Решение по делу № 2-171/2011



Дело № 2-171/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Железноводский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Гараничевой И.П.,

при секретаре судебного заседания Малинич В.А.,

с участием:

помощника прокурора города Железноводска Ждановой А.О.,

представителя ответчика - администрации города-курорта Железноводска Левенко Е.В.,

представителя третьего лица- управления архитектуры и градостроительств администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края – Джафарова Р.Ш.,

рассмотрев 28 марта 2011 года в открытом судебном заседании в городе Железноводске гражданское дело по иску

прокурора города Железноводска, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город-курорт Железноводск,

к

администрации города-курорта Железноводска

о признании незаконным бездействия администрации города-курорта Железноводска, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию мест захоронения, расположенных на территории города Железноводска и поселка Иноземцево города Железноводска, соблюдению требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, обязании администрации города-курорта Железноводска устранить допущенные нарушения,

установил:

Прокурор города Железноводска обратился в Железноводский городской суд, с иском к администрации города-курорта Железноводска о признании незаконным бездействия администрации города-курорта Железноводска, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию мест захоронения, соблюдению требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, прекращению деятельности на муниципальном кладбище города Железноводска, обязании администрации города-курорта Железноводска прекратить деятельность муниципального кладбища города Железноводска, на территории муниципального кладбища в поселке Иноземцево обустроить систему дренажа, выполнить обваловку территории, обустроить зону зеленой защиты по периметру кладбища, оборудовать площадку для мусора твердым покрытием, оградить территорию кладбища.

Свои требования процессуальный истец мотивирует тем, что проверкой исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, регулирующего вопросы организации ритуальных услуг и соблюдения порядка захоронения, проведенной прокуратурой города Железноводска с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, выявлены факты нарушения требований закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" (далее - Закон № 8-ФЗ), Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"(далее - Закон № 52-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) со стороны должностных лиц администрации города.

Так, в соответствии с ч. 23 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Во исполнение положений Конституции Российской Федерации, Закона № 131-ФЗ, Закона № 8-ФЗ решением Совета города-курорта Железноводска от 26.06.2009 № 569 утверждены «Положение о погребении и организации похоронного дела на территории города-курорта Железноводска» (далее - Положение) и «Порядок деятельности общественных муниципальных кладбищ и их содержания».

В соответствии с ч.4 ст.3 Положения к полномочиям администрации города-курорта Железноводска по вопросам погребения и организации похоронного дела относится приостановление или прекращение деятельности на месте погребения при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения, принятие мер по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека.

Статьей 2 Порядка деятельности общественных муниципальных кладбищ и их содержания установлено, что деятельность по содержанию кладбищ осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и настоящим Порядком.

Кладбища являются муниципальной собственностью и находятся в ведении администрации города.

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию кладбища администрация города обязана приостановить или прекратить деятельность кладбища и принять меры по ликвидации неблагоприятного воздействия кладбища на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового кладбища.

В соответствии с преамбулой Закона № 52-ФЗ данный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Во исполнение Закона № 52-ФЗ и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года № 35 введены в действие СанПиН 2.1.1279-03, совместно с "Санитарными правилами и нормами "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

В соответствии с п.2.9 СанПиН 2.1.1279-03 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: обоснованность места размещения кладбища с мероприятиями по обеспечению защиты окружающей среды: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; системы дренажа; обваловки территории; организации и благоустройства санитарно-защитной зоны; характера и площади зеленых насаждений; организации подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающихся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не менее 65 - 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).

Согласно п. 3.1 СанПиН 2.1.1279-03 и п. 1.9 ст. 1 Порядка деятельности общественных муниципальных кладбищ и их содержания, ввод кладбища в эксплуатацию допускается после ограждения его территории, разбивки на сектора, благоустройства и озеленения, строительства основных дорог, организации отвода и сбора поверхностных вод, окончания строительства сооружений, предусмотренных проектом.

Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.1279-03 и п. 1.9 ст. 1 Порядка деятельности общественных муниципальных кладбищ и их содержания установлено, что ввод кладбища в эксплуатацию осуществляется в установленном порядке, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

В соответствии с п. 7.10 СанПиН 2.1.1279-03 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Пунктом 7.9 СанПиН 2.1.1279-03 предусмотрено, что на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения предусматривается зона зеленых насаждений шириной не менее 20 метров, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

Пунктом 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 установлено, что вывоз мусора должен осуществляться по мере накопления на городские и поселковые свалки по договору со специализированными организациями.

