Определение по делу № 2-763/2010



Дело № 2-763/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Железноводский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Волошенко Г.Д.,

при секретаре Ронской Т.С.,

с участием:

представителя истца Мыльникова А.А.,

представителя ответчика Левенко Е.В.,

рассмотрев 12 ноября 2010 года в открытом судебном заседании в городе Железноводске гражданское дело по иску прокурора г. Железноводска в интересах муниципального образования – города-курорта Железноводска

к

администрации города-курорта Железноводска, управлению имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска,

Царинной Л.П.

о признании недействительным постановления главы администрации города-курорта Железноводска о предоставлении в собственность земельного участка, о признании договора купли-продажи земельного участка недействительной сделкой,

установил:

прокурор г. Железноводска обратился в суд с исковым заявлением к администрации города-курорта Железноводска, управлению имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска, Царинной Л.П. о признании недействительным постановления главы администрации города-курорта Железноводска о предоставлении в собственность земельного участка, о признании договора купли-продажи земельного участка недействительной сделкой.

Оспариваемым постановлением главы города-курорта Железноводска от 06 августа 2010 года № <данные изъяты> Царинной Л.П. предоставлен за плату в собственность земельный участок, площадью 22 кв.м., расположенный по адресу: город Железноводск, улица Октябрьская, район жилых домов № <данные изъяты>, гараж № <данные изъяты>, разрешенное использование – для размещения гаража. 06 августа 2010 года между управлением имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска и Царинной Л.П. заключен договор купли-продажи земельного участка № <данные изъяты>. Истец считает, что постановление и договор купли-продажи земельного участка не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы граждан, так как данный земельный участок находится в пределах особо охраняемых природных территорий и не подлежит передаче в частную собственность в силу закона.

Представитель истца Мыльников А.А. поддержал требования искового заявления в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации города-курорта Железноводска Левенко Е.В. исковые требования не признал по тем основаниям, что выводы истца о принадлежности всех земель, расположенных в пределах муниципального образования, к землям особо охраняемых природных территорий, а также к землям, ограниченным в обороте и не предоставляемых в частную собственность, не соответствует действительности. Земельный участок, предоставленный Царинной Л.П., не стоит на кадастровом учете, как земля особо охраняемых территорий. Считает, что постановление главы города-курорта Железноводска от 06 августа 2010 года № <данные изъяты> о предоставлении за плату в собственность земельного участка Царинной Л.П. и договор купли-продажи указанного земельного участка, вынесены в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, просил отказать в удовлетворении иска.

Ответчик Царинная Л.П. в судебное заседание не явилась, её представитель Габина Л.Н. просила о рассмотрении дела в её отсутствие. В представленных письменных возражениях истица исковые требования не признала в связи с тем, что на указанном земельном участке находится недвижимое имущество – гараж, который принадлежит Царинной Л.П. на праве собственности, приобретенный ею за плату на основании договора купли-продажи, который заключен в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика - управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска и третьего лица - отдела регистрации прав на объекты недвижимости города Железноводска и туристско-рекреационной особой экологической зоны в судебное заседание не явились.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора г. Железноводска в интересах муниципального образования – города-курорта Железноводска к администрации города-курорта Железноводска, управлению имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска, Царинной Л.П. о признании недействительным постановления главы администрации города-курорта Железноводска о предоставлении в собственность земельного участка, о признании договора купли-продажи земельного участка недействительной сделкой не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление пользуется всеми процессуальными правами и несёт все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Судом установлено, что ответчик Царинная Л.П. является собственником индивидуального гаража № <данные изъяты>, расположенного по адресу: город Железноводск, улица Октябрьская, район жилых домов № <данные изъяты>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 23 октября 2009 года.

Постановлением главы города-курорта Железноводска от 06 августа 2010 года № <данные изъяты> Царинной Л.П. предоставлен за плату в собственность земельный участок, площадью 22 кв.м., для размещения указанного гаража.

Постановлением Правительства РФ № 462 от 6 июля 1992 года, в соответствии с Указом Президента, утверждено «Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края и его Администрации», которым в частности регулируются вопросы охраны и рационального использования природных лечебных факторов, экономического и социального развития КМВ, принципы образования и деятельности Администрации КМВ, ее компетенция, а также границы особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод, который располагается на территориях Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской ССР, в том числе в Ставропольском крае -городах Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Кисловодск и Ессентуки.

