Решение по делу № 2-439/2011



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Железноводский городской суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Гараничевой И.П.

при секретаре Малинич В.А.

с участием:

истца Целябиной М.П.,

представителя ответчика ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Железноводского «Водоканала» Лысенко В.И.,

представителя третьего лица ТСЖ «Луч 18» Батяшиной С.Н.

рассмотрев 8 июля 2011 года в открытом судебном заседании в городе Железноводске гражданское дело по иску

Целябиной М.П.

к

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Железноводскому «Водоканалу»

о признании действий филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Железноводского «Водоканала» незаконными, возложении обязанности по аннулировании задолженности в сумме 10343 рубля 23 копейки, взыскании убытков и компенсации морального вреда,

установил:

Квартира <данные изъяты>, расположенная по адресу: город Железноводск, ул. Оранжерейная, <данные изъяты> принадлежит на праве собственности Целябиной М.П. На квартиру открыт лицевой счет № <данные изъяты>, по которому Целябина М.П. оплачивает коммунальные услуги. Целябина М.П. обратилась в суд с иском к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице Железноводского «Водоканала» и с учетом уточнения исковых требований просила признать действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», выразившиеся в начислении оплаты за услуги водопотребления и водоотведения с 17 июня 2009 года по 30 апреля 2010 года включительно по квартире №<данные изъяты> по ул.Оранжерейная, <данные изъяты> города Железноводска исходя из нормативов потребления, незаконными, возложить обязанность на филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» аннулировать образовавшуюся задолженность в размере 10343 рубля 23 копейки, взыскать с филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в ее пользу убытки в размере 21690 рублей 24 копейки, как неполученную сумму субсидий за период времени с 01.06.2010 года по 01.07.2011 года включительно, а также понесенные судебные расходы и компенсацию морального вреда 10000 рублей.Свои требования мотивирует тем, что по акту от 22 мая 2006 года у нее в квартире были приняты и опломбированы счетчики учета холодной и горячей воды с указанием следующей даты поверки -19 мая 2010 года, по которым она оплачивала услуги за водопотребление. Однако, начиная с июня 2009 года, ответчик начал производить начисления за потребляемую воду (горячую и холодную) не по показаниям индивидуальных приборов учета воды, установленных и принятых в эксплуатацию и действующих в соответствии с законом, а исходя из нормативов потребление воды на трех человек, исходя из данных о регистрации по лицевому счету № <данные изъяты>. Принимать оплату по показаниям приборов учета воды с июня 2009 года ответчик отказался, а 30 апреля 2010 года, представителем ответчика, в связи с окончанием межповерочного интервала были сняты пломбы с водомеров холодной воды госномер <данные изъяты>, пломба № <данные изъяты> и горячей воды госномер <данные изъяты> пломба № <данные изъяты> и в тот же день контролером ответчика были приняты в эксплуатацию приборы учета холодной воды (номер водомера <данные изъяты> № пломбы <данные изъяты>, начальные показания 00001) и горячей воды (номер водомера <данные изъяты> № пломбы <данные изъяты>, начальные показания 00001), что отражено в акте приема учета воды (водомера) в эксплуатацию. В связи с тем, что при составлении акта снятия с контрольных приборов учета воды (водомеров) от 30.04.2010 года не были указаны показания водомеров, ТСЖ «Луч 18», был составлен акт, согласно которого показания водомера с холодной водой составили 454 куб., горячей 802 куб. С 01 мая 2010 года оплата услуг водоснабжения вновь стала исчисляться ответчиком исходя из индивидуальных показаний приборов учета воды. Таким образом, с 17 июня 2009 года и по 30 апреля 2010 года, ответчик незаконно проводил начисления, исходя из нормативов потребления воды, в результате чего у нее образовалась задолженность в размере 10343 рубля 23 копейки, которая представляет собой разницу между начислениями по нормативам водопотребления и водоотведения и фактической оплатой по лицевому счету, которую она производила исходя из фактически израсходованного объема воды. Аннулировать образовавшуюся задолженность ответчик отказался, а из-за образовавшейся задолженности ей не были предоставлены субсидии по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.В своем отказе ответчик ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года, которые предусматривают, что в случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п.19 настоящих Правил т.е. по нормативу потребления, что не противоречит статье 157 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей порядок оплаты собственниками помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающей организации, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в индивидуальном помещении собственника. Ссылки ответчика на Постановление Правительства Российской федерации 23 мая 2006 года № 307, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг являются необоснованными, поскольку согласно ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии п. 6 ст. 13 данного закона собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления Закона №261-ФЗ в силу, обязаны обеспечить установку приборов учета используемой воды на границе с центральными системами, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2012 года. Таким образом, оплату коммунальных услуг должны производить по норме потребления, независимо от наличия индивидуального прибора учета в квартире многоквартирного дома при отсутствии общедомового прибора учета только после 01 января 2012 года.На июнь 2009 года в ТСЖ «Луч-18» не было общедомового прибора учета воды, который необходимо установить в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ не позднее января 2012 года, следовательно, перерасчет услуг по водопотреблению и водоотведению исходя из нормативов является незаконным.Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещения убытков в меньшем размере. Своими незаконными действиями ответчик поставил ее саму и ее семью в сложное материальное положение, учитывая, что ее семья является малоимущей. Она потеряла возможность получения субсидий, что в денежном выражении составляет 27877 рублей, которые ей должен возместить ответчик.Кроме того, незаконными действиями ответчика ей были причинены моральные страдания, компенсацию которых в соответствии со ст.151 ГК РФ она просит взыскать с ответчика, обосновывая его тем, что ответчиком нарушены ее права.В судебном заседании истица поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, представив возражения на иск, из существа которых усматривается, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала Железноводский Водоканал» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению по лицевому счету № <данные изъяты> гражданке Целябиной М.П. и членам её семьи, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Железноводск, улица Оранжерейная, д<данные изъяты> кв. <данные изъяты>. Действительно, в период с июня 2009 года по апрель 2010 года истице и всем жильцам многоквартирного жилого дома, расположенного по указанному адресу производились начисления в соответствии с пунктом 7 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, предусматривающего в случае отсутствия коллективного прибора учета производить расчет размера платы для собственников помещений исходя из нормативов потребления независимо от наличия у них индивидуальных приборов учета.С требованиями, изложенными в исковом заявлении Целябиной М.П., о признании действий незаконными, аннулировании задолженности и взыскании убытков ответчик не согласен полностью по следующим основаниям:Согласно пункту 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Данной нормой установлен приоритет иных правовых актов, устанавливающих обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние индивидуальных приборов учета. Жилищное законодательство предусматривает, что энергопринимающее оборудование, общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, обязанность по содержанию которого возложена законом на собственников помещений, фактически - на потребителей. Границей эксплуатационной ответственности считается место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491), при отсутствии прибора учета на границе эксплуатационной ответственности она определяется по внешней границе стены многоквартирного дома. Индивидуальные приборы учета воды предназначены для обслуживания и эксплуатации одного помещения (квартиры), следовательно такие приборы учета, правомерно не включены пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества дома, бремя расходов на содержание которого несут собственники помещений в многоквартирном доме в соответствии с долей в праве общей собственности (части 1, 2 статьи 39 ЖК РФ). В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Наниматель жилого помещения, по договору социального найма или договора найма в специализированных помещениях, несет бремя по оплате коммунальных услуг, в соответствии с условием этих договоров. Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что основой является наличие договора на предоставление коммунальных услуг и данный договор заключается между поставщиком этих услуг и потребителем, что предусмотрено пунктом 4 Правил (в редакции от 21.07.2008г.).На основании протокола № 1 от 28.10.2006 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № <данные изъяты> по ул. Оранжерейной принято решение о создании Товарищества собственников жилья «Луч-18», запись о создании некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 15 января 2007 года.Филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Железноводский «Водоканал» (далее по тексту Водоканал) неоднократно направлялись письма о необходимости заключить договор, разъясняющие взаимоотношения между ТСЖ «Луч- 18», как исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией – водоканалом. Кроме того, в целях информирования ТСЖ и других приобретателей о необходимости заключения договоров на приобретение ресурсов, 25 марта 2009 года Водоканал разместил соответствующее объявление, в котором был разъяснен порядок и условия расчетов за объемы поданных ресурсов, установленные Правилами по показаниям общедомовых приборов учета воды, либо по нормативам водопотребления, утвержденными в установленном Правилами порядке. По вопросам разъяснения обязанностей и вопросам заключения договоров на приобретение всех коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями имеются разъяснения Министерства регионального развития РФ: письмо от 03.05.2007 года № 8326-РМ/07; письмо от 02.05.2007 года № 8167-ЮТ/07; письмо от 20.03.2007 года № 4989-СК/07, где четко указывается, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домам - ТСЖ, оно должно заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов.Соглашение о заключении договора с ТСЖ «Луч-18» достигнуто лишь 12 апреля 2010 года (договор № <данные изъяты> от 12.04.2010 года). Правилами, регулирующими отношения между исполнителем и приобретателями коммунальных услуг, установлены их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчетов платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1).Правилами установлено, что коммунальные услуги это деятельность исполнителя коммунальных услуг (в данном случае ТСЖ), а исполнителем коммунальных услуг является организация, предоставляющая коммунальные услуги, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы и отвечающая за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Абзац 2 пункта 7 Правил (в редакции от 21.07.2008 года) содержит специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил, то есть по нормативу потребления, что не противоречит статье 157 ЖК РФ. Абзац 2 пункт 7 является отсылочной нормой к пунктам 19 и 21 Правил, которые применяются вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 16 Правил при наличии в помещении индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Данный пункт Правил применяется только для тех, кто заключил договор на оказание коммунальных услуг. Применение к отношением между Водоканалом и ТСЖ «Луч-18» пункта 16 Правил при отсутствии договорных отношений, означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и возложение на Водоканал ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ТСЖ «Луч-18».