В соответствии с актом проверки № <данные изъяты> муниципального кладбища города Железноводска и поселок Железноводский установлено, что в нарушение Порядка, а также п.2.9 СанПиН 2.1.1279-03 на территории муниципального кладбища отсутствует система дренажа, не выполнена обваловка территории, территория кладбища разделена на функциональные зоны, однако, отсутствует зона зеленой защиты по периметру кладбища; в нарушение п. 3.1 СанПиН 2.1.1279-03 территория кладбища не имеет ограждения; в нарушение п. 3.2 СанПиН 2.1.1279-03 санитарно-эпидемиологическое заключение по вводу кладбища в эксплуатацию отсутствует; в нарушение п. 7.9 СанПиН 2.1.1279-03 контейнеры и урны для сбора мусора на территории кладбища отсутствуют; в нарушение п. 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 территория повсеместно захламлена кучами бытового мусора.

Кроме того, в соответствии с информацией директора ООО «Ритуальные услуги», являющегося специализированной организацией по предоставлению ритуальных услуг населению города Железноводска, предоставленной на имя и.о. главы администрации города – курорта Железноводска Рудакова А.А. от 25.11.2009 года № <данные изъяты> земля кладбища города Железноводска полностью использована для вновь производимых захоронений умерших жителей города.

В соответствии с актом проверки № <данные изъяты> муниципального кладбища в поселке Иноземцево города Железноводска, в районе МТФ, установлено, что в нарушение требований Порядка, а также п. 2.9 СанПиН 2.1.1279-03 на территории данного кладбища отсутствует система дренажа, не выполнена обваловка территории, территория кладбища разделена на функциональные зоны, однако, отсутствует зона зеленой защиты по периметру кладбища; в нарушение п. 7. 10 СанПиН 2.1.1279-03 площадки для мусора не имеют твердого покрытия, в нарушение п. 3.1 СанПиН 2.1.1279-03 территория кладбища не имеет ограждения.

Более того, постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.12.2002 года N 621 "Об образовании государственного природного заказника краевого значения "Баталинский", в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", а также в целях сохранения уникальных природных комплексов и объектов растительного и животного мира, расширения особо охраняемых природных территорий в Ставропольском крае, территория общей площадью 10,05 гектара земли, находящаяся в пользовании открытого акционерного общества "Кавминкурортресурсы" города Ессентуки на землях города Железноводска, объявлена государственным природным заказником краевого значения "Баталинский".

При рассмотрении вопроса отвода земельного участка под муниципальное кладбище поселка Иноземцево заместителем главного гидрогеолога ОАО «Кавминкурортресурсы» установлено, что участок расположен в третьей зоне санитарной охраны Железноводского курорта, однако, своей юго-восточной стороной примыкает к границе второй зоны санитарной охраны Баталинского источника горько-соленых минеральных вод, что создает достаточно сложную и рискованную гидрогеологическую и геоэкологическую обстановку для последнего.

Областью питания для Баталинского источника является значительная площадь развития четвертичных суглинков в районе участка и к западу от него, перекрывающих собственно водовмещение гравийно-галечниковые отложения подстилаемые кровлей водоупорных майкопских глин. Сходные геолого-гидравлические условия и на выделяемом участке, то есть их связывает единый грунтовый водоносный горизонт.

В связи с вышеизложенным, администрации города Железноводска было указано, что эксплуатация участка возможна только при обязательном выполнении ряда инженерно-технических работ, и в первую очередь устройства дренажа по Юго-Восточной границе участка.

В соответствии со ст. 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст. 35 Закона № 7-ФЗ при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ст. 38 Закона № 7-ФЗ ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 4 Закона № 52-ФЗ отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

Таким образом, ввод в эксплуатацию муниципального кладбища в поселке Иноземцево города Железноводска, в районе МТФ, осуществлен, в том числе и с нарушением требований ст. 4 Закона № 52-ФЗ, ст.ст. 34, 35, 38 Закона № 7-ФЗ, так как в случае подъема грунтовых вод в период ливневых дождей будет нарушен экологический баланс природного заказника.

Более того, в ходе проведенной проверки установлено, что земля кладбища города Железноводска полностью использована для вновь производимых захоронений, имеется лишь возможность «подзахоронений» к ранее умершим родственникам, если это позволяет ранее отведенный участок земли под семейное захоронение.

В соответствии с ч.4 ст. 16 Закона № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Однако по состоянию на 14.07.2010 органами местного самоуправления города-курорта Железноводска в нарушение требований ч. 23 ст. 16 Закона № 131-ФЗ не принято мер к выделению земельного участка под размещение нового кладбища для захоронения умерших жителей города Железноводска.

