Решение по делу № 2-507/2011



Дело № 2-507\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Железноводский городской суд Ставропольского края РФ

в составе:

председательствующего судьи Супруновой А.Д.,

при секретаре судебного заседания Ташкиновой Е.С.,

с участием:

представителя истца помощника прокурора г.Железноводска Маршалкина Д.С.

истца Кондратьева А.А.,

представителя ответчика администрации города-курорта Железноводска Левенко Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 9 августа 2011 года в г. Железноводске гражданское дело по иску

прокурора города Железноводска в интересах Кондратьева А.А.

к

администрации города-курорта Железноводска

о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения

установил:

Прокурор города-курорта Железноводска в порядке статьи 45 ГПК РФ, действуя в интересах Кондратьева А.А. обратился в суд с иском к администрации города о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что Кондратьев А.А. обратился в прокуратуру г. Железноводска с заявлением об обращении с иском в суд в его интересах, поскольку является сиротой, юридически неграмотен. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Кондратьев А.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории детей-сирот, что подтверждается представленными документами. Согласно постановлению главы администрации города Железноводска от 22 марта 2001 года № <данные изъяты> Кондратьев А.А. направлен в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «детский дом (смешанного типа) № <данные изъяты> имени Н.К. Крупской». Постановлением главы города-курорта Железноводска от 13 апреля 2009 года № <данные изъяты> за Кондратьевым А.А. закреплено право на получение жилья после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ.

В 2005 году Кондратьев А.А. окончил пребывание в указанном детском учреждении и продолжил обучение в ГОУ НПО «Профессиональный художественно-строительный техникум № 5», расположенный в п. Иноземцево по специальностям: «газоэлектросварщик», «автослесарь».

В 2008 году Кондратьев А.А. окончил ГОУ ПНО «Профессиональный художественно-строительный техникум № 5» и получил свидетельства о присвоении квалификаций «слесарь по ремонту автомобилей – 2 разряд», а также «электросварщик – 3 разряд».

18 июня 2009 года Кондратьев А.А. был призван для прохождения военной службы в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. 14 июня 2010 года он уволен из Вооруженных сил РФ в связи с окончанием срока службы.

12 августа 2009 года Кондратьевым А.А. через представителя по доверенности обратился в администрацию города-курорта Железноводска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категориям: малоимущий, ребенок-сирота.

Постановлением администрации города-курорта Железноводска от 2 октября 2009 года № <данные изъяты> Кондратьев А.А. признан малоимущим и внесен в список очередности малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья под № 40, а также в список очередности детей-сирот под № 9.

Однако, до настоящего времени жилье Кондратьеву А.А. не предоставлено.

Прокурор просит суд обязать администрацию города-курорта Железноводска предоставить Кондратьеву А.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора г. Железноводска Маршалкин Д.С. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Указал, что Кондратьев А.А. имеет право на льготное обеспечение жильем в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку проживает на территории города-курорта Железноводска и поставлен на учет по месту жительства.

Истец Кондратьев А.А. заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в иске и показал, что он является сиротой. Его мать - Кондратьева Ж.А. умерла, а отец – Кондратьев А.В. безвестно пропал, опекун Конюхова М.Н. умерла. С 2001 года он находился в детском доме, по окончании которого в 2005 году продолжил обучение в ГОУ НПО «Профессиональном художественно-строительном лицее № 5», который окончил в 2008 году. В июне 2009 года он был призван для прохождения военной службу в ряды вооруженных сил РФ и уволен в связи с окончанием срока службы в июне 2010 года. В августе 2009 года он через представителя по доверенности обратился в администрацию города-курорта Железноводска с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категориям: малоимущий, ребенок-сирота. До настоящего времени жильем он не обеспечен. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации города-курорта Железноводска Левенко Е.В. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, так как Кондратьев А.А. внесен в список очередности малоимущих граждан под № 40 и в список граждан по категории «дети-сироты» под № 9. По состоянию на 1 апреля 2011 года в Списке очередности детей-сирот и оставшихся без попечения родителей Кондратьев А.А. числится уже под № 5. Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на жилье детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей на 20011 год предусмотрено предоставления межбюджетного трансфера (на 3 квартала) всего 2916480 рублей, в том числе остаток 2001 года – 850 рублей, краевой бюджет 1839519 рублей, федеральный бюджет- 1076120 рублей. Их них произведено расходов в размере 945120 рублей – 1 квартира. На оставшиеся денежные средства администрацией города-курорта Железноводска будут приобретены квартиры в порядке очередности.

Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалах дела имеется отзыв, согласно которому исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку администрацией города не должным образом организована работа по расходованию средств, с целью обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель третьего лица Министерства финансов Ставропольского края извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалах дела имеется отзыв, согласно которому требования прокурора полагал необоснованными, подлежащими отклонению, поскольку предоставление Кондратьеву А.А. квартиры вне очереди повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые также имеют право на внеочередное предоставление жилья с более раннего периода, поскольку нормативными актами не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещение с момента возникновения у него права на внеочередное получение жилого помещения.

Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц Министерства финансов Ставропольского края и Министерства архитектуры Ставропольского края с учетом ранее направленных отзывов на иск.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которой защита жилищный прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности или другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных прав или оспариваемых социальных прав, свобод, законных интересов в сфере трудовых отношений, и иных непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства, детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном фондах, охраны здоровья и т.д.

Данный иск подан в защиту жилищных прав Кондратьева А.А., что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.

Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 184-ФЗ) разрешение вопросов социальной поддержки детей сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделаться отдельными государственными полномочиями субъекта российской федерации по решению указанных выше вопросов с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (п. 6 той же статьи).

Статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены положения о том, что отдельные государственные полномочия на основании законов субъектов Российской федерации могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления. При этом, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5).

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖУ РФ установлено, что детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Аналогичная норма закреплена в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 8 которого, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видом профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, а дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ставропольском крае принят закон от 31 декабря 2004 года № 120-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно п. 7 статье 1 которого органы местного самоуправления в том числе города-курорта Железноводска (ст. 2 закона), наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается письменными доказательствами, что Кондратьев А.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ имеет статус лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи со смертью его матери в 1996 году и безвестным исчезновением отца.

Постановлением главы администрации города Железноводска от 22 марта 2001 года несовершеннолетний Кондратьев А.А. направлен в государственное учреждение - детский дом и за ним закреплена жилая площадь по адресу: п. Иноземцево, ул. <данные изъяты>.

Постановлением главы администрации города-курорта Железноводска от 13 апреля 2009 года № 475 в постановление от 22 марта 2001 года внесены изменения, которыми закреплено за Кондратьевым А.А. право на получение жилья после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, боли по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Постановление главы города-курорта Железноводска от 2 октября 2009 года № <данные изъяты> Кондратьев А.А. внесен в список общей очередности под № 1317, в список очередности малоимущих граждан под № 40, в список граждан имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья под № 9.

С 2001 года он находился в детском доме, по окончании которого в 2005 году продолжил обучение в ГОУ НПО «Профессиональном художественно-строительном лицее № 5», который окончил в 2008 году. В июне 2009 года он был призван для прохождения военной службу в ряды вооруженных сил РФ и уволен в связи с окончанием срока службы в июне 2010 года.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что в настоящее время жилое помещение администрацией города-курорта Кондратьеву А.А. не предоставлено.

Данные установленные судом обстоятельства, сторонами по делу по существу не оспариваются.

Судом также установлено, что закрепленного жилого помещения Кондратьев А.А. не имеет, в очереди, нуждающихся в жилом помещении, в администрации города-курорта Железноводска состоит с октября 2009 года, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, Кондратьев А.А. находится в категории льготных очередников для получения жилья.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Кондратьев А.А. относится к числу граждан, на которых распространяется действие Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Таким образом, требование прокурора г. Железноводска выступающего в интересах Кондратьева А.А. о возложении на администрацию города-курорта Железноводска обязанности по предоставлению жилого помещения, суд считает обоснованным.

Доводы администрации города-курорта Железноводска о том, что не предоставлены средства из краевого бюджета на приобретение жилья детям-сиротам, суд считает несостоятельными.

Кроме того, предоставление во внеочередном порядке жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и ранее поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 194- 198, ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора города Железноводска в интересах Кондратьева А.А. к администрации города-курорта Железноводска о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию города-курорта Железноводска предоставить Кондратьеву А.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Железноводский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий

судья А.Д. Супрунова