Согласно Правил № 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома (пункт 5); нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) (пункт 25); коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме ( пункт 26).

Состав общего имущества, в который входят, в том числе и внутридомовые инженерные системы водоснабжения определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491.

Государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» 27.04.2009 года издан приказ генерального директора Цывы А.Н. № <данные изъяты>, на основании пункта 1.3 которого руководителям филиалов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» поручено производить начисления исполнителям коммунальных услуг и собственникам помещений многоквартирных домов за приобретенные объемы (количество) холодной воды, а также за оказание услуг водоотведения в соответствии с абзацем 2 пункт 7 Правил, то есть исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера оплаты поручается производить в порядке, установленном пунктом 19 Правил, то есть по нормативам водопотребления, установленных органами местного самоуправления.

Законность данного приказа рассматривалось Ленинским районным судом города Ставрополя (решение от 08.12.2009 года) и в кассационном порядке Ставропольским краевым судом.

Сумма заявленных исковых требований, состоящая из убытков в размере 27877 рублей не может быть признана ответчиком по следующим основаниям:

Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. В действиях ответчика отсутствует его вина, действия Водоканала совершены на законных основаниях.

По тем же основаниям ответчик представил возражения относительно требований о взыскании компенсации морального вреда.

Выслушав объяснения сторон по иску, исследовав материалы дела и представленные в суд доказательства, суд приходит к следующему:

Квартира 13, расположенная по адресу: город Железноводск, ул. Оранжерейная, <данные изъяты> принадлежит на праве собственности Целябиной М.П. На квартиру открыт лицевой счет № <данные изъяты>, по которому Целябина М.П. оплачивает коммунальные услуги.

Согласно материалов дела, приборы учета воды в квартире истицы были установлены по акту ответчика от 22 мая 2006 года сроком поверки до 19 мая 2009 года, что сторонами по делу не оспаривается.

Согласно протоколу № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № <данные изъяты> по улице Оранжерейной города Железноводска собственниками выбран способ управления домом - товарищество собственников жилья.

15.01.2007 года запись о государственной регистрации юридического лица - товарищества собственником жилья «Луч 18» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.