В связи с выявленными нарушениями, 14.07.2010 прокуратурой города главе города – курорта Железноводска внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, регулирующего вопросы организации ритуальных услуг и соблюдения порядка захоронения.

В соответствии с ответом администрации города на представление прокуратуры (от 02.08.2010 № <данные изъяты>) управлением городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска составлен сметный расчет на выполнение работ по благоустройству кладбищ в городе Железноводске на сумму 7 20 930 рублей и в поселке Иноземцево на сумму 16 69 560 рублей. Администрацией города – курорта Железноводска изыскиваются средства для финансирования работ по благоустройству кладбищ.

Согласно информации администрации города (от 26.01.2011 № <данные изъяты>), представленной в соответствии с запросом прокуратуры, решением Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 14.12.2010 № 783 «О бюджете города-курорта Железноводска Ставропольского края на 2011 год» утверждены расходы за счет средств местного бюджета на организацию и содержание мест захоронения в сумме 350000 рублей.

В соответствии с Методическими рекомендациями по планированию доходов и бюджетных ассигнований на 2011-2013 годы органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, утвержденных приказом Министерства финансов Ставропольского края от 01.09.2010 года № 99, по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» индексируются только расходы на капитальный ремонт жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности, и на расходы по оплате электроэнергии по уличному освещению. Другие расходы по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 2011 год не индексируются и запланированы на уровне базовых показателей 2010 года.

Иных мер, направленных на устранение выявленных в июле 2010 года нарушений, с целью соблюдения требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, надлежащего содержания мест захоронения, а также по исполнению полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 3 Положения, в части прекращения деятельности на месте погребения при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения, в связи с отсутствием возможности осуществления новых захоронений на территории кладбища города Железноводска, администрацией города не предпринято.

Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что отсутствие бюджетного финансирования (либо недостаточное для покрытия расходов по реализации законов финансирование) само по себе не является основанием для отказа в выполнении установленной законом обязанности органа местного самоуправления. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете администрации города-курорта Железноводска денежных средств для реализации обязанностей по организации мест захоронения в границах города-курорта Железноводска, не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Таким образом, бездействие администрации города нарушает конституционные права граждан – жителей города-курорта Железноводска, на достойные похороны, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 245 ГПК РФ просит суд признать незаконным бездействие администрации города-курорта Железноводска, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию мест захоронения, соблюдению требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, прекращению деятельности на муниципальном кладбище города Железноводска, обязать администрацию города-курорта Железноводска прекратить деятельность муниципального кладбища города Железноводска; на территории муниципального кладбища в поселке Иноземцево, города Железноводска, в районе МТФ обустроить систему дренажа, выполнить обваловку территории, обустроить зону зеленой защиты по периметру кладбища, оборудовать площадку для мусора твердым покрытием, оградить территорию кладбища в течение 6 месяцев со дня вынесения решения.

В ходе досудебной подготовки истец в порядке ст.39 ГПК РФ уменьшил исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации города-курорта Железноводска, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию мест захоронения, расположенных на территории города Железноводска и поселка Иноземцево, соблюдению требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, обязать администрацию города-курорта Железноводска:

- в течение 1 месяца с момента принятия решения разработать и утвердить план мероприятий по приведению городских кладбищ, расположенных в городе Железноводске и поселке Иноземцево, в соответствие с изложенными в исковом заявлении санитарными нормами и правилами;

- в течение 2 месяцев с момента принятия решения утвердить границы и поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, выделенный для увеличения площади кладбища, расположенного в городе Железноводске;

- в течение 2 месяцев с момента принятия решения определить перечень необходимых работ для приведения городских кладбищ города Железноводска и поселка Иноземцево в соответствие с изложенными в исковом заявлении санитарными нормами и правилами и составить смету затрат по объему работ на приведение мест захоронения в соответствие с действующим законодательством;

- в течение 3 месяцев с момента принятия решения по делу подготовить и направить в Думу города-курорта Железноводска проект решения о внесении изменений в решение Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 14.12.2010 года № 783 «О бюджете города-курорта Железноводска Ставропольского края на 2011 год» с целью выделения денежных средств на приведение городских кладбищ города Железноводска и поселка Иноземцево в соответствие с изложенными в исковом заявлении санитарными нормами и правилами;

- в 3-х месячный срок с момента выделения денежных средств выполнить работы по приведению городских кладбищ в соответствие с изложенными в исковом заявлении санитарными нормами и правилами.

