о предосталвении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

   09 сентября 2010 года г. Железногорск

          Железногорский городской суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Красевич Е.И.,

при секретаре Водостоевой Н.П., 

с участием истца Циколенко Л.В.,

представителя истца Дмитриевой В.Н.,                                                                                                   

представителя ответчика – администрации г.Железногорска Лукашенко Т.С., 

              рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Циколенко Любови Вячеславовны к Администрации г.Железногорска Курской области, Администрации Курской области, Комитету строительства и стройиндустрии Курской области, Комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,   

у с т а н о в и л:

Циколенко Л.В. обратилась в суд с иском к Комитету строительства и стройиндустрии Курской области, Администрации г.Железногорска о предоставлении жилого помещения, указывая, что она состоит на учете в администрации г.Железногорска Курской области в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с февраля 2006 года. Несмотря на то, что действующим законодательством для данной категории граждан установлена гарантия обеспечения жилья во внеочередном порядке, до настоящего времени ответчики своих обязательств не исполнили, в связи с  чем она обратилась в суд и просит обязать Комитет строительства и стройиндустрии Курской области приобрести для нее жилое помещение в г.Железногорске в размере не менее 18 кв.м., а администрацию г.Железногорска обязать передать указанное жилое помещение ей.   

Определением Железногорского городского суда Курской области от 26.08.2010 года Комитет строительства и стройиндустрии Курской области привлечен в качестве соответчика.

Истец Циколенко Л.В. в судебном заседании уточнила свои исковые требования и просила обязать администрацию г.Железногорска включить её в сводный список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья и направить его в Комитет строительства и стройиндустрии Курской области для формирования сводного списка указанной категории граждан;  обязать Администрацию Курской области и Комитет строительства и стройиндустрии Курской области приобрести для неё благоустроенное жилое помещение в г.Железногорске Курской области площадью не менее 18 кв.м. за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Курской области на реализацию Федерального закона от 21.12.1996г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области, а Комитет социального обеспечения Курской области обязать заключить с ней договор социального найма на жилое помещение, приобретенное Комитетом строительства и стройиндустрии Курской области для неё за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Курской области на реализацию Федерального закона от 21.12.1996г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Представитель ответчика Комитета строительства и стройиндустрии Курской области в судебно заседание не явился, представил отзыв, в котором просит рассматривать дело в его отсутствие, и указал, что он определен уполномоченным органом при приобретении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые приобретаются в собственность Курской области путем проведения комитетом по управлению имуществом Курской области аукциона. Впоследствии указанными жилыми помещениями Комитет строительства и стройиндустрии Курской области не распоряжается и передавать указанные жилые помещения детям-сиротам он не уполномочен. Предоставлением жилых помещений детям – сиротам и лицам из их числа по договору социального найма занимается Комитет социального обеспечения Курской области.  

Представитель ответчика Комитета социального обеспечения Курской области в судебное заседание также не явился, представил отзыв, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие, а также указал, что иск не признает по следующим основаниям., Комитет социального обеспечения Курской области определен уполномоченным органом на предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма. Вопросами приобретения жилья для данной категории граждан занимается Комитет строительства и стройиндустрии Курской области и Администрация Курской области. Комитет социального обеспечения Курской области вправе осуществить свои действия в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 14.04.2010 года № 148-па после того, как остальные органы государственной власти исполнят свои полномочия в отношении предоставляемых жилых помещений указанной категории граждан.

     Представитель ответчика администрации города Железногорска по доверенности Лукашенко Т.С. также не признала исковые требования Циколенко Л.В., мотивируя тем, что, согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Курской области, утвержденного Постановлением Администрации Курской области от 24.12.2007г. № 282, в компетенцию органа местного самоуправления входит постановка на учет на внеочередное предоставление жилья указанных лиц, формирование списка граждан и направление его в комитет строительства и стройиндустрии Курской области для формирования сводного списка. Согласно постановлению главы администрации города Железногорска от 20.02.2006 года № 152 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» Циколенко Л.В. была включена в льготный список граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении. На основании данного постановления Циколенко Л.В. была включена в областную целевую программу «Жилище» на 2004-2010 годы и подпрограмму «Обеспечение жильем граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденной Курской Областной Думой от 25.12.2007г. № 525-IV-ОД. В соответствии с требованиями постановлений Администрации Курской области №№ 147 от 15.02..2008г. и 282 от 24.12.2007г. Циколенко Л.В. 19.02.2008г. написала заявление о включении её в списки на получение социальной выплаты для приобретения жилья и одновременно на получение жилого помещения в г.Железногорске в 2009г. Необходимые списки данной категории граждан администрацией г.Железногорска были подготовлены и высланы в Комитет строительства и стройиндустрии администрации Курской области для включения из в сводный список области. Однако, Циколенко Л.В. в сводный список в 2009 году включена не была. Предоставление указанной категории лиц жилых помещений не входит в компетенцию органа местного самоуправления. Постановлением Губернатора Курской области от 14.04.2010 года №148-па уполномоченным органом определен Комитет социального обеспечения Курской области. Учитывая изложенное просит истцу отказать в удовлетворении иска к Администрации города Железногорска.

 Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца Циколенко Л.В. и её представителя Дмитриевой В.Н., представителя ответчика- администрации г.Железногорска Лукошенко Т.С., суд приходит к следующему.

  Исходя из п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. При этом часть 2 ст.57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из п.п. 2 п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Как следует из ст.1 указанного Федерального Закона, для целей настоящего ФЗ используется понятие лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    Согласно свидетельству о рождении серии III ЖТ № 284592 от 14.08.1991 года родителями истца Циколенко Л.В. являются Циколенко Вячеслав Федорович и Циколенко Лидия Александровна; причем сведения об отце согласно записи акта о рождении № 2 от 14.08.1991г. сделаны со слов Рамзовой Любови Никитичны.  

Судом установлено, и никем из лиц, участвующих в деле не оспаривалось, что Циколенко Л.В., 22.04.1990 года рождения, осталась без попечения родителей, поскольку её мать Циколенко Л.А. находилась в местах лишения свободы, бродяжничала, дочь бросила и умерла 10.04.2000 года в г.Курск, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ЖТ № 569934, выданным отделом ЗАГС администрации Центрального округа г.Курска 25.04.2002 года. 

Истец Циколенко Л.В. являлась воспитанницей школы-интерната г.Курска. На основании постановления главы администрации г.Железногорска от 06.03.1995г. над несовершеннолетней Циколенко Л.В. была установлена опека Дмитриевой В.Н.

 Постановлением главы города Железногорска от 24.04.2008г. № 718 прекращены выплаты денежного пособия на содержание несовершеннолетней Циколенко Л.В. ввиду достижения последней совершеннолетия. Циколенко Л.В. зарегистрирована с 17.11.2006 года по адресу: Курская обл., г.Железногорск, ул.Парковая, д.4, кв.420, что подтверждается паспортом истца серии 38 04 номер 165995, выданным УВД г.Железногорска и Железногорского района Курской области 12.05.2004 года. С 24.09.2008 года по 14.07.2010 года истец была зарегистрирована по адресу: г.Железногорск, ул.Парковая, д.4, кв.520, что подтверждается паспортом истца 38 10 710124, выданным ОУФМС России по Курском области в Железногорском районе 14.07.2010г.

Как пояснила в судебном заседании истец Циколенко Л.В. в настоящее время она проживает в доме Дмитриевой В.Н. по адресу: ..., 1-й ..., ..., своего жилья не имеет.

Таким образом, Циколенко Л.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется законодательство РФ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая гарантии прав на жилое помещение, предусмотренные п.1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ.

Также судом установлено и никем из участвующих в деле лиц не оспаривалось, что у Циколенко Л.В. в собственности не имеется жилого помещения.

Из ч. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что жилое помещение по договору социального найма вышеуказанной категории лиц предоставляется в порядке, предусмотренном ЖК РФ, лишь в том случае, если иной порядок не предусмотрен законом субъекта РФ.

Законом Курской области от 13 июня 2007г. № 59- ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области» (п.1 ст.2)  определено, что предусмотренные настоящим Законом меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Курской области.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Циколенко Л.В., будучи лицом из числа детей-сирот и не имея закрепленного за ней жилого помещения, имеет право на получение жилой площади не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Курской области, выделяемых на эти цели.

Постановлением Администрации Курской области от 24.12.2007г. № 282 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Курской области (далее – Порядок).

Из указанного Порядка следует, что обеспечение вышеуказанной категории лиц жилыми помещениями по договорам социального найма относится к компетенции целого ряда органов государственной власти и органов местного самоуправления, при этом каждый из указанных органов наделен соответствующим объемом полномочий.

В частности, в компетенцию органа местного самоуправления входит постановка на учет на внеочередное предоставление жилья указанных лиц, формирование списка граждан и направление его в комитет строительства и стройиндустрии Курской области для формирования сводного списка указанной категории граждан, который и формирует данный список (п.п.2,3, 11,12).

