дело № 2-667 о признании бездействия администрации Жердевского района незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Жердевка Тамбовской области 5 мая 2011г.

Жердевский районный суд в составе:

председательствующего судьи Кобозева Е.В.,

с участием прокурора Жердевского района Петрищева С.А.,

представителя ответчика Администрации Жердевского района по доверенности от 19.11.2010г., Очина В.А.,

при секретаре Гришаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жердевского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Жердевского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жердевского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Жердевского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела. В обоснование своего искового заявления указал, что в соответствии с пунктом 17 части первой статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация ритуальных услуг.

На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

В пункте 2 данной статьи Закона закреплено положение о том, что вышеуказанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пункт 3 этой же статьи закона гласит, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:

-Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших
пенсионеров, не работавших на день смерти;

-федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на. получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

-Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;

-Бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

-В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

В соответствии со ст. 29 Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

В нарушение норм, предусмотренных частями 1, 2 ст. 25, ч. 1 ст. 29 ФЗ
№ 8 от 12 января 1996 г., об организации похоронного дела как
самостоятельного вида деятельности, осуществляемого специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, администрацией Жердевского района до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Бездействие администрации Жердевского района затрагивает как интересы муниципального образования, так и неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие такой службы не позволяет супругам, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего и иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользоваться бесплатными услугами по погребению, которые должна предоставить соответствующая специализированная служба. Законом гарантируется оказание на безвозмездной основе таких услуг по погребению как оформление документов, необходимым для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых по погребению, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле» № 8 от 12 января 1996 г., гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Согласно ч. 2 этой же статьи организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу п. 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, городских округов, поселений.

Наличие в муниципальном образовании коммерческих организаций, осуществляющих деятельность по оказанию ритуальных услуг, не освобождает администрацию Жердевского района от решения вопросов местного значения в части организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, а также от обязанности создавать специализированные службы для решения означенных вопросов.

При этом из содержания вышеуказанных норм федеральных законов следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). С учетом изложенного в случае присвоения статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным по итогам конкурса, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.

30.06.2010 г. прокуратурой района в адрес администрации Жердевского района было направлено представление об устранении нарушений законодательства о погребении о похоронном деле, однако по результатам рассмотрения представления, требования прокурора удовлетворены не были, специализированная служба по вопросам погребения и похоронного дела до настоящего времени на территории района не создана.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела. Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела затрагивает права всех без исключения граждан, проживающих на территории муниципального образования - Жердевский район, поскольку в правоотношениях по поводу смерти человека, его погребения участвует неограниченное число субъектов: супруг, близкие родственники, иные родственники, иные лица, взявшие на себя обязательства по погребению.

Таким образом, бездействие администрации Жердевского района, выразившееся в неисполнении положений ФЗ «О погребении и похоронном деле» по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.

Поэтому просит суд признать бездействие администрации Жердевского района в части непринятия мер по исполнению требований Федерального Закона «О погребении и похоронном деле» незаконным. Возложить на администрацию Жердевского района Тамбовской области обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела не позднее 1.01.2011г.

Решением Жердевского районного суда от 02.02.2011г. в иске прокурору Жердевского района отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского Областного суда от 14.03.2011г. вышеуказанное судебное решение отменено с направлением дела на новое рассмотрение.

В судебном заседании прокурор Жердевского района настаивает на удовлетворении иска по основаниям, изложенное в нем.

Представитель ответчика по доверенности Очин В.А. в судебном заседании дал аналогичные объяснения, как и отзыв на иск от 3.05.2011г. В соответствии с п. 22, ч.1, ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - «организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения» на территории поселения относится к вопросам местного значения поселений Жердевского района. На территории каждого поселения Жердевского района имеются места захоронения на которых производятся захоронения граждан, в случае их смерти на территории поселения. Организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения поселений осуществляют и определяют органы местного самоуправления соответствующих поселений района на основании пп.22, п.1, ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

В соответствии с п. 17, ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N

131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения муниципального района относится - содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. Законом Тамбовской области от 17 сентября 2004 г. N 232-3 "Об установлении границ и определении места нахождения представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области" на территории Жердевского района не установлены межпоселенческие территории, в том числе с проживанием на них граждан, что давало бы основания для создания межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг специализированной службой создаваемой администрацией района на указанных территориях.

Обращений от органов местного самоуправления поселений района о необходимости создания межпоселенческих мест захоронения и необходимости разрешения каких - либо вопросов по организации ритуальных услуг на территории поселений в адрес администрации района не поступало.

