Дело № 2-794/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Железноводский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Саматова М.И., при секретаре судебного заседания Белозеровой Е.О., с участием: помощника прокурора города Железноводска Маршалкина Д.С., представителя ответчика администрации города-курорта Железноводска Чернышова В.В., рассмотрев 30 ноября 2011 года в открытом судебном заседании в городе Железноводске гражданское дело по иску прокурора города Железноводска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Сергеенковой М.В., к администрации города-курорта Железноводска об обеспечении жильем детей-сирот, установил: Прокуратура города Железноводска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Сергеенковой М.В. обратилась в суд и исковым заявлением к администрации города-курорта Железноводска об обеспечении жильем детей-сирот, утверждая, что прокуратурой города Железноводска по заданию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка, исполнения законодательства об обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проведения проверки установлено, что администрацией города-курорта Железноводска не выполняются требования п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и часта 2 ст. 7 Закона Ставропольского края № 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Так, в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч. 1, 2 Закона Закон Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз, "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или государственном учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии со ст. I Закона Ставропольского края от 31.12.2004 N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Далее - 120-кз), органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия), состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в приобретении жилья). В соответствии со ст. 2 № 120-кз, указанными государственными полномочиями наделен, в том числе город-курорт Железноводск. Проверкой установлено, что Сергеенкова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-сиротой. Распоряжением от 17.04.1998 № <данные изъяты> руководителя администрации города Железноводска несовершеннолетняя Сергеенкова М.В. была отобрана у Ч., с дальнейшим определением несовершеннолетней в детский дом. Распоряжением от 03.04.1998 № <данные изъяты> руководителя администрации города Железноводска Сергеенкова М.В. направлена в детский дом. Решением Железноводского городского суда от 26.06.2003 родители Сергеенковой М.В. - Сергеенков В.И. и Сергеенкова Н.А. признаны безвестно отсутствующими. С 13.04.1998 по 01.09.2003 Сергеенкова М.В. являлась воспитанницей Машукского детского дома им. Н.К. Крупской (в настоящее время ГОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанного типа) № 10 им. Н.К. Крупской). С 2003 по 2006 Сергеенкова М.В. проходила обучение в ГОУ НПО «ПСХЛ № 11». В 2006 году она окончила, указанное образовательное учреждение и ей был выдан диплом о присвоении квалификации «парикмахер». С 2006 по 2007 год Сергеенкова М.В. проходила обучение в колледже НГТТИ № 20 в г. Невинномысске по специальности «швея», однако указанное образовательное учреждение не окончила. С 2007 по 2008 год Сергеенкова М.В. проходила обучение в ГОУ НПО 17.10.2008 года Сергеенкова М.В. обратилась в администрацию города- До настоящего времени жилье Сергеенковой М.В. не предоставлено. Согласно информации администрации города-курорта Железноводска, причиной не обеспечения Сергеенковой М.В. жилым помещением является отсутствие финансирования. В ходе проведения проверки 22.09.2011 г. в прокуратуру города Железноводска от Сергеенковой М.В. поступило заявление, в котором она просит обратиться в суд в её интересах, поскольку она является сиротой. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Согласно объяснению Сергеенковой М.В., у нее отсутствует юридическое образование, а данные нормы законодательства требуют специальных познаний. В судебном заседании помощник прокурора города Железноводска поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении прокурора. Заинтересованное лицо Сергеенкова М.В. иск поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представитель ответчика - администрации города Железноводска, просил в удовлетворении иска прокурора города Железноводска в части бездействия администрации города-курорта Железноводска по не предоставлению Сергеенковой М.В. жилого помещения отказать, утверждая, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Согласно абзаца 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз (ред. от 04.02.2011) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края. 2 октября 2009 г. постановлением главы города-курорта Железноводска Ставропольского края № <данные изъяты> Сергеенкова М.В. признана малоимущей и внесена в список очередности граждан, нуждающихся в получении жилой площади и улучшении жилищных условий по состоянию (список общей очередности) под № <данные изъяты>, в список очередности малоимущих граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (список очередности малоимущих граждан) под №<данные изъяты>, в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (как ребенок-сирота) под № <данные изъяты>. По состоянию на 01.04.2011 г. в Списке очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в предоставлении жилья, Сергеенкова М.