Судом установлено, что Циколенко Любовь Вячеславовна на основании постановления главы администрации города Железногорска от 20.02.2006 года № 152 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» была включена в льготный список граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, в котором продолжает состоять до настоящего времени. На основании данного постановления Циколенко Л.В. была включена в областную целевую программу «Жилище» на 2004-2010 годы и подпрограмму «Обеспечение жильем граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденной Курской Областной Думой от 25.12.2007г. № 525-IV-ОД.  

Из отзыва Комитета строительства и стройиндустрии Курской области от 06.09.2010 года не видно, что Циколенко Л.В. включена в сводный список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся из попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо в сводный список на получение социальной выплаты для приобретения жилья. 

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Администрация города Железногорска свои обязательства перед Циколенко Л.В. выполнила в полном объеме путем постановки истца на учет на внеочередное предоставление жилья, формирования списка граждан и направления его в комитет строительства и стройиндустрии Курской области для формирования сводного списка указанной категории граждан.

Поскольку ни законодательством РФ, ни законодательством субъекта РФ – Курской области на орган местного самоуправления, в данном случае Администрацию г.Железногорска, не возложено никаких других обязанностей по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, жильем, заключению с ними договора социального найма жилого помещения, то оснований для удовлетворения требований Циколенко Л.В. к Администрации г.Железногорска не имеется.

Как следует из объяснений истца Циколенко Л.В., представителя ответчика Администрации г. Железногорска Лукашенко Т.С., до настоящего времени жилое помещение Циколенко Л.В. не предоставлено. Указанное обстоятельство, другими лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

Из вышеуказанного Порядка (п. 18-22) следует, что жилые помещения приобретаются на основании заявки, поданной Комитетом строительства и стройиндустрии Курской области в Комитет по управлению имуществом Курской области на проведение аукциона на покупку жилых помещений. Приобретенные Комитетом строительства и стройиндустрии Курской области и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Курской области жилые помещения подлежат включению в реестр государственного имущества Курской области.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по приобретению благоустроенного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м. для детей, оставшихся без попечения родителей, к которым также относится истец Циколенко Л.В., за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Курской области на реализацию Федерального закона от 21.12.1996г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области, возложена на Комитет строительства и стройиндустрии Курской области, в связи с чем исковые требования Циколенко Л.В. в этой части подлежат удовлетворению, а оснований для удовлетворения требований Циколенко Л.В. к Администрации Курской области не имеется.

Также пунктом 24 указанного Порядка предусмотрено, что предоставление жилых помещений указанным гражданам  осуществляет в соответствии с Законом Курской области от 26 сентября 2007 года N 97-ЗКО "О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности Курской области" орган исполнительной власти Курской области, в ведении которого находится областное государственное унитарное предприятие или областное государственное учреждение, имеющее в хозяйственном ведении или оперативном управлении данные жилые помещения жилищного фонда Курской области, а в случаях, указанных в части 4 статьи 2 вышеуказанного Закона, осуществляет орган исполнительной власти Курской области, уполномоченный в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Как следует из постановления Губернатора Курской области А.Н. Михайлова от 14.04.2010 года №148-па «Об уполномоченном органе на предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицами из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» указанным уполномоченным органом определен Комитет социального обеспечения Курской области.

Принимая во внимание указанные нормы права, суд приходит к выводу, что исковые требования Циколенко Л.В. об обязании Комитета социального обеспечения Курской области заключения с ней договора социального найма на жилое помещение, приобретенное Комитетом строительства и стройиндустрии Курской области для неё за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Курской области на реализацию Федерального закона от 21.12.1996г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

                  Исковые требования Циколенко Любови Вячеславовны к Комитету строительства и стройиндустрии Курской области и Комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

                  Обязать Комитет строительства и стройиндустрии Курской области приобрести для Циколенко Любови Вячеславовны благоустроенное жилое помещение в г.Железногорске Курской области площадью не менее 18 кв.м. за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Курской области на реализацию Федерального закона от 21.12.1996г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области. 

                  Обязать Комитет социального обеспечения Курской области заключить с Циколенко Любовью Вячеславовной договор социального найма на жилое помещение, приобретенное Комитетом строительства и стройиндустрии Курской области для Циколенко Любови Вячеславовны за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Курской области на реализацию Федерального закона от 21.12.1996г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

                 Циколенко Любови Вячеславовне в иске к Администрации города Железногорска Курской области, Администрации Курской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.

                 Решение может быть обжаловано в  Курский областной суд в течение 10 дней.

        Председательствующий: