о включении периода в стаж, дающий право на льготную пенсию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Железногорск **.**.**

Железногорский городской суд Курской области в составе:

председательствующего, судьи Чижиковой Н.И.,

с участием истца И.И.Н.,

представителя ответчика К.Д.А.,

при секретаре К.И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.И.Н. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городе Железногорске Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л :

**.**.** И.И.Н. обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городе Железногорске Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ № 173-ФЗ.

Решением № ** от **.**.** ГУ УПФ РФ в г.Железногорске Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) отказало И.И.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по указанному закону. Из необходимых 30 лет лечебной деятельности на досрочное назначение трудовой пенсии на дату обращения (**.**.**) И.И.Н. засчитано 28 лет 00 мес. 16 дней.

И.И.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Железногорске Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии, указывая, что с **.**.** по настоящее время она работает в МУЗ «Городская больница г.Железногорска» в должности врача офтальмологического отделения, связанной с выполнением хирургической работы. Периоды работы в должности врача-хирурга должны засчитываться в стаж работы в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. В период с **.**.** по **.**.** она находилась в отпуске по беременности и родам. Затем в период с **.**.** по **.**.** находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в период с **.**.** по **.**.** находилась в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Ответчик засчитал в специальный стаж период с **.**.** по **.**.** в календарном исчислении, остальные периоды не засчитал в стаж лечебной деятельности.

И.И.Н. просила включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в льготном исчислении, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию с даты обращения, обязав ответчика назначить досрочную трудовую пенсию, а также взыскать понесенные по делу судебные расходы.

В судебном заседании И.И.Н. и её представитель И.И.М. исковые требования поддержали в полном объеме, отказавшись от возмещения понесенных по делу судебных расходов.

Представитель ответчика К.Д.А. исковые требования не признал. В судебном заседании К.Д.А. пояснил, что по ранее действовавшему законодательству, согласно разъяснениям Министерства труда РФ № ** от **.**.**, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до **.**.** включен И.И.Н. в календарном исчислении, поскольку такой отпуск не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность. Последующий период до **.**.** не может быть включен в подсчет лечебной деятельности, так как И.И.Н. находилась в частично оплачиваемом отпуске и в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком, то есть эти периоды не являются периодами профессиональной деятельности. Лечебная деятельность И.И.Н. на момент обращения составила 28 лет 0 мес. 16 дней.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения возникает при наличии не менее 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городах в учреждениях здравоохранения независимо от возраста.

В соответствии с п.2 ст.27 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости, утверждаются Правительством РФ.

По нормам ранее действовавшего законодательства в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от **.**.** № ** установлено, что в отношении периодов работы до **.**.** применяется Список…, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а после указанной даты, до 01.01.2002 года, применяется Список… и Правила…, утвержденные данным Постановлением. После **.**.** в отношении периодов работы применяется Список… и Правила…, утвержденные Постановлением Правительства РФ от **.**.** № **.

Согласно п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, врачам-хирургам всех наименований хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Судом установлено, и не оспаривалось представителем ответчика, что И.И.Н. на основании приказа № **-к от **.**.** была принята на работу в городскую больницу г.Железногорска (в последующем МУЗ «Городская больница»), где осуществляла лечебную деятельность.

Учреждение и должность, занимаемая И.И.Н., в силу вышеприведенных Списка… и Правил… давали ей право на льготное исчисление стажа на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ.

Это обстоятельство в суде представитель ответчика К.Д.А. не оспаривал. Оно также подтверждается актом № ** от **.**.** о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже И.И.Н., проведенной специалистом-экспертом ОНПП УПФ Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городе Железногорске Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий). Из указанного документа усматривается, что в период с 1990 года по 2003 год И.И.Н. являлась оперирующим врачом-офтальмологом офтальмологического (хирургического) отделения городской больницы г.Железногорска.

Судом также установлено, что **.**.** у истицы родилась дочь. Это обстоятельство удостоверяется свидетельством о рождении И.И.Н. Марии серии Ш-ЖТ № **, выданным городским отделом ЗАГС г.Железногорска Курской области **.**.**.

Согласно справке работодателя № ** от **.**.** И.И.Н. находилась:

- в период с **.**.** по **.**.** – на больничном листе по беременности и родам;

- с **.**.** по **.**.** в очередном отпуске;

- с **.**.** по **.**.** в частично-оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет;

- с **.**.** по **.**.** в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет.

Периоды нахождения И.И.Н. в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет (частично оплачиваемом и без содержания) удостоверяются вышеприведенным актом № ** от **.**.**, а также представленными суду копиями приказов работодателя № **-к от **.**.** и № **-к от **.**.**.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что период нахождения И.И.Н. в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с **.**.** по **.**.**, а также период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с **.**.** по **.**.** не может быть включен в подсчет лечебной деятельности, по следующим основаниям.

До введения в действие Закона РФ от **.**.** № ** «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Законом СССР от **.**.** № ** «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно которым было предусмотрено предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием закона № **, вступившего в силу с **.**.**, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст.167 КЗоТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 15 Постановления N25 от **.**.** "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до **.**.**, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6ч.2, 15ч.4, 17ч.1, 18, 19 и 55ч.1 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Поскольку период отпуска И.И.Н. по беременности и родам имел место до **.**.**, то подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, весь период нахождения в отпуске по уходу за ребенком – до достижения им возраста полутора, а затем – до трех лет.

Согласно п.7 совместного Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от **.**.** № ** время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Исчисление общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлен указанный отпуск, он подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, период нахождения И.И.Н. в отпуске по уходу за ребенком от до достижения им возраста полутора лет (с **.**.** до **.**.**) подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении, а от период полутора до трех лет (с **.**.** по **.**.**) - в календарном исчислении.

И.И.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии **.**.**, что следует из её заявления. С учетом спорных периодов общая продолжительность работы И.И.Н. в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья составила 31 год 1 мес. 16 дн., что подтверждается данными о страховом стаже.

В силу ст.19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия подлежит назначению с **.**.** – даты обращения И.И.Н. в пенсионный орган.

Принимая во внимание изложенное, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

От возмещения понесенных по делу судебных расходов И.И.Н. отказалась.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования И.И.Н. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городе Железногорске Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) зачесть И.И.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды:

1. с **.**.** по **.**.** в отпуске по беременности и родам, с **.**.** по **.**.** в частично-оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев;

2. с **.**.** по **.**.** в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет в календарном исчислении.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городе Железногорске Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) назначить И.И.Н. трудовую пенсию по старости с **.**.**.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Чижикова Н.И.