В судебном заседании помощник прокурора города Железноводска поддержала уточненные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении прокурора, пояснив, что в связи с выделением администрации города Железноводска для увеличения площади кладбища, расположенного в городе Железноводске дополнительного земельного участка, требования о прекращении деятельности на муниципальном кладбище города Железноводска она не поддерживает. В остальном иск просила удовлетворить, обязав администрацию города в указанные в исковом заявлении сроки устранить допущенные нарушения.

Представитель ответчика в судебном заседании, не отрицая того факта, что городские кладбища содержатся с нарушениями санитарных норм и правил, просил в удовлетворении иска прокурора города Железноводска отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, согласно которому бездействие – это несовершение общественно-полезных действий, которые лицо могло и должно было совершить в силу закона, договора, профессиональных обязанностей. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми или иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Таким образом, для того чтобы признать незаконным бездействие органа местного самоуправления необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия: неисполнение органом местного самоуправления обязанности; указанная обязанность должна быть возложена на него нормативными правовыми и иными актами. Администрацией города-курорта Железноводска был подготовлен проект кладбища города Железноводска и поселка Железноводский, был подписан акт предварительного согласования расположения объекта с главой Предгорного сельсовета, выполнено заключение по вопросу согласования земельного участка для размещении кладбища, площадью 10,0 гектар. Кроме того, в соответствии с Постановлением главы Предгорного района от 25 декабря 2010 года № 1062 городскому производственному управлению коммунального хозяйства администрации города Железноводска был передан земельный участок площадью 5, 61 гектар для строительства кладбища. На данный момент управлением городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска проект договора на выполнение работ по межеванию данного земельного участка направлен на подписание.

Представитель третьего лицауправления архитектуры и градостроительств администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, пояснил, что действующим законодательством предъявляется ряд требований к организации и содержанию кладбищ, в том числе необходимость его размещения в соответствии с требованиями законодательства. Согласно п.13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами. В настоящее время администрацией города-курорта Железноводска разрабатывается генеральный план города (корректируется действующий генеральный план), подготовлены правила землепользования и застройки, проводятся процедуры, предшествующие их утверждению, выполнены следующее мероприятия: на основании муниципального контракта от 17.07.2009 года №1 подготовлен проект правил землепользования и застройки (исполнитель работ- ФГУП «РомНИПИУрбанистики»). В составе проекта правил землепользования и застройки, подготовленного ФГУП «РосНИПИУрбанистики», на карте градостроительного зонирования выделена зона специального назначения - кладбищ (К1), разработан градостроительный регламент зоны специального назначения - кладбищ (виды разрешенного использования и предельные параметры). В соответствии с установленным законодательством порядком утверждения данного документа, проект правил опубликован в газете «Курортный край» № 40 от 06.10.2010 года. В № 41 (565) от 13.10.2010 года опубликовано объявление о приеме замечаний и предложений заинтересованных лиц по проекту правил. После этого постановлением администрации города-курорта Железноводска от 24.12.2010 года № 1343 назначены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки. Указанное постановление администрации опубликовано в газете «Курортный край» от 29.12.2010 года № 52 (576), опубликовано также сообщение о предстоящих публичных слушаниях. Публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки проведены 25 января 2011 года. Разрабатываемый в настоящее время генеральный план также содержит сведения о земельных участках кладбищ. Подготовлены демонстрационные материалы, которые содержат в том числе информацию об этих участках. Завершение работ по генеральному плану, утверждение указанных документов территориального планирования, материалов зонирования города позволят привести действующие муниципальные кладбища в полное соответствие с требованиями градостроительных регламентов, и в конечном итоге – с требованиями законодательства.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела и представленные письменные доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования прокурора города Железноводска подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст.16 указанного Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно Уставу города-курорта Железноводска к полномочиям администрации города-курорта отнесены организация и обеспечение разработки генерального плана, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, обеспечение организации оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

На основании ст.25 вышеуказанного Федерального закона, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Решением Совета города-курорта Железноводска от 26.06.2009 № 569 утверждены «Положение о погребении и организации похоронного дела на территории города-курорта Железноводска» и «Порядок деятельности общественных муниципальных кладбищ и их содержания».

В соответствии с ч.4 ст.3 Положения к полномочиям администрации города-курорта Железноводска по вопросам погребения и организации похоронного дела относится приостановление или прекращение деятельности на месте погребения при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения, принятие мер по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека.

Статьей 2 Порядка деятельности общественных муниципальных кладбищ и их содержания установлено, что деятельность по содержанию кладбищ осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и настоящим Порядком.