В. числится под № <данные изъяты>. Согласно акту сверки основных исходных показателей муниципального образования о распределении межбюджетных трансфертов на 2011 год, между Министерством финансов Ставропольского края, администрацией города-курорта Железноводска, Финансовым управлением администрации города-курорта Железноводска, количество лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на его получение, по состоянию на начало 2011 г. и количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых возникает право на его получение в текущем и планируемом финансовом году составляет 10 человек. Однако, Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на жилье детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на 2011 год было предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта (на 4 квартиры) всего: 4027587,28 руб., в том числе остаток 2010 г. - 850 руб., краевой бюджет - 1839510 руб., федеральный бюджет - 2187227,28. Из них произведено расходов в размере 2711280 руб. - 3 квартиры. На оставшиеся денежные средства администрацией города-курорта Железноводска будет приобретена 1 квартира в порядке очередности. Представитель третьего лица в судебное заседании не явился, представил отзыв на исковое заявление, из которого явствует, что Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края ознакомилось с исковым заявлением прокурора г. Железноводска в интересах Сергеенковой М.В. о предоставлении по договору социального найма вне очереди благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам. Сообщают следующее. Пунктом 6 ст. 26.3.Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2011 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации города-курорта Железноводска на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено 1 839, 510 рублей, что подтверждается платежными поручениями № <данные изъяты> от 05.07.2011 г., № <данные изъяты> от 03.08.2011г. Кроме того, были перечислены средства федерального бюджета в сумме 2 187, 23 рублей на реализацию переданных полномочий. Следовательно, министерство передало финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации города-курорта Железноводска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть, министерство надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством. В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Выслушав прокурора, представителя ответчика и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования прокурора города Железноводска в интересах Сергеенковой М.В. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям: Сергеенкова М.В., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением от 17.04.1998 № <данные изъяты> руководителя администрации города Железноводска несовершеннолетняя Сергеенкова М.В. была отобрана у Червяковой Т.П., с дальнейшим определением несовершеннолетней в детский дом. Распоряжением от 03.04.1998 № <данные изъяты> руководителя администрации города Железноводска Сергеенкова М.В. направлена в детский дом. Решением Железноводского городского суда от 26.06.2003 родители Сергеенковой М.В. - Сергеенков В.И. и Сергеенкова Н.А. признаны безвестно отсутствующими. С 13.04.1998 года по 01.09.2003 года Сергеенкова М.В. являлась воспитанницей Машукского детского дома им. Н.К. Крупской (в настоящее время ГОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанного типа) № 10 им. Н.К. Крупской). С 2003 по 2006 год Сергеенкова М.В. проходила обучение в ГОУ НПО «ПСХЛ № 11». В 2006 году она окончила указанное образовательное учреждение и ей был выдан диплом о присвоении квалификации «парикмахер». С 2006 по 2007 год Сергеенкова М.В. проходила обучение в колледже НГТТИ № 20 в г. Невинномысске по специальности «швея», однако указанное образовательное учреждение не окончила. С 2007 по 2008 год Сергеенкова М.В. проходила обучение в ГОУ НПО С 2008 по 2009 год Сергеенкова М.В. проходила обучение в ГОУ НПО «Невинномысский аграрно-технологический колледж». По окончании обучения в указанном образовательном учреждении в 2008 году ей был выдан диплом о присвоении квалификации «коммерсант в торговле». 17.10.2008 года Сергеенкова М.В. обратилась в администрацию города- Постановлением главы города-курорта Железноводска от 27.02.2009 г. №<данные изъяты> Сергеенкова М.В. признана малоимущей и внесена в общий список очередности граждан, нуждающихся в получении жилой площади и улучшении жилищных условий под № <данные изъяты>, список очередности малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, под № <данные изъяты>. 14.07.2009 Сергеенкова М.В. обратилась в администрацию города- Постановлением администрации города-курорта Железноводска № <данные изъяты> от 02.10.2009 Сергеенкова М.В. внесена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под № <данные изъяты>, а также в список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, согласно дате подачи заявления. Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2011 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации города-курорта Железноводска на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено 1 839, 510 рублей, что подтверждается платежными поручениями № <данные изъяты> от 05.07.2011 г., № <данные изъяты> от 03.08.2011г. Кроме того, были перечислены средства федерального бюджета в сумме 2 187, 23 рублей на реализацию переданных полномочий. Следовательно, министерство передало финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации города-курорта Железноводска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть, министерство надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством. Таким образом бесспорно установлено, что в настоящее время жилое помещение, Сергеенковой М.В. администрацией города Железноводска не предоставлено, деньги на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закреплённого жилого помещения, выделены за счёт средств краевого бюджета в 2011 году. Не предоставлено ей и равнозначного жилого помещения, ни по окончании его пребывания в государственных образовательных учреждениях, ни по достижении ей совершеннолетия. Данные установленные судом обстоятельства, сторонами по делу по существу не оспариваются, в связи с чем, доводы представителя ответчика в части того, что квартира Сергеенковой М.