Данным Положением установлены границы природопользования, перечень работ, проведение которых без согласования в установленном порядке запрещаются (разведочные работы, добыча полезных ископаемых, строительство новых, расширение и реконструкция действующих предприятий и т.д.), режим ведения сельского хозяйства, а также то, что охрана природных лечебных ресурсов и окружающей природной среды курортов осуществляется в соответствии с природоохранным законодательством РФ и другими нормативными актами РФ и администрации КМВ. В п. 6 Положения указано, что в границах округа санитарной охраны курортов вне территорий населенных пунктов устанавливается режим заказника.

Положением не регулируются земельные отношения, вопросы ограничений оборота земельных участков и передачи их в частную собственность.

23 февраля 1995 года принят Федеральный Закон № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с последующими изменениями от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, от 09 мая 2005 года № 45-ФЗ), в котором понятия природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительной местности и курортах определены как особо охраняемые природные объекты и территории. В ст. 2 этого Закона установлено, что законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительной местности и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ. Установлено, что курортом федерального значения является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо-охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти. В ст. 4 данного закона определено, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение устанавливается Правительством РФ.

В ст. 16 данного Закона указано, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в составе которой выделяется до трех зон, причем запрет на проживание и все виды хозяйственной деятельности введены только в первой зоне.

Указанный нормативный документ регулирует вопросы охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов и не затрагивает вопросы землепользования, ограничения оборота земли особо охраняемой территории.

14 марта 1995 года Государственной Думой принят Федеральный Закон № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в последующем измененный Федеральными законами от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ, 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ), согласно которому было определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства на ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и, для которых установлен режим особой охраны.

В ст. 2 Закона установлены категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. В целях защиты этих территорий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения и определяться таковыми должны Правительством РФ. В ст. 4 установлено, что сведения о статусе особо охраняемых территориях, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий и т.д. должны включаться в государственный кадастр этих территорий.

Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1996 года № 1425 во исполнение ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которое определило порядок организации округов и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территорий.

Пунктами 3, 4 Постановления определено, что округа санитарной охраны устанавливаются для климатических местностей и курортов федерального значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам. А округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если в лечебно оздоровительных местностях и на курортах федерального значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и т.д.). Территория и режим округов санитарной и горно-спасательной охраны должны учитываться при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов планировки и развития территорий.

Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиям заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения РФ и с органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 8).

В п. 10 установлено, что на территориях обоих округов установлен режим хозяйственного ведения, запрещающий всякие работы загрязняющие почву, воду, воздух, санитарное и экологическое состояние территорий.

В п. 11 предусмотрено, что округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Внешний контур округов является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курорта региона.

Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны утверждаются Правительством РФ (пункт 18 Постановления).

Изложенное свидетельствует о том, что указанный нормативный акт также не регулирует земельные отношения, а лишь определяет порядок организации и режим хозяйствования, проживания и природопользования в пределах указанных территорий (округов).

Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» курорт Железноводск признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорска в Ставропольском крае».

В соответствии со п. 15 указанного постановления Правительства «Положение о курорте федерального значения Железноводск» земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Железноводск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

В связи с этим, в соответствии с п. 8 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, разработка проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта - город Железноводск должна производиться лицензированными организациями, по заданию заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения РФ и с органом исполнительной власти субъекта РФ.

Вопросы регулирования земельных отношений, ограничений оборота земельных участков и передачи их в частную собственность данное Положение не регулирует.

Абзац 2 п. 1 ст. 2 ЗК РФ устанавливает правило, согласно которому нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному Кодексу. Таким образом, законодатель установил приоритет ЗК по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов РФ, содержащим нормы земельного права.

Ст. 3 ЗК РФ установлено, что земельные отношения - отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, т.е. земельные отношения.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране недр, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследии, специальные федеральные закона.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Таким образом, п. 2 ст. 3 ЗК РФ определяет соотношение указанных видов законодательства, устанавливает приоритет земельного законодательства в вопросах регулирования земельных отношений в указанных сферах. Поэтому спорные правоотношения по использованию земель в пределах особо-охраняемых территорий и объектов регулируются ЗК РФ.

П. 3 ст. 3 ЗК РФ устанавливает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным лесным, природоохранным, иным специальным законодательством. Земельное законодательство, исходя из целей своего предмета регулирования, определенных в п. 1 ст. 3 ЗК РФ, может устанавливать лишь ограничения оборота земельных участков, в то время как их оборот осуществляется в соответствии с ГК РФ.

Так п. 1 ст. 129 ГК РФ объекты, изъятые из оборота, в том числе земельные участки, должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. В соответствии с указанной нормой закона земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсов.

П. 2 ст. 27 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами: государственные природные заповедники и национальные парки; здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска пограничной службы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды; объекты организаций федеральной службы безопасности и т.д. (ч. 4 ст. 27 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 129 ГК РФ к ограниченно оборотным объектам относятся также объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Виды указанных объектов определяются в порядке, установленном законом.

Земельный кодекс РФ несколько по иному определяет ограниченно оборотоспособные земельные участки, предусматривая, что содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом и федеральными законами. К земельным участкам, ограниченным в обороте Земельный кодекс относит такие земельные участки, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

Земельный кодекс содержит исчерпывающий перечень земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте (п. 5 ст. 27). К ним, в частности, относятся земельные участки в пределах особо охраняемых территорий; в пределах лесного фонда, за исключением случаев, указанных в законе; земельные участки в составе водного фонда; участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников: объектами археологического наследия; участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, оборонной промышленности и так далее.

Земельный Кодекс не указывает виды земельных участков, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, а также виды земельных участков, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению.

Однако действующее законодательство определяет круг субъектов, которым могут принадлежать земельные участки определенного целевого назначения (ст. 3 Закона о фермерском хозяйстве).

Земельное законодательство предусматривает следующие категории земель, выделяемых по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда: земли водного фонда; земли запаса (ст. 7 ЗК РФ). Согласно п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной категории я разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого установлены Положением, утвержденным вышеуказанным постановлением Правительства РФ № 1425 от 07 декабря 1996 года.

Истец не отрицает того обстоятельства, что спорный земельный участок относится к категории земель поселения (ст. 7 ЗК РФ).

Так, ст. 8 ЗК РФ предусмотрено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Федерации - органами исполнительной власти субъектов. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии с ч. I ст. 15 Закона РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения или земельных участков в составе таких земель. В иных случаях, помимо предусмотренных ч. 1 ст. 15 указанного закона, такой перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 5 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

В силу ч. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, иных документах в случаях, установленных федеральными законами.

Как видно из материалов дела земли города - курорта Железноводска не включены в государственный земельный кадастр как земли особо-охраняемых территорий. Доказательств этому истцом не представлено.

В п. 10 ст. 85 ЗК РФ установлено, что в черте городских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное и иное особо ценное значение. Такие земельные участки используются в соответствии с требованиями, установленными в ст. ст. 94-100 ЗК РФ, а земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

В соответствии со ст. 7 ФЗ № 28-ФЗ от 02 января 2000 года «О государственном земельном кадастре» земельные участки подлежат обязательному кадастровому учету на всей территории РФ, спорный земельный участок не внесен в государственный земельный кадастр с указанием местоположения, целевого назначения и правового положения, как земельного участка, относящегося к землям особо охраняемых территорий федерального значения, оборот которого ограничен.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ физические лица, имеющие в собственности строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящихся в государственной иди муниципальной собственности имеют исключительное право на приватизацию земельных участков в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, федеральными законами. Указанной нормой не установлен запрет на приобретение в собственность земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий. А поскольку у ответчика Царинной Л.П. возникло правомерное пользование находящимся на спорном земельном участке строением, то у него, как у собственника возникает право на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном ЗК РФ путем выкупа в соответствии с договором купли-продажи земли, разработанном ответчиком и подписанном сторонами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 8, 36, 70, 94-96 ЗК РФ, ФЗ от 14 марта 1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст.ст. 45, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований прокурора г. Железноводска в интересах муниципального образования – города-курорта Железноводска к администрации города-курорта Железноводска, управлению имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска, Царинной Л.П. о признании недействительным постановления главы администрации города-курорта Железноводска о предоставлении в собственность земельного участка, о признании договора купли-продажи земельного участка недействительной сделкой отказать в полном объёме.

Обеспечительные меры в виде запрета совершения действий, связанных с регистрацией перехода прав на спорный земельный участок отменить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Ставропольский краевой суд с подачей жалобы через Железноводский городской суд.

Председательствующий, судья Г.Д. Волошенко

Мотивированное решение изготовлено

17 ноября 2010 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200