12.04.2010 года между ТСЖ «Луч-18» (Исполнителем) и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (Ресурсоснабжающая организация), заключен договор, согласно условиям которого Ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечить отпуск холодной питьевой воды, соответствующей требованиям, установленным государственными стандартами, санитарными нормами, на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, находящихся в управлении Исполнителя, расположенного по адресу: г.Железноводск, ул. Оранжерейная, <данные изъяты> в количестве 1574,72 мз/мес., 18896,64 мз/год (п.2.1.1), принимать от Исполнителя сточные воды в систему канализации Ресурсоснабжающей организации на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, находящихся в управлении Исполнителя, расположенного(ных) по адресу: г.Железноводск, ул. Оранжерейная, <данные изъяты> (п.2.1.2). В пределах границ эксплуатационной ответственности осуществлять надзор за состоянием и обслуживанием систем холодного водоснабжения и канализации, к которым присоединены водопроводные и канализационные сети многоквартирного жилого дома. (п.2.13). Граница эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации устанавливается по каждому объекту Исполнителя в соответствии с прилагаемыми к настоящему договору актами и схемами, подписанными полномочными представителям обеих сторон. В случае отсутствия таких актов и схем при присоединении дома, обслуживаемого (управляемого) Исполнителем, непосредственно к водопроводным и канализационным сетям, находящимся на обслуживании Ресурсоснабжающей организации, граница эксплуатационной ответственности сторон устанавливается в соответствии действующим законодательством (п.2.1.4). На основании полученной от исполнителя доверенности Ресурсоснабжающая организация обязуется предоставлять интересы ТСЖ в отношениях с собственниками помещений (далее Потребители) в любых организациях и учреждениях всех видов собственности по вопросам производства по каждому лицевому счету расчета размера платы за водоснабжение и водоотведение в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 23 мая 2006 года № 307, с учетом распределения собственниками помещений вышеуказанного дома разницы между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммарными показаниями приборов учета, находящихся в помещении Потребителя (либо при отсутствии прибора учета - по нормативами водопотребления и водоотведения) (п.2.1.5).

Согласно п.22.9 договора исполнитель обязуется установить коллективный (общедомовой) прибор учета на объекте и получить у Ресурсоснабжающей организации его допуск в эксплуатацию в срок до 01 января 2011 года.

До установки коллективного (общедомового) прибора учета на Объекте объем водопотребления и водоотведения по нему определяется в расчетный период по показаниям индивидуальных приборов учета, а при отсутствии индивидуальных приборов учета по нормативам потребления, утвержденным органами местного самоуправления.

Таким образом, на июнь 2009 года в ТСЖ «Луч-18» не было общедомового прибора учета воды, который необходимо установить в соответствии с Федеральным Законом от 23 ноября 2009 года № 261- ФЗ не позднее 01 января 2012 года, а также на тот период между ТСЖ «Луч-18» и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» отсутствовали какие-либо договорные отношения.

В силу ч.2 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В соответствии с п.2 ст.548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения. (ст.539-547 ГК РФ).

В соответствии со ст. 540 ч. 1 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Исходя из пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным, на него распространяется указание пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.

Условия публичного договора распространяются на отношения с любыми потребителями, как заключившими договор, так и имеющими намерение его заключить.

Так как публичный договор имеет неопределенный срок, основаниями его изменения и расторжения служат юридические факты, установленные законодателем в виде исключительного перечня в ст. 450 ГК РФ.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее Правила № 307), устанавливают на территории РФ обязательные для сторон единые правила по внесению платы за приобретенные у ресурсоснабжающей организации ресурсы, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что основой является наличие договора на предоставленные услуги и данный договор заключается между поставщиком этих услуг и потребителем, что предусмотрено п.4 вышеуказанных Правил № 307.

Согласно абзаца 1 п.7 Правил № 307, при отсутствии у собственника помещений в многоквартирном доме договора, заключенного с исполнителем услуг, в данном случае с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», указанные собственники вправе заключить договор о приобретении воды и водоотведении непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. Данное условие не общее положение, а особое условие, поскольку в случае заключения такого договора, ресурсоснабжающая организация вправе проверить состояние индивидуального водомера в квартире, опломбировать его и контролировать его состояние, в части правильности учета поставленной воды, своевременно требовать замены и поверки водомера, в установленные законом сроки. То есть наличие опломбированного поставщиком услуги водомера в индивидуальной квартире является важным условием договора поставки энергоресурсов.

Проживание в доме ТСЖ накладывает на данного жильца определенные правовые обязанности, связанные с содержанием общего имущества такого дома. В состав общего имущества входит и система водоснабжения, которая определяется от ввода в дом (общего водомера).