В. не представлена в связи с отсутствием надлежащего финансирования, суд находит несостоятельными. В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 184-ФЗ) разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены положения о том, что отдельные государственные полномочия на основании законов субъектов Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления. При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч.5). Пунктом 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно ст. 8 которого, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Согласно п.7 ст. 1 Закона от 31.12.2004 года № 120-кз Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, в том числе и город-курорт Железноводск (ст.2 Закона), наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. Исходя из вышеизложенного, доводы представителя ответчика о том, что законом не определен механизм реализации предоставленных дополнительных гарантий для указанной категории детей, суд не может признать состоятельными. Таким образом, Сергеенкова М.В., как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющей закрепленного жилого помещения, безусловно имела право на внеочередное получение жилого помещения на территории города Железноводска жилой площадью не ниже установленных жилищным законодательством социальных норм, которое должно было быть ей предоставлено органами местного самоуправления, то есть администрацией города-курорта Железноводска за счет средств краевого бюджета, после окончания ее пребывания в детском доме, либо по окончании ее пребывания в образовательном учреждении. Однако, данное право Сергеенковой М.В. до настоящего времени не реализовано по вине администрации города-курорта Железноводска, которая кроме направления разъяснений Сергеенковой М.В. о невозможности предоставления ей жилого помещения в настоящее время, никаких мер по предоставлению ей жилого помещения не предприняла. Учитывая вышеизложенные нормы законов, суд считает доводы представителя ответчика об отсутствии бездействия администрации города Железноводска несостоятельными, так как обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Вышеприведенные нормы законов не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), от наличия или отсутствия свободных жилых помещений, а также денежных средств на указанные цели. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди. На момент рассмотрения дела, доказательств соблюдения администрацией города-курорта Железноводска норм жилищного законодательства в части внеочередного предоставления Сергеенковой М.В., имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма, суду не представлено. Таким образом, судом установлено, что бездействие администрации города - курорта Железноводска, выразившееся в не предоставлении Сергеенковой М.В. жилого помещения по договору социального найма, нарушает права и свободы Сергеенковой М.В., доказательств обратного в условиях состязательности процесса, суду не представлено, доводы прокурора, действующего в интересах Сергеенковой М.В., ответчиком не опровергнуты. Руководствуясь ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст. ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление прокурора города Железноводска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Сергеенковой М.В. к администрации города-курорта Железноводска об обеспечении жильем детей-сирот удовлетворить. Обязать администрацию города-курорта Железноводска предоставить Сергеенковой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Железноводский городской суд в течении десяти дней. Председательствующий судья М.И. Саматов
«Профессиональный лицей № 11». По окончании обучения в указанном образовательном учреждении в 2008 году ей был выдан диплом о присвоении квалификации «продавец 3 категории контролер-кассир». С 2008 по 2009 года Сергеенкова М.В. проходила обучение в ГОУ С ПО «Неминномысский аграрно-технологический колледж». По окончании обучения в указанном образовательном учреждении в 2008 году ей был выдан диплом о присвоении квалификации «коммерсант в торговле».
курорта Железноводска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категориям: «малоимущая», «ребенок-сирота». Постановлением главы города-курорта Железноводска от 27.02.2009 года №<данные изъяты> Сергеенкова признана малоимущей и внесена в общий список очередности граждан, нуждающихся в получении жилой площади и улучшении жилищных условий под № <данные изъяты>, список очередности малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, под № <данные изъяты>. 14.07.2009 года Сергеенкова обратилась в администрацию города-курорта Железноводска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «ребенок-сирота». Постановлением администрации города-курорта Железноводска № <данные изъяты> от 02.10.2009 года Сергеенкова М.В. внесена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под № <данные изъяты>, а также в список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в предоставлении жилья, согласно дате подачи заявления.
«Профессиональный лицей № 11». По окончании обучения в указанном образовательном учреждении в 2008 году ей был выдан диплом о присвоении квалификации «продавец 3 категории контролер-кассир».
курорта Железноводска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категориям: «малоимущая», «ребенок-сирота».
курорта Железноводска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «ребенок-сирота».