Решение по делу № 2-86/2010



Дело № 2-89/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Железноводский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Супруновой А.Д.

при секретаре Архиповой Т.Г.

с участием:

истца Венеровской Н.В.

представителя ответчика Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании 1 февраля 2010 года в городе Железноводске гражданское дело по иску

Венеровской Натальи Васильевны

к

ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Железноводску Ставропольского края

о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным,

установил:

31 августа 2009 года Венеровская Н.В. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Железноводску Ставропольского края для назначения пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением от 23 ноября 2009 Номер обезличен года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием предусмотренного законом 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

По мнению ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Железноводску Ставропольского края, не подлежит зачету в педагогический стаж следующие периоды работы:

1) в детском санатории ... с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности учителя начальных классов;

2) с Дата обезличена года по Дата обезличена год в период работы в санатории ... в качестве учителя начальных классов;

3) с Дата обезличена год по Дата обезличена год в период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет в период работы в санатории ... в качестве учителя начальных классов;

4) с Дата обезличена года по Дата обезличена год в период работы в санатории ... в качестве педагога-воспитателя;

5) с Дата обезличена год по Дата обезличена год в качестве воспитателя в санатории ...

Венеровская Н.В., считая необоснованным исключение из специального стажа периода работы в санатории ... обратилась в суд за защитой нарушенных прав и просит признать решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, признав за ней право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, включив в специальный педагогический стаж периоды работы в санатории ... г. Железноводска в должностях учителя начальных классов, педагога-воспитателя и воспитателя.

Истица Венеровская В.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования и пояснила, что с 1984 года по 2000 год работала в детском санатории ... учителем начальных классов, педагогом-воспитателем, воспитателем.

Поскольку детский санаторий осуществлял прием детей разных возрастов круглогодично, в санатории была организована школа. Дети школьного возраста в период нахождения в санатории обучались в школе согласно единым программам разработанным ГОРОНО.

У нее имеется достаточный 25-летний стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с учетом спорного периода.

В санатории ... в качестве структурного подразделения функционировала общеобразовательная школа, где она работала в должности учителя начальных классов, педагога-воспитателя и воспитателя. Считает, что утверждение ответчика о невозможности включения в стаж работы периода педагогической деятельности в санатории ... не основано на законе. Работая в санатории учителем начальных классов, педагогом-воспитателем и воспитателем она осуществляла работу на условиях внутреннего совместительства в должности учителя в объеме 15 недельных часов, а так как действующее в тот период пенсионное законодательство не предъявляло требований к нагрузке учителей.

Представитель ответчика – ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Железноводску Ставропольского края Б., исковые требования не признал и пояснил, что для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, необходимо наличие выслуги не менее 25 лет. При этом пенсия назначается лицам, работа которых в определенной должности и в определенном учреждении должна соответствовать Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа.

В стаж не был включен период работы в санатории ... г. Железноводска с 1984 года по 2000 год в должностях учителя начальных классов, педагога-воспитателя и воспитателя.

В соответствии с п. 1.14 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, подлежит включению в педагогический стаж необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости педагогическая деятельность, осуществляемая только в профильных детских санаториях.

Поскольку детский санаторий ... г. Железноводска не является профильным санаторием, представитель ответчика просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Свидетель В. в судебном заседании показала, что работает в санатории ... г. Железноводска в должности воспитателя. Она подтверждает, что истица в спорный период осуществляла преподавательскую деятельность, на полную рабочую ставку.

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, представленные истицей письменные доказательства, оценив доказательства с учетом требований закона об их относимости и допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», жалоба гражданина на решения государственных органов, учреждений, рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. На государственные органы, учреждения, решения которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых решений; гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых решений, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции РФ устанавливаются законом.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 закона "О трудовых пенсиях в РФ", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Статьей 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года, установлено, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет. Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В судебном заседании бесспорно установлено, что в спорный период Венеровская В.Н. осуществляла педагогическую деятельность в детском учреждении здравоохранения с 1984 года по 2000 год.

Согласно записям в трудовой книжке, истица осуществляла трудовую деятельность в следующих учреждениях:

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года в средней школе Номер обезличен в качестве учителя начальных классов;

- с Дата обезличена года по Дата обезличена год в детском саду ... в должности воспитателя;

- с Дата обезличена года по Дата обезличена год в детском санатории ... в качестве учителя начальных классов;

- с Дата обезличена года по Дата обезличена год в средней школе Номер обезличен в качестве учителя начальных классов;

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года в детском санатории ... в качестве учителя начальных классов;

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года в средней школе Номер обезличен в качестве учителя начальных классов;

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года в детском санатории ... в качестве педагога воспитателя;

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года в детском санатории ... в качестве воспитателя;

- с Дата обезличена года по настоящее время в МОУ ... в качестве учителя начальных классов;

Решением от 23.11.2009 года Номер обезличен ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Железноводску Ставропольского края Венеровской В.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием предусмотренного законом 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В специальный педагогический стаж ответчиком не были включены периоды работы в санаторий ... г. Железноводска:

1) с Дата обезличена года по Дата обезличена года в детском санатории ... в должности учителя начальных классов;

2) с Дата обезличена года по Дата обезличена года в детском санатории ... в качестве учителя начальных классов;

3) с Дата обезличена год по Дата обезличена года в детском санатории ... в период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет в период работы в качестве учителя начальных классов;

4) с Дата обезличена года по Дата обезличена года в детском санатории ... в качестве педагога-воспитателя;

5) с Дата обезличена год по Дата обезличена года в детском санатории ... в качестве воспитателя.

