Решение по делу № 2-229/2011



Дело № 2-229/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Железноводский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Гараничевой И.П.

при секретаре судебного заседания Малинич В.А.

с участием:

истца Артеменко Б.В.,

представителя ответчика - Администрации города-курорта Железноводска Гераськиной Н.В.,

третьего лица Артеменко А.Я.,

представителя третьего лица - отдела по социальным вопросам, опеке и попечительству администрации города-курорта Железноводска - Винокуровой Л.В.,

рассмотрел 14 апреля 2011 года в открытом судебном заседании в городе Железноводске гражданское дело по иску

Артеменко Б.В. в интересах несовершеннолетних Артеменко А.Б., Артеменко М.Б.

к

администрации города-курорта Железноводска

о признании действий администрации города-курорта Железноводска незаконными, обязании выдать разрешение на заключение договора купли-продажи,

установил:

Комната № <данные изъяты>, расположенная по адресу: город Железноводск, улица Космонавтов, <данные изъяты> принадлежит на праве общей долевой собственности Артеменко А.Я. и ее несовершеннолетним детям – Артеменко А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Артеменко М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - по 1/3 доли в праве общей долевой собственности каждому.

24 февраля 2011 года Артеменко Б.В. обратился в администрацию города-курорта Железноводска с заявлением о разрешении продажи вышеуказанной комнаты с целью улучшения жилищных условий несовершеннолетних, указав, что в счет продаваемой комнаты им приобретена квартира № <данные изъяты>, расположенная по адресу: город Железноводск, улица Космонавтов, <данные изъяты>.

09 марта 2011 года на заявление Артеменко Б.В. руководитель отдела по социальным вопросам, опеке и попечительству администрации города-курорта Железноводска сообщила, что в ходе заседания комиссии по охране прав подопечных при Администрации города-курорта Железноводска от 02.03.2011 года протокол № <данные изъяты>, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, учитывая, что имущественные права несовершеннолетних будут ущемлены, было принято решение отказать в совершении сделки купли-продажи недвижимости, собственниками 2/3 долей которой являются несовершеннолетние.

Не согласившись с вынесенным Администрацией города-курорта Железноводска решением, Артеменко Б.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просить признать действия администрации города-курорта Железноводска незаконными, обязать администрацию города-курорта Железноводска выдать разрешение на продажу 2/3 долей комнаты № <данные изъяты>, расположенной по адресу: город Железноводск, улица Космонавтов, <данные изъяты>, принадлежащих несовершеннолетним.

Свои требования мотивирует тем, что с целью улучшения жилищных условий детей, им была приобретена квартира № <данные изъяты>, расположенная по адресу: город Железноводск, улица Космонавтов, <данные изъяты>, площадью 63,9 квадратных метров. Квартира была оформлена в собственность его жены - Артеменко А.Я. и их несовершеннолетних детей Артеменко А.Б. и Артеменко М.Б. в равных долях – по 1/3 доле в праве каждому, также как и принадлежащая им комната в общежитии. Продажа комнаты предполагала погасить долг, образовавшийся при приобретении вышеуказанной квартиры. Отказ органов опеки мотивирован ущемлением материальных и жилищных прав несовершеннолетних, а также нарушением временных требований на получение данного согласия, то есть прежде чем приобрести квартиру по адресу Космонавтов,<данные изъяты> квартира <данные изъяты>, он должен был получить согласие органа опеки и попечительства на продажу комнаты по адресу Космонавтов 30/811. Считает, что отказ органа опеки и попечительства необоснован и неправомерен, поскольку цель продать комнату преследовалась до приобретения квартиры, о чем свидетельствует обращение в органы опеки и попечительства в первый приемный день после получения свидетельств о государственной регистрации права собственности на квартиру. Кроме того, в случае непогашения долга за приобретенную квартиру, он будет вынужден обратиться в суд с заявлением о расторжении договора купли - продажи квартиры, что приведет к ухудшению жилищных условий несовершеннолетних в большем объеме, чем продажа комнаты.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что состоит в браке с Артеменко А.Я. с 21.08.1993 года, от брака они имеют двоих несовершеннолетних детей. Ранее вся его семья проживала в комнате площадью 12 квадратных метров, которая была оформлена по договору приватизации в общую долевую собственность его жены и детей и которую, с целью улучшения своих жилищных условий, они решили продать. Заняв недостающую сумму денег и купив квартиру большей площади, оформив право общей долевой собственности на квартиру также на жену и детей, он обратился в орган опеки, чтобы получить разрешение на продажу комнаты, но получил совершенно необоснованный отказ в выдаче разрешения.

