Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 октября 2010 года г. Железногорск Железногорский городской суд Курской области в составе: председательствующего судьи Кононовой Е.А., при секретаре Пискаревой С.В., с участием помощника Железногорского межрайонного прокурора Журавлевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Железногорского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «Басовский сельский совет» Железногорского района незаконным, у с т а н о в и л: Железногорский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО «Басовский сельсовет» Железногорского района Курской области незаконным, выразившемся в непринятии решения о подготовке генерального плана застройки поселения и непринятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения, указывая, что Железногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения градостроительного законодательства администрацией МО «Басовский, сельский совет», в ходе которой было установлено, что в нарушение ст.ст. 8,9,18 и 24 Градостроительного кодекса РФ полномочия, предусмотренные градостроительным законодательством, органами местного самоуправления МО «Басовский сельский совет» не реализуются. Генеральный план МО «Басовский сельский совет» в соответствии с требованиями градостроительного законодательства с установлением градостроительного зонирования МО «Басовский сельский совет» не разработан. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства применительно к соответствующим территориальным зонам на территории МО «Басовский сельский совет» не установлены. Правила землепользования и застройки муниципального образования, содержащие все вышеприведенные положения, в муниципальном образовании отсутствуют, мер к их разработке не принималось. Таким образом, результаты проверки свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления названного муниципального образования в указанной сфере. 15.04.2010 межрайонной прокуратурой в адрес главы МО «Басовский сельсовет» было внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, в котором поставлен вопрос о принятии мер к разработке и утверждению генерального плана застройки поселения в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, о разработке и утверждении правил землепользования и застройки. Согласно представленному администрацией сельсовета ответа о результатах рассмотрения указанного представления от 17.05.2010 муниципальное образование в 2011 году планирует приступить к разработке и утверждению указанных выше документов территориального планирования. Однако по состоянию на 21.09.2010 мер, направленных на исполнение полномочий, предусмотренных градостроительным законодательством, органами местного самоуправления названного муниципального образования не принято. Так, до настоящего времени решение о подготовке проекта генерального плана, решение о подготовке правил землепользования и застройки главой местной администрации не приняты. Отсутствие указанных решений создает невозможным закрепление в расходной части бюджета муниципального образования расходов на разработку указанных документов территориального планирования. Кроме того, ввиду отсутствия указанных решений не определены этапы и сроки градостроительного зонирования. Непринятие администрацией МО «Басовский сельский совет» мер по принятию решения о подготовке генерального плана застройки муниципального образования с установлением градостроительного зонирования. Решения о подготовке правил землепользования и застройки приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие указанных документов не допускает принятие органами местного самоуправления МО «Басовский сельский совет» решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую. При отсутствии правил землепользования и застройки становится невозможным предоставление земельных участков гражданам для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности. Разработка правил землепользования и застройки является необходимым условием для развития жилищного строительства в границах МО «Басовский сельский совет». Несоблюдением органом местного самоуправления МО «Басовский сельский совет» требований действующего законодательства ограничивает права жителей муниципального образования за выделение земельных участков, строительство объектов. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. В соответствии со ст. 31 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Таким образом, начальным этапом по разработке генерального плана поселения, правил землепользования и застройки является принятие главой местной администрации поселения решения о разработке указанных документов территориального планирования. Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Басовский сельский совет» Железногорского района Курской области, выразившееся в непринятии решения о подготовке генерального плана застройки поселения и непринятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения, а также обязать администрацию МО «Басовский сельский совет» Железногорского района Курской области принять решение о подготовке генерального плана застройки поселения, принять решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения. В судебном заседании помощник Железногорского межрайонного прокурора Журавлева О.Н. требования, изложенные в заявлении, поддержала по вышеизложенным основаниям и просила их удовлетворить. Представитель Администрации МО «Басовский сельский совет» Железногорского района Курской области в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения требований Железногорского межрайонного прокурора не возражает. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения помощника прокурора Журавлевой О.Н., суд приходит к следующему. Согласно ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий. Статьей 9 Градостроительного кодекса РФ определено назначение территориального планирования. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы поселений, утверждаемые представительным органом местного самоуправления. Согласно ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. В соответствии со ст. 31 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия: создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в муниципальных образованиях разрабатываются правила землепользования и застройки. Указанные правила включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: 1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления: 2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; 3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; 4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; 5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки; 6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Кроме этого, согласно ст. 14 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» с 01.01.2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище». Согласно Программе создание необходимых условий для развития жилищного и жилищно - коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем должно обеспечиваться путем реализации комплекса нормативных правовых актов, в т.ч. и путем развития жилищного строительства. Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм Градостроительного кодекса администрацией МО «Басовский сельский Совет» Железногорского района Курской области не были приняты решения о подготовке генерального плана поселения и о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения. Указанные обстоятельства никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались. 15.04.2010г. Железногорский межрайонный прокурор Курской области внес в администрацию МО «Басовский сельский Совет» представление, в котором потребовал принять меры по устранению вышеуказанных нарушений. Однако, как установлено судом, до настоящего времени решения о подготовке генерального плана поселения и о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения администрацией МО «Басовский сельский Совет» не приняты. Указанные обстоятельства подтверждаются письмами администрации МО «Басовский сельский Совет» от 17.05.2010г. и от 21.09.2010г. Таким образом, администрацией МО «Басовский сельский Совет» было допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решений о подготовке генерального плана поселения и о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения. Согласно ст. 14 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» с 01.01.2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Непринятие администрацией МО «Басовский сельский Совет» вышеуказанных решений приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, поскольку отсутствие указанных документов не допускает принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, переводе из одной категории в другую, предоставление земельных участков для строительства. На основании вышеизложенного заявление Железногорского межрайонного прокурора Курской области подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194, 197-199, 258 ГПК РФ, р е ш и л : Заявление Железногорского межрайонного прокурора Курской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Басовский сельский Совет» Железногорского района Курской области, выразившееся в непринятии решений о подготовке генерального плана поселения и о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения. Обязать администрацию МО «Басовский сельский Совет» Железногорского района Курской области принять решения о подготовке генерального плана поселения и о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий: