Решение по делу № 2-635/2011



Дело № 2-635/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Железноводский городской суд Ставропольского края РФ

в составе:

председательствующего судьи Супруновой А.Д.,

при секретаре судебного заседания Ташкиновой Е.С.,

с участием:

представителя истца помощника прокурора г.Железноводска Маршалкина Д.С.,

истца Рыбаловой О.В.,

представителя ответчика администрации города-курорта Железноводска Осинцевой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2011 года в городе Железноводске гражданское дело по иску

прокурора города Железноводска в интересах Рыбаловой О.В.

к

администрации города-курорта Железноводска

о предоставлении по договору социального найма вне очереди благоустроенного жилого помещения,

установил:

Прокурор города-курорта Железноводска в порядке статьи 45 ГПК РФ, действуя в интересах Рыбаловой О.В. обратился в суд с иском к администрации города о предоставлении по договору социального найма вне очереди благоустроенного жилого помещения.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что Рыбалова О.В. обратилась в прокуратуру г.Железноводска с заявлением об обращении с иском в суд в ее интересах, поскольку является сиротой, юридически неграмотна. Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что Рыбалова О.В., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ является ребенком-сиротой. Над несовершеннолетней Рыбаловой О.В. 25 августа 1995 года назначен опекун Окорокова Т.В. С 1 сентября 2003 года по 30 июня 2008 года Рыбалова О.В. проходила обучение в Пятигорском фиале ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» по специальности бухгалтерский учет и аудит. По окончании обучения Рыбаловой О.В. выдан диплом о присвоении квалификации «экономист» по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Постановлением главы города-курорта Железноводска за ней закреплено право на получение жилья. Однако, до настоящего времени жилье не предоставлено. Прокурор просит суд обязать администрацию города-курорта Железноводска предоставить Рыбаловой О.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора г.Железноводска Маршалкин Д.С. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Указал, что Рыбалова О.В. имеет право на льготное обеспечение жильем в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку проживает на территории города-курорта Железноводска и поставлена на учет по месту жительства.

Истица Рыбалова О.В. заявленное требование поддержала по основаниям, изложенным в иске и просила требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации города-курорта Железноводска Осинцева Е.Л. просила суд отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснила, что 3 марта 2008 года постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края № <данные изъяты> Рыбалова О.В. признана малоимущей и внесена в список очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма под № 1278, в список очередности малоимущих граждан, признанных по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма под № 1, в список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья под № 3. Согласно акту сверки основных исходных показателей муниципального образования о распределении межбюджетных трансфертов на 2011 год, между Министерством финансов СК, Администрацией города-курорта Железноводска, Финансовым управлением администрации города-курорта Железноводска, количество лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на его получение, по состоянию на начало 2011 года и количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых возникает право на его получение в текущем году и планируемом финансовом году составляет 10 человек. Однако Министерством строительства и архитектуры СК на жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на 2011 год было предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта (на 3 квартиры) всего 2916480 рублей. Из них произведено расходов в размере 945120 рублей. На оставшиеся денежные средства администрацией города-курорта Железноводска будут приобретены квартиры в порядке очередности.

Представители третьих лиц Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причина неявки не известна.

Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которой защита жилищный прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности или другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных прав или оспариваемых социальных прав, свобод, законных интересов в сфере трудовых отношений, и иных непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства, детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном фондах, охраны здоровья и т.д.

Данный иск подан в защиту жилищных прав Рыбаловой О.В., что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.

Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 184-ФЗ) разрешение вопросов социальной поддержки детей сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделаться отдельными государственными полномочиями субъекта российской федерации по решению указанных выше вопросов с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (п. 6 той же статьи).

Статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены положения о том, что отдельные государственные полномочия на основании законов субъектов Российской федерации могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления. При этом, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5).

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Аналогичная норма закреплена в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 8 которого, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видом профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, а дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ставропольском крае принят закон от 31 декабря 2004 года № 120-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно п. 7 статье 1 которого органы местного самоуправления в том числе города-курорта Железноводска (ст. 2 закона), наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается письменными доказательствами, что Рыбалова Ольга Васильевна, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, является ребенком-сиротой.

Постановлением главы администрации города-курорта Железноводска от 25 августа 1995 года № <данные изъяты> над несовершеннолетней Рыбаловой О.В. назначен опекун Окорокова Т.В..

С 1 сентября 2003 года по 30 июня 2008 года Рыбалова проходила обучение в Пятигорском филиале ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» по специальности бухгалтерский учет и аудит. По окончании обучения 8 июля 2008 года Рыбаловой О.В. выдан диплом о присвоении квалификации «экономист» по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

8 мая 2007 года Рыбалова О.В. обратилась в администрацию города-курорта Железноводска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Постановлением администрации города-курорта Железноводска от 3 марта 2008 года № <данные изъяты> Рыбалова О.В. признана малоимущей и внесена в список очередности малоимущих граждан имеющих право на внеочередное получение жилья, под №1, а также в список очередности детей-сирот под № 1.

Постановлением администрации города-курорта Железноводска от 30 марта 2011 года № <данные изъяты> Рыбалова О.В. исключена из списков очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что распоряжением от 23 ноября 1998 года № <данные изъяты> руководителя администрации города-курорта Железноводска «О внесении дополнений в нормативные акты исполнительного органа местного самоуправления» Постановление главы администрации от 25 августа 1995 года № <данные изъяты> «Об учреждении опеки над несовершеннолетними Рыбаловой О.В. и Рыбаловым А.В.» дополнено пунктом 2 в следующей редакции: «закрепить за несовершеннолетними жилую площадь по адресу: пос.Иноземцево ул.<данные изъяты>».

30 мая 2011 года прокуратурой города Железноводска на указанное постановление администрации принесен протест. По результатам рассмотрения которого, п.5 распоряжения от 23 ноября 1998 года № <данные изъяты> и п.3 постановления администрации от 30 марта 2011 года № <данные изъяты> отменены.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что в настоящее время жилое помещение администрацией города-курорта Рыбаловой О.В.не предоставлено.

Данные установленные судом обстоятельства, сторонами по делу по существу не оспариваются.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Рыбалова О.В. относится к числу граждан, на которых распространяется действие Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Таким образом, требование прокурора г. Железноводска выступающего в интересах Рыбаловой О.В. о возложении на администрацию города-курорта Железноводска обязанности по предоставлению жилого помещения, суд считает обоснованным.

Доводы администрации города-курорта Железноводска о том, что не предоставлены средства из краевого бюджета на приобретение жилья детям-сиротам, суд считает несостоятельными.

Кроме того, предоставление во внеочередном порядке жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и ранее поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 194- 198, ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора города Железноводска в интересах Рыбаловой О.В. к администрации города-курорта Железноводска о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию города-курорта Железноводска предоставить Рыбаловой О.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Железноводский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий

судья А.Д. Супрунова