Таким образом, собственники (владельцы) квартир в многоквартирном доме в полной мере несут ответственность и бремя оплаты поступившей в данный дом воды, при этом ими на общем собрании определяются способы и методы учета, расходы на установку и обслуживание водомеров, который является их собственностью. ГУП «Водоканал» заключает договор на поставку воды в квартиры многоквартирного дома с ТСЖ, а оно в свою очередь осуществляет механизм учета потребленной домом (собственниками квартир) воды, вправе опломбировать и проверять водомеры у собственников квартир, сводить баланс потребления воды, с учетом показаний счетчиков в каждой квартире. ГУП «Водоканал» в этом случае не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность этого органа, управляющего домом и устанавливать правила и методы учета. Однако, при отсутствии единого водомера на входе в дом, при отсутствии индивидуального договора с конкретным собственником квартиры, оплата должна взиматься, как предусмотрено п.7 Правил. Данные Правила направлены на создание энергосберегающих технологий и рекомендуют собственником домов установку индивидуальных и коллективных водомеров, что позволит снизать энергозатраты (потребление воды и водоотведение), по сравнению с едиными установленными нормативами водопотребления.

Таким образом, учитывая, что до 12.04.2010 года договорные отношения между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ отсутствовали, обязанность по внесению оплаты за водоснабжение и водоотведение в ресурсоснабжающую организацию возникла у Целябиной М.Н. в силу договора между ними, заключенного путем открытия лицевого счета.

Кроме того, согласно впоследствии заключенному между ТСЖ и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» договору от 12.04.2010 года, коллективный (общедомовой) прибор учета на объекте ТСЖ обязалось установить в срок до 01 января 2011 года, а до его установки стороны договорились объем водопотребления и водоотведения определять по показаниям индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления, утвержденным органами местного самоуправления.

Учитывая изложенное, а также то, что прибор учета в квартире истицы был принят и опломбирован ответчиком актом от 22 мая 2006 года и 30 апреля 2010 года представителем ответчика были сняты пломбы с водомеров, установленных в квартире истицы в связи с окончанием межповерочного интервала, исковые требования Целябиной М.П. о признании действий филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Железноводского водоканала, выразившихся в начислении оплаты за услуги водопотребления и водоотведения с 17 июня 2009 года по 30 апреля 2010 года по нормативам потребления незаконными, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Оценивая приведенные доказательства в остальной части заявленных исковых требований суд считает, что надлежащих и допустимых доказательств причинения убытков Целябиной М.П. по вине ответчика суду не представлено, как и не представлено доказательств причинения действиями ответчика морального вреда истице.

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества ( реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По смыслу указанной статьи, право на возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, для наступления которой лицо, право которого нарушено и требующее возмещения убытков, обязано доказать факт нарушения права, размер ущерба, причинную связь между ущербом и действиями лица, а также вину причинителя ущерба, поскольку ч. 3 ст. 10 ГК РФ предусматривает, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с ст. 159 ЖК РФ, регламентирующей предоставление органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им учреждением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, такие субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ (ч. 7 ст. 159 ЖК РФ).

Во исполнение ст. 159 ЖК РФ Правительство РФ 14.12.2005 года Постановлением № 761 утвердило Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с которыми размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Однако, из представленных Целябиной М.П. доказательств можно установить сумму невыплаченной ей субсидии только предположительно, что подтверждается справкой управления труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Железноводска о расчете возможной субсидии Целябиной М.П., так как размер субсидии в том числе зависит и от фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В данном случае никаких действий ответчиком, посягающим на принадлежащие Целябиной М.П. от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающих ее личные неимущественные или имущественные права, совершено не было.

Руководствуясь ст.15, 151, 426, 539-548 ГК РФ, ФЗ № 261 от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судрешил:

Исковые требования Целябиной М.П. к филиалу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице Железноводского «Водоканала» о признании действий филиала незаконными, возложении обязанности по аннулировании задолженности в сумме 10343 рубля 23 копейки, взыскании убытков и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице Железноводского «Водоканала», выразившиеся в начислении Целябиной М.В. оплаты за услуги водоснабжения и водоотведения за период с 17 июня 2009 года по 30 апреля 2010 года по квартире № <данные изъяты> по улице Оранжерейной, <данные изъяты>, исходя из нормативов потребления – незаконными.

В удовлетворении исковых требований Целябиной М.П. к филиалу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице Железноводского «Водоканала» о возложении обязанности по аннулировании задолженности в сумме 10343 рубля 23 копейки, взыскании убытков и компенсации морального вреда отказать.

Данное решение является основанием для филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Железноводского «Водоканала» произвести Целябиной М.П. перерасчет оплаты за водоснабжение и водоотведение.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Железноводский суд в течение десяти дней.

Председательствующий,судья И.П.Гараничева