Представитель ответчика - администрации города-курорта Железноводска Гераськина Н.В. исковые требования не признала и просила в иске отказать, так как Артеменко В.Б. обратился в администрацию города-курорта Железноводска с просьбой к органам опеки и попечительства рассмотреть вопрос о продаже 2/3 долей в праве общей долевой собственности на комнату № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по улице Космонавтов города Железноводска, принадлежащую его несовершеннолетним детям, при этом не приобретая ничего взамен. Рассмотрев данный вопрос на комиссии по охране прав несовершеннолетних, было принято решение отказать Артеменко В.Б. в выдаче разрешения на совершение сделки, так как имущественные и жилищные права несовершеннолетних были бы ущемлены.

Представитель третьего лица - отдела по социальным вопросам, опеке и попечительству администрации города Железноводска, в судебном заседании просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск, согласно которому на момент обращения Артеменко В.Б. в администрацию города Железноводска с заявлением о выдаче согласия на продажу комнаты № <данные изъяты>, расположенной по адресу: город Железноводск, ул. Космонавтов, <данные изъяты>, где собственниками являются его несовершеннолетние дети, в счет продаваемой комнаты уже была приобретена квартира по адресу: город Железноводск, ул. Космонавтов, <данные изъяты>, где собственниками 2/3 доли также являются несовершеннолетние дети заявителя. Рассмотрение заявления было вынесено на комиссию по охране прав подопечных при администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, которая состоялась 02.03.2011 года. В ходе заседания комиссии было принято решение отказать Артеменко Б.В. в совершении сделки купли-продажи недвижимости, так как в силу статьи 37 ГК РФ, статьи 60 Семейного Кодекса РФ, распоряжение имуществом несовершеннолетнего ребенка может производиться только в интересах ребенка. В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 9 июня 1999 года № 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних», совершение сделки по продаже жилых помещений производится с обязательным приобретением жилой площади на имя несовершеннолетнего, если он теряет долю собственности. В данном случае совершение сделки будет иметь результатом уменьшение имущества несовершеннолетних и потому не отвечает их интересам.

Третье лицо Артеменко А.И. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении и пояснила, что она и ее муж Артеменко Б.В., приобретая квартиру большей площади, имели намерение увеличить долю своих несовершеннолетних детей в праве собственности и улучшить их жилищные условия, а отказ органов опеки в выдаче разрешения на продажу ранее принадлежавшей ей и детям комнаты площадью 12 квадратных метров по формальным основаниям никак не отвечает интересам несовершеннолетних.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и представленные сторонами в условиях состязательности процесса письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Абзацем 3 п.3 ст.60 СК РФ определено, что при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст.37 ГК РФ).

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 28 и пунктов 2 и 3 статьи 37 ГК Российской Федерации законные представители несовершеннолетнего обязаны совершать сделки по отчуждению его имущества только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Родители несовершеннолетних детей, согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации, являются их законными представителями и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами (пункт 1); вместе с тем родители не вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия (пункт 2).

Специальный порядок совершения родителями, как законными представителями своих несовершеннолетних детей, сделок с принадлежащим детям имуществом, закрепленный названными положениями гражданского и семейного законодательства в их взаимосвязи, направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Однако, из содержания абзаца второго пункта 1 статьи 28 и пунктов 2 и 3 статьи 37 ГК Российской Федерации, не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями. Напротив, при решении данного вопроса в соответствии с общими принципами права и требованиями статей 2, 17 и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации правоприменительные органы должны исходить из добросовестности родителей, выступающих в качестве законных представителей своих несовершеннолетних детей. Это согласуется с ратифицированной Российской Федерацией Конвенцией о правах ребенка, в соответствии со статьей 5 которой государства-участники признают и уважают права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных данной Конвенцией прав.