Решение об отказе мотивировано тем, что педагогическая деятельность в учреждениях здравоохранения, указанных Списке Номер обезличен предусматривается только в профильных детских санаториях, каковым санаторий ... не является.

В данном случае суд считает, что Венеровской В.Н. было необоснованно отказано в праве на получение льготной пенсии.

Статьей 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года, установлено, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет. Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством по согласованию с Пенсионным фондом.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Наличие школы в санатории ... подтверждено Уставом ФГУ здравоохранения «санаторий ... Министерства Здравоохранения Российской Федерации.

Согласно уставу ФГУ здравоохранения санатория «Салют» министерства здравоохранения Российской Федерации, санаторий ... является государственным учреждением координацию и регулирование деятельности которого осуществляет Министерство Здравоохранения РФ.

Согласно п. 7 Устава, целью санатория является организация и восстановлением здоровья детей Российской Федерации с заболеваниями: почек и мочевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ, в том числе из зон последствий аварий на Чернобыльской АЭС.

Согласно п. 8 Устава, санаторий ... осуществляет основные виды деятельности: бальнеолечение, грязелечение, физиолечение, лечебная физкультура, климатолечение, лечебный массаж, механотерапия, образовательная деятельность - проведение консультативных занятий по основным предметам (русский язык, математика, литература, химия, физика, биология, история, иностранный язык), по программе 9-летней школы для лечащихся детей.

Как следует из материалов дела Венеровская В.Н. осуществляла педагогическую деятельность в санатории ... с Дата обезличена года по Дата обезличена года учителем начальных классов, с Дата обезличена года по Дата обезличена года учителем начальных классов, с Дата обезличена год по Дата обезличена года в период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет во время работы учителем начальных классов, с Дата обезличена года по Дата обезличена года педагогом-воспитателем, с Дата обезличена год по Дата обезличена года воспитателем.

Условия и специфика работы Венеровской В.Н., также подтверждается показаниями свидетеля В., которая показала, что в период работы истицы в ФГУ санатории ... существовала общеобразовательная школа, входящая в структуру санатория.

В соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года, в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены школы всех типов и наименований, а в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность учителя.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года «Некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Доводы представителя ответчика о том, что школа структурно не выделена, истица принята на работу в санаторий, суд находит не имеющим значения для существа спора, поскольку по смыслу пенсионного законодательства данная льгота предоставляется за вид деятельности - педагогический, что доказано материалами дела.

При таких данных единственно то обстоятельство, что в данном списке нет учреждения именно под наименованием «школы детских санаториев» не может служить основанием для отказа в назначении пенсии. Следовательно, период работы истицы учителем начальных классов, воспитателем-педагогом, а также воспитателем в детском санатории в период с 1984 года по 1990 год подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Последующие изменения в законодательстве: списки № 1067 от 22.09.1999 года и № 781 от 29.10.2002 года предусматривают такие учреждения как и основные общеобразовательные школы и детские санатории всех наименований. В частности пунктом 1 графы «Наименование должностей» Списка № 781, предусмотрена должность учитель, а п. 1.14 графы «Наименование учреждений» предусмотрено наименование Учреждения здравоохранения: детские санатории всех наименований.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 09.01.2004 года № 2-П указал, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Суд принимает во внимание, что образовательное учреждение, в котором работала учителем начальных классов, педагогом-воспитателем, а также воспитателем истица, входит в состав детского санатория, в связи с чем период её работы с 1984 г. по 2000 г. должен включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При этом объем учебной нагрузки за вышеуказанный период работы в школе детского санатория при назначении досрочной трудовой пенсии по старости не имеет значения.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истица имеет необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью трудовой стаж, что является основанием для удовлетворения ее требований с даты возникновения права на указанную пенсию, то есть с Дата обезличена года.

Руководствуясь п. 1 ст. 15, ч. 1 и ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. ст. 192-199, 255, 257 ГПК РФ, суд

решил:

Признать решение ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по г. Железноводску Ставропольского края от 23 ноября 2009 Номер обезличен года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Венеровской Наталье Васильевне незаконным.

Включить в специальный педагогический стаж работы Венеровской Натальи Васильевны в ФГУ Санаторий ... г. Железноводска периоды с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности учителя начальных классов, с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности учителя начальных классов, с Дата обезличена год по Дата обезличена года период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет в период работы в должности учителя начальных классов, с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности педагога-воспитателя, с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности воспитателя.

Обязать ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по г. Железноводску Ставропольского края назначить Венеровской Наталье Васильевны досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий,

судья А.Д. Супрунова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200