выплатам или возмездному оказанию услуг, носящих безвозмездный характер указанных в ст.9 ФЗ от 12.01.1996г. №8-ФЗ, со стороны граждан в адрес администрации района не поступало.

На территории района места захоронения находятся в ведении органов местного самоуправления поселений района, которые определяют порядок их использования. Поэтому полагают, что исковые требования прокурора Жердевского района не подлежат удовлетворению.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ООО «Звезда», ООО «Тамбовская мемориальная компания», Киреева В.Н. и Кучеров В.А. полагают, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела при администрации Жердевского района ни чем не вызвана, и нет необходимости в ее создании. Все вопросы с погребением на территории района решаются положительно, каких либо нареканий со стороны жителей района не поступало.

В 2008г. действительно имело место захоронения трупа за счет средств прокуратуры, о чем свидетельствует товарный чек. Но это был единичный случай, после которого захоронение производится указанными службами, с дальнейшей компенсацией по погребению за счет средств администрации Жердевского района.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

На основании п. 4 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями на 29.12.2010г., муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ № 131, вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

П. ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131 предусмотрено, что вопросам местного значения муниципального района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ
"О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно ст. 29 ФЗ № 8 от 12.01.1996г., органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Из анализа действующего законодательства, изложенное судом выше, нет нормы закона, прямо указывающего на обязанность органа местного самоуправления муниципального района, о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела.

При рассмотрении иска прокурора Жердевского района, с учетом объяснения сторон, объяснения третьих лиц, судом не установлена объективная необходимость в создании специализированной службы похоронного дела.

Во – первых, создание специализированной службы связано с дополнительным финансированием указанной службы за счет средств муниципального образования, а так же финансированием оплаты труда, сотрудников указанной службы. Против этого возражает ответчик.

Во – вторых, как указано в законодательстве, муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, но не обязаны.

В – третьих, на территории Жердевского района, как установлено судом, существуют две организации, а это ООО «Звезда» л.д. 23 -25, и Жердевский филиал ООО «Тамбовская мемориальная компания», которые занимаются ритуально – похоронным делом на территории Жердевского района на протяжении длительного времени. В период этого времени, каких либо жалоб со стороны жителей района не поступало, что подтверждается объяснением представителя ответчика в суде, и не оспаривается прокурором Жердевского района.

Имевшее место захоронения трупа, за счет средств сотрудников Жердевского межрайонного отдела СУ СК РФ, о чем свидетельствуют показания свидетелей Игнатьевой и Щербакова, а так же представленный товарный чек № 147 от 15.10.2008г., является единичным случаем на территории Жердевского района, что не является основанием для создания специализированной службы.

Расходы в связи с погребением возмещаются лицам, осуществляющим погребение умершего на территории Жердевского района, в соответствии с действующим законодательством. Ст. 5 Закона Тамбовской области от 4.06.2010г. № 659-З «О социальном пособии на погребение и расходах, возмещаемых специализированным службам по вопросам похоронного дела в Тамбовской области» на основании которого, выплата социального пособия на погребение, установленного настоящим Законом, производится органом исполнительной власти области, ведающим вопросами социальной поддержки населения, по месту жительства в день обращения на основании справки о смерти.

Заслуживают так же внимание возражение ответчика на то обстоятельство, что в соответствии с п. 17, ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения муниципального района относится - содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. Законом Тамбовской области от 17 сентября 2004 г. N 232-3 "Об установлении границ и определении места нахождения представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области" на территории Жердевского района не установлены межпоселенческие территории, в том числе с проживанием на них граждан, что давало бы основания для создания межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг специализированной службой создаваемой администрацией района на указанных территориях.

Таким образом, требования прокурора Жердевского района о возложении обязанности на администрацию Жердевского района Тамбовской области по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, не основаны на действующем законодательстве, не подтверждено это и материалами дела, поэтому в иске должно быть отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, СУД

РЕШИЛ:

В иске прокурору Жердевского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Жердевского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, отказать, за незаконностью и необоснованностью исковых требований.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского Областного суда в течение 10 дней, через Жердевский районный суд.

Председательствующий Е. В. Кобозев