Учитывая вышеприведенные нормы закона, органы опеки и попечительства при рассмотрении вопроса о даче согласия на отчуждение имущества несовершеннолетнего должны руководствоваться критериями соблюдения при совершении сделки прав несовершеннолетних, а не наличием формальных оснований несоблюдения родителями несовершеннолетних процедуры получения такого согласия.

Как установлено судом, несовершеннолетней Артеменко А.Б. и несовершеннолетнему Артеменко М.Б. на основании договора о передаче жилья в собственность № <данные изъяты> от 17.03.2010 года принадлежит по 1/3 доли в праве на жилое помещение – комнату площадью 12 кв.метров по адресу: г.Железноводск, ул.Космонавтов, <данные изъяты>. Сособственником данной комнаты по вышеуказанному договору приватизации является мать несовершеннолетних – Артеменко А.Я. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в УФСР кадастра и картографии 01.04.2010 года.

Согласно договору купли-продажи от 07.02.2011 года, зарегистрированного в УФСР кадастра и картографии в установленном законом порядке 21.02.2011 года, Артеменко А.Я., Артеменко А.Б. и Артеменко М.Б. приобрели в общую долевую собственность по 1/3 доли в праве каждому квартиру № <данные изъяты> по улице Космонавтов, <данные изъяты> города Железноводска площадью 63,9 квадратных метра за 1600 000 рублей.

Согласно расписке, представленной истцом, 28.01.2011 года он занял у Дарагановой Г.В. для приобретения вышеуказанной квартиры 500000 рублей.

24.02.2011 года Артеменко В.Б. обратился в администрацию города-курорта Железноводска за разрешением на продажу комнаты в общежитии, 2/3 доли которой принадлежат его несовершеннолетним детям, с целью оплаты долга за приобретенную им квартиру, на что получил отказ.

Как следует из установленных судом обстоятельств, подтвержденных представленными истцом доказательствами, отказывая Артеменко В.Б. в выдаче разрешения на продажу 2/3 долей в праве общей долевой собственности на комнату № <данные изъяты>, расположенную по адресу: город Железноводск, улица Космонавтов, <данные изъяты>, органы опеки и попечительства исходили из формального соблюдения установленной законом процедуры совершения сделок, касающихся имущественных прав несовершеннолетних и свой отказ мотивировали тем, что родители несовершеннолетних не обратились в органы опеки и попечительства заранее, до приобретения недвижимости, а не после, когда разрешение на отчуждение одного из жилых помещений приведет к уменьшению имущества несовершеннолетних, не принимая во внимание тот факт, что Артеменко А.Я. приобрела квартиру большей площади, оформив право общей долевой собственности на нее, в том числе и на несовершеннолетних, что очевидно указывает на действия родителей несовершеннолетних, не противоречащие интересам детей, а направленные на улучшение их жилищных условий.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что конкретные действия Артеменко В.Б., как родителя несовершеннолетних, не вступают в противоречие с интересами самих несовершеннолетних, жилищные права детей и их финансовые интересы при совершении сделки купли-продажи квартиры № <данные изъяты> по ул. Космонавтов, <данные изъяты> города Железноводска не будут нарушены, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Таким образом, исковые требования Артеменко В.Б., действующего в интересах несовершеннолетних Артеменко А.Б. и Артеменко М.Б., подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 28, 37 ГК РФ, ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Артеменко Б.В. в интересах несовершеннолетних Артеменко А.Б., Артеменко М.Б. к администрации города-курорта Железноводска о признании действий администрации города-курорта Железноводска незаконными, обязании выдать разрешение на заключение договора купли-продажи - удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации города-курорта Железноводска, выразившееся в отказе в выдаче разрешения Артеменко Б.В. на заключение сделки купли-продажи комнаты № <данные изъяты> по улице Космонавтов, <данные изъяты> города Железноводска.

Обязать орган опеки и попечительства администрации города-курорта Железноводска принять решение о разрешении Артеменко Б.В. продажи 2/3 долей в праве общей долевой собственности на комнату № <данные изъяты>, расположенную по адресу: город Железноводск, улица Космонавтов, <данные изъяты>, принадлежащих несовершеннолетним Артеменко А.Б. и Артеменко М.Б..

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Железноводский городской суд в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий

судья Гараничева И.П.