Кладбища являются муниципальной собственностью и находятся в ведении администрации города.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.39 вышеуказанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

В соответствии с п.1.3 СанПин «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения 2.1.1279-03», санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Как установлено п.3.2. СанПин 2.1.1279-03, ввод кладбища в эксплуатацию осуществляется в установленном порядке, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Пунктом2.9. СанПин 2.1.1279-03 предусмотрено, что устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом.

В соответствии с п.3.1. СанПин 2.1.1279-03, ввод кладбища в эксплуатацию допускается после ограждения его территории, разбивки на сектора, благоустройства и озеленения, строительства основных дорог, организации отвода и сбора поверхностных вод, окончания строительства сооружений, предусмотренных проектом.

В судебном заседании представителем ответчика не представлено никаких доказательств того, что требования вышеуказанных норм федерального законодательства в части содержания мест захоронения в соответствии с федеральными санитарными и экологическими требованиями, требованиями по охране окружающей среды, администрацией города-курорта Железноводска исполняются, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, так как именно к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Санитарно-эпидемиологическое заключение, необходимое для ввода кладбищ в эксплуатацию, как и утвержденный в установленном порядке проект устройства кладбищ у ответчика отсутствует, доказательств обратного суду не представлено.

Доказательств принятия администрацией города-курорта Железноводска каких-либо мер, направленных на проведение мероприятий по ограждению территории кладбищ, благоустройству и озеленению, организации отвода и сбора поверхностных вод, ответчиком суду также не представлено.

Прокурором города Железноводска главе администрации города-курорта Железноводска внесено представление от 14.07.2010 года об устранений нарушений федерального законодательства, регулирующего вопросы организации ритуальных услуг и соблюдения порядка захоронения.

В соответствии с ответом администрации города на представление прокурора от 02.08.2010 года управлением городского хозяйства составлен сметный расчет на выполнение работ по благоустройству кладбищ города Железноводска на сумму 7200930 рублей и поселка Иноземцево на сумму 1669560 рублей, в связи с чем администрацией города изыскиваются средства на эти нужды.

В соответствии с ответом администрации города на запрос прокурора от 26.01.2011 года решением Думы города-курорта Железноводска утверждены расходы за счет средств местного бюджета на организацию и содержание мест захоронений в сумме 350000 рублей.

Таким образом, на момент рассмотрения дела, доказательств соблюдения требований федерального законодательства в области содержания мест захоронения в соответствии с федеральными санитарными и экологическими требованиями, требованиями по охране окружающей среды администрацией города-курорта Железноводска также не представлено.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что бездействие администрации города - курорта Железноводска, выразившееся в непринятии мер по исполнению федерального законодательства в области содержания мест захоронения в соответствии с федеральными санитарными и экологическими требованиями, требованиями по охране окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лиц муниципального образования – города-курорта Железноводска на благоприятную окружающую среду, достойные похороны.

Анализ указанных доказательств, их оценка каждого в отдельности и в совокупности дает основания суду считать, что заявленные требования прокурора города Железноводска подлежат удовлетворению в полном объеме.

Сроки, в течении которых истец просит обязать ответчика исполнить предусмотренные федеральным законодательством обязанности, суд считает разумными.

Руководствуясь ст.ст. ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Железноводска, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город-курорт Железноводск к администрации города-курорта Железноводска о признании незаконным бездействия администрации города-курорта Железноводска, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию мест захоронения, обязании администрации города-курорта Железноводска устранить допущенные нарушения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города-курорта Железноводска, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию мест захоронения, расположенных на территории города Железноводска и поселка Иноземцево города Железноводска.

Возложить на главу города-курорта Железноводска обязанности:

- в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить план мероприятий по приведению городских кладбищ, расположенных в городе Железноводске и поселке Иноземцево города Железноводска в соответствие с санитарными нормами и правилами;

- в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу утвердить границы и поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, выделенный для увеличения площади кладбища, расположенного в городе Железноводске;

- в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу определить перечень необходимых работ для приведения городских кладбищ города Железноводска и поселка Иноземцево в соответствие с действующим законодательством;

- в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить в Думу города-курорта Железноводска проект решения о внесении изменений в решение Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 14.12.2010 года № 783 «О бюджете города-курорта Железноводска Ставропольского края на 2011 год» с целью выделения денежных средств на приведение городских кладбищ города Железноводска и поселка Иноземцево в соответствие с санитарными нормами и правилами;

- в 3-х месячный срок с момента выделения денежных средств выполнить работы по приведению городских кладбищ в соответствие с санитарными нормами и правилами.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Железноводский городской суд в течении 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий

судья И.П.Гараничева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200