Дело № 2-208\10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Железноводский городской суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Супруновой А.Д.,
при секретаре Верещагиной Е.С.,
с участием:
представителя истца: помощника прокурора г. Железноводска Тищенко А.О.,
представителя ответчика: Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Железноводску Бондаревского В.Е.
3 лица Сухотериной А.С.
представителя 3 лица А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 апреля 2010 года в г. Железноводске гражданское дело по иску
Прокурора г. Железноводска в интересах Сухотериной Александры Сергеевны
к
Государственному Учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Железноводску
о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным,
установил:
Дата обезличена года Сухотерина Александра Сергеевна родила мертвого ребенка, Дата обезличена года она же родила девочку.
После этого Сухотерина А.С. обратилась в пенсионный фонд для оформления государственного сертификата на материнский капитал. Однако решением руководства ГУ УПФ РФ по г. Железноводску в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ей было отказано. Из указанного решения следует, что Сухотерина А.С. представила не свидетельство о рождении на первого ребенка, а справку о рождении мертвого ребенка. Выдача сертификата на материнский капитал по данной справке не допустима.
Сухотерина А.С. не согласившись с принятым в ГУ УПФ РФ по г. Железноводску решением обратилась с заявлением прокурору г. Железноводска о защите её нарушенных прав посредством обращения с исковым заявлением в суд в её интересах.
Воспользовавшись правом ст. 45 ГПК РФ прокурор г. Железноводска в интересах Сухотериной А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Железноводску о признании решения об отказе в выдаче Сухотериной А.С. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Железноводска помощник прокурора г. Железноводска Тищенко А.О. подержала заявленные требования и просила суд признать действия ответчика незаконными и обязать ГУ УПФ РФ по г. Железноводску выдать сертификат Сухотериной А.С., как женщине, родившей второго ребенка после 1 января 2007 года.
В обоснование иска указала, что отказ Сухотериной А.С., родившей второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка, умершего при родах, является нарушением её социальных прав. Дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего и последующего детей.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г. Железноводску Б. просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку решение Комиссии управления ПФР об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Сухотериной А.С. принято в соответствии с действующим законодательством. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и реализации указанного права согласно требованиям ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Государственный регистр должен содержать информацию о лице, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки, а также сведения о детях (фамилию, имя отчество, пол, дату и место рождения) реквизиты свидетельства о рождении. Очередность рождения (усыновления), гражданство. Согласно пункту 14 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и его выдачи в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельства о рождении детей. Считает, что для получения сертификата не достаточно только факта рождения второго ребенка, необходимо именно наличие двух или более детей в семье для получения мер государственной поддержки. Сухотерина А.С. имеет одного ребенка. В связи со смертью первого на момент рождения второго ребенка у Сухотериной А.С. отсутствует право на получение дополнительных мер государственной поддержки.
Сухотерина А.С., привлеченная в качестве третьего лица на стороне истца, поддержала мнение прокурора, просила признать решение пенсионного фонда об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал незаконным, обязав пенсионный фонд выдать ей сертификат, как женщине, родившей второго ребенка после 1 января 2007 года.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечиваются государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 часть 2); материнство и детство, семья находится под защитой государства (статья 38 часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной так и дополнительный характер в соответствии со статьей 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. В соответствии с этим законом право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
Пункт 1 ст. 3 указанного закона регламентирует следующее: Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
При этом, статья 4 закона указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство.
В силу п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года за N 873 заявление о выдаче государственного сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Пункт 14 указанных правил предусматривает форму заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, где основным документом, подтверждающим рождение ребенка (детей) является свидетельство о рождении.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ акты гражданского состояния, такие как рождение или смерть гражданина, подлежат государственной регистрации. При этом в случае, если ребенок умер, на основании записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка, умершего на первой недели жизни.
Федеральный закон от 5 ноября 1997 года № 143 «Об актах гражданского состояния» определяет порядок государственной регистрации актов гражданского состояния.
Согласно ст. 3 Закона, актами гражданского состояния являются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Государственной регистрации в порядке, установленном Законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.
Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, предусмотренное ст. 8 Закона выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
Согласно ст. 14 Закона Основанием для государственной регистрации рождения является: документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой, в которой происходили роды.
Статьей 20 этого же закона установлено, что в случае если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка производится на основании документов установленной формы о рождении (медицинское свидетельство о рождении) и о перинатальной смерти (медицинское свидетельство о перинатальной смерти). При этом, факт государственной регистрации рождения ребенка умершего на первой неделе жизни, является справка формы № 26, утвержденная постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В соответствии с п.п. 1 п. 6 ст. 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:
1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Между тем, в соответствии с преамбулой указанного закона, настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Таким образом, представление Сухотериной А.С. справки о рождении ребенка не может служить основанием к выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления прокурора г. Железноводска о признании решения Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Железноводску от 21 декабря 2009 года № 5 об отказе в удовлетворении заявления Сухотериной А.С. о выдаче государственного материнского сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ставропольский краевой суд через Железноводский городской суд в течение десяти дней со дня изготовление решения в окончательной форме.
Председательствующий,
судья А.Д. Супрунова