Утверждение в иске о том, что отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела, которую должна создать администрация района, не позволяет лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользоваться бесплатными услугами по погребению - не обосновано, так как на территории района осуществляют свою деятельность по ­оказанию ритуальных услуг несколько специализированных организаций, которым в случае захоронения лиц в соответствии со ст.9 ФЗ от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Законом Тамбовской области от 04.06.2010г. № 659-З «О социальном пособии на погребение и расходах, возмещаемых специализированным службам по вопросам похоронного дела в Тамбовской области» производится возмещение расходов на оказание услуг на безвозмездной основе по погребению в соответствии с перечнем установленным в ст.9 ФЗ от 12.01.1996г. №8-ФЗ.

На данный момент лицам, осуществляющим погребение умершего на территории Жердевского района, выплачивается социальное пособие, возмещающее в полном объеме расходы на оказание ритуальных услуг по погребению предоставление которых предусмотрено на безвозмездной основе.

Исходя из кассационного определения Тамбовского областного суда от 14.03.2011г. по данному гражданскому делу, организация похоронного дела и ритуальных услуг является обязанностью органов местного самоуправления, в том числе администрации Жердевского района. Учитывая что истцом отражен в иске единственный проблемный вопрос возникший в 2008г. с захоронением невостребованного и неопознанного трупа, то что на территории района появляется 1-2 подобных трупа в год, а иногда и ни одного в год, администрация района считает более рациональным наделение функциями, закрепленными за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, уже действующего муниципального учреждения — МУ «Управление заказчика», а не создание специализированного юридического лица с соответствующим необоснованным финансированием из бюджета района. Поэтому администрация Жердевского района считает исковые требования прокурора района подлежащими удовлетворению, при условии указания в них на возможность наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела уже действующее учреждение, учредителем которого является администрация района.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ООО «Звезда», ООО «Тамбовская мемориальная компания», Киреева В.Н. в судебном заседании и Кучеров В.А., который ранее давал объяснения, полагают, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела при администрации Жердевского района ни чем не вызвана, и нет необходимости в ее создании. Все вопросы с погребением на территории района решаются положительно, каких либо нареканий со стороны жителей района не поступало.

В 2008г. действительно имело место захоронения трупа за счет средств прокуратуры, о чем свидетельствует товарный чек. Но это был единичный случай, после которого захоронение производится указанными службами, с дальнейшей компенсацией по погребению за счет средств администрации Жердевского района.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из отзыва ответчика на иск от 3.05.2011г., администрация района, с учетом указаний вышестоящего суда, на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского Областного суда от 14.03.2011г. считает рациональным наделение функциями, закрепленными за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, уже действующего муниципального учреждения — МУ «Управление заказчика», а не создание специализированного юридического лица с соответствующим необоснованным финансированием из бюджета района. Поэтому, администрация Жердевского района считает исковые требования прокурора района подлежащими удовлетворению, при условии указания в них на возможность наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела уже действующее учреждение, учредителем которого является администрация района. В данном случае имеет место признание иска ответчиком.

Прокурор Жердевского района не возражает против данного признания иска Администрацией Жердевского района, но создание данной службы должно быть исполнено в ближайшее время.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Согласно ч.1 ст. 173 ГПК РФ, заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Признание иска ответчиком отражено в письменном виде и приобщено к материалам гражданского дела л.д. 104.

Данное признание иска может быть признано судом, поскольку оно не противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с ч.1 ст.25 ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Федеральным законом реализуется путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются органами местного самоуправления. Организация похоронного дела также возлагается на органы местного самоуправления, что предусмотрено ч.2 ст.25 и ч.1 ст.29 ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В соответствии с п. 17 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация ритуальных услуг.

С учетом изложенных норм права, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления, Администрацией Жердевского района, не организовано похоронное дело в районе, тогда как организация похоронного дела и ритуальных услуг является обязанностью, а не правом органов местного самоуправления.

Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме. Однако, создание указанной службы потребует времени, поэтому необходимо на ответчика возложить обязанность по созданию специализированной службы в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, СУД

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Жердевского района в части непринятия мер по исполнению требований Федерального Закона «О погребении и похоронном деле», незаконным.

Возложить обязанность на Администрацию Жердевского района Тамбовской области по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела в Жердевском районе в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского Областного суда в течение 10 дней, через Жердевский районный суд.

Председательствующий Е. В. Кобозев