решение по сику Железногорского межрайонного прокурора о признании недействительным аукциона по продаже недвижимого имущества



Дело № 2-1028-2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«19» сентября 2011 года город Железногорск

Железногорский городской суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Ермакова М.И.,

с участием помощника прокурора Хмелевской Т.Ю.,

представителя администрации

Михайловского сельсовета Коротковой К.А.,

ответчика Побатенко Г.В.,

при секретаре Домашевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железногорского межрайонного прокурора в интересах Муниципального образования «Михайловский сельсовет» Железногорского района к администрации Михайловского сельсовета, Побатенко Г.В. о признании недействительным аукциона по продаже имущества и договора купли-продажи имущества; применении последствий недействительности сделки,

установил:

Железногорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Муниципального образования «Михайловский сельсовет» Железногорского района к администрации Михайловского сельсовета, Побатенко Г.В. о признании недействительным аукциона по продаже имущества и договора купли-продажи имущества; применении последствий недействительности сделки.

В заявлении, указал, что продажа муниципального имущества – здания бани общей площадью 252,3 кв. м, расположенное по адресу: ***, *** ***, было осуществлена с нарушением закона о приватизации муниципального имущества.

Решение об условиях приватизации муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет» может быть принято только при наличии решения Собрания депутатов МО «Михайловский сельсовет» о включении объекта муниципального имущества в план (программу) приватизации на соответствующий период. План (программа) приватизации муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет» на 2010 год решением Собрания депутатов МО «Михайловский сельсовет» не утверждалась.

Решением Собрания депутатов МО «Михайловский сельсовет» от 30.09.2010 № 19 «Об объявлении аукциона по продаже муниципального имущества» предусмотрена продажа четырех объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. При этом указанное решение не содержало сведений о характеристике продаваемых объектов, данных о начальной цене, о способе приватизации, следовательно, было принято с нарушением требований муниципального правового акта о порядке приватизации муниципального имущества.

Предметом аукциона выступило имущество, не включенное в программу приватизации, решение об условиях приватизации муниципального имущества уполномоченным органом не принималось.

Также не принималось решение о включении в программу приватизации и об условиях приватизации остальных объектов недвижимого имущества, явившихся предметом аукциона (лот № 2, лот № 3, лот № 4).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст.11,12 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, прокурор просил:

·        признать недействительным аукцион по продаже муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет» от 17.12.2010года;

·        признать недействительным заключенный по результатам аукциона договор купли-продажи от 17.12.2010 № б/н муниципального имущества: здание бани, общей площадью 252,3 кв.м., расположенное по адресу: ***, заключенный между администрацией Михайловского сельсовета Железногорского района в лице главы администрации Марахина М.В. и Побатенко Г.В.;

·        применить последствия недействительности сделки;

·        обязать Побатенко Г.В. возвратить администрации Михайловского сельсовета объект недвижимого имущества: здание бани, расположенное по адресу: *** ***;

·        обязать администрацию Михайловского сельсовета возвратить
Побатенко Г.В. денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Хмелевская исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, также просила признать недействительным зарегистрированное за Побатенко Г.В. право собственности на здание бани.

Представитель администрации Михайловского сельсовета Короткова возражала против удовлетворения иска. Суду пояснила, что нарушения, допущенные при проведении аукциона и продажи муниципального имущества, не влияют на результаты аукциона и не находятся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов муниципального образования. Благодаря денежным средствам, полученным от сделки, администрация имеет возможность осуществлять ряд социальных программ по благоустройству поселения.

Ответчик Побатенко Г.В. иск не признал. Суду пояснил, что он не допускал нарушений закона при приобретении муниципального имущества. В настоящее время он производит ремонт здания и вкладывает личные средства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Курской области заместитель начальника Железногорского отдела Курова Н.В. в судебное заседание не явилась направив отзыв, где дело просила рассмотреть в ее отсутствие. Полагает, что имело место нарушение требований ФЗ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», соответственно иск обоснован.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.

Установлено, что 30.09.2010 года Собранием депутатов МО «Михайловский сельсовет» Железногорского района Курской области принято решение № 19 «Об объявлении проведения аукциона по продаже муниципального имущества».

Было решено провести аукцион по продаже принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Михайловский сельсовет» Железногорского района имущества: здания бани, расположенного по адресу: ***; здания мазутохранилища, расположенного по адресу: ***; здания дома культуры, расположенного по адресу: *** ***; здания дома пионеров, расположенного по адресу: *** ***.

Указанным решением также утверждено Положение о порядке приватизации муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет».

В газете «Жизнь района» от 19.11.2010 года № 46 было опубликовано объявление о проведении аукциона на основании решения Собрания депутатов Михайловского сельсовета от 30.09.2010 № 19 по продаже муниципального имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Михайловский сельсовет».

Согласно указанному объявлению установлена форма подачи предложения о цене - закрытая, дата начала подачи заявок - 19.11.2010 года, дата окончания подачи заявок - 14.12.2010 года, срок подведения итогов аукциона -17.12.2010 года.

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Частью 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В соответствии с частью 2 ст. 6 названного Федерального закона предусмотрено, что компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно.

Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность (ст. 12 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества")

Согласно части 1 ст. 10 закона порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ст. 1 Положения о порядке приватизации муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет» Железногорского района, утвержденного решением Собрания депутатов Михайловского сельсовета Железногорского района от 30.09.2010 № 19, предусмотрено, что прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год разрабатывается администрацией Михайловского сельсовета и утверждается решением Собрания депутатов Михайловского сельсовета.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона № 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

Как следует из п.п. 2.1, 2.3 ст. 2 Положения о порядке приватизации муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет», решение об условиях приватизации муниципального имущества принимается решением Собрания депутатов Михайловского сельсовета Железногорского района в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества.

В решении об условиях приватизации муниципального имущества должны содержаться следующие сведения:

- наименование имущества (характеристика имущества),

- способ приватизации имущества,

- начальная цена, срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления),

- иные необходимые для приватизации муниципального имущества сведения.

Таким образом, решение об условиях приватизации муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет» может быть принято только при наличии решения Собрания депутатов МО «Михайловский сельсовет» о включении объекта муниципального имущества в план (программу) приватизации на соответствующий период.

Однако, в нарушение указанных положений закона, план (программа) приватизации муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет» на 2010 год решением Собрания депутатов МО «Михайловский сельсовет» не утверждалась.

Решением Собрания депутатов МО «Михайловский сельсовет» от 30.09.2010 № 19 «Об объявлении аукциона по продаже муниципального имущества» предусмотрена продажа четырех объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Однако, вопреки требованиям п. 2.3 ст. 2 Положения о порядке приватизации муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет», Собрание депутатов МО «Михайловский сельсовет» не принимало решение о начальной цене продажи муниципального имущества.

17.12.2010 года состоялось подведение итогов аукциона, согласно протоколу аукциона по лоту № 1 (здание бани, литер В, общей площадью 252,3 кв.м., расположенное по адресу: ***) поступило две заявки граждан Побатенко Г.В., Жуплей Т.А. Победителем по указанному лоту признан Побатенко Г.В., т.к. он первым подал заявку на участие в аукционе.

Аукцион по продаже муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет» по лоту № 1 здание бани, литер В, общей площадью 252,3 кв.м., расположенное по адресу: ***, был проведен с нарушением требований Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Положения о порядке приватизации муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет», утвержденного решением Собрания депутатов Михайловского сельсовета от 30.09.2010 № 19.

Предметом аукциона выступило имущество, не включенное в программу приватизации, решение о цене, по которой будет осуществляться продажа муниципального имущества, уполномоченным органом не принималось.

Соответственно аукцион по продаже муниципального имущества – здания бани должен быть признан недействительным.

По результатам проведенного аукциона 17.12.2010 года администрацией Михайловского сельсовета в лице главы администрации Марахина М.В. (продавец) с Побатенко Г.В. (покупатель) был заключен договор купли-продажи муниципального имущества № б/н, здания бани, общей площадью 252,3 кв.м., расположенное по адресу: ***, ***. Стоимость недвижимого имущества по указанному договору составила <данные изъяты> рублей.

Согласно ст. 18 ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.

17.12.2010 года сторонами произведена передача приватизируемого имущества, что подтверждается передаточным актом от 17.12.2010 года, тогда как полная оплата покупателем приобретенного имущества произведена 27.12.2010 года, т.е. при заключении указанного договора также были допущены нарушения требований действующего федерального законодательств.

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Предметом договора купли-продажи № б/н от 17.12.2010 года, заключенного между администрацией Михайловского сельсовета и Побатенко Г.В., выступило недвижимое муниципальное имущество, не включенное в программу приватизации на очередной год; решение об условиях приватизации объекта уполномоченным органом не принималось.

Соответственна сделка по отчуждению муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет» - здания бани, ничтожна, как не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов.

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В случае признания судом указанного договора купли-продажи недействительным стороны договора подлежат возвращению в первоначальное состояние.

Поэтому требования иска о применении последствий недействительности сделки подлежат удовлетворению: ранее признанное за Побатенко Г.В. право собственности признается недействительным, Побатенко Г.В. должен вернуть муниципальному образованию здание бани, а администрация возвратить ответчику <данные изъяты> рублей.

Помощник прокурора поддержала в судебном заседании иск о признании недействительным аукциона от 17.12.2010 года.

Решение суда направлено на восстановление нарушенных прав и свобод, влечет изменение, прекращение, возникновение прав и обязанностей у сторон по делу.

Аукцион по продаже здания мазутохранилища, здания дома культуры, здания дома пионеров признан несостоявшимся, соответственно признание его недействительным в этой части, ни чьих прав не восстанавливает и не нарушает, и правовых последствий не создает. А поэтому в этой части в иске следует отказать.

Доводы представителя администрации об использовании денежных средств на социально значимые цели, не исключают и не отменяют не законность приватизации муниципального имущества. Поэтому данные доводы правого значения не имеют и являются необоснованными.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

иск Железногорского межрайонного прокурора в интересах МО «Михайловский сельсовет» Железногорского района удовлетворить частично.

Признать недействительным аукцион по продаже муниципального имущества –здания бани МО «Михайловский сельсовет» Железногорского района от 17.12.2010 года.

Признать недействительным договор купли-продажи от 17.12.2010 года № б/н муниципального имущества здания бани, общей площадью 252,3 кв.м, расположенного по адресу: *** ***, заключенный между администрацией Михайловского сельсовета *** и Побатенко Г.В..

Применить последствия недействительности сделки.

Признать недействительным ранее зарегистрированное право собственности Побатенко Г.В. на здание бани общей площадью 252,3 кв. м, расположенное по адресу: *** *** (номер регистрации № ** от 05.03.2011 года).

Обязать Побатенко Г.В. возвратить администрации Михайловского сельсовета здание бани, общей площадью 252,3 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Взыскать с администрации Михайловского сельсовета в пользу
Побатенко Г.В. денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей.

Железногорскому межрайонному прокурору отказать в иске к администрации Михайловского сельсовета о признании недействительным аукциона по продаже муниципального имущества МО «Михайловский сельсовет» от 17.12.2010 года - зданий мазутохранилища, Дома Пионеров, Дома Культуры.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Курский областной суд через Железногорский городской суд ***.

Председательствующий