об обязании выделения бесплатных мест под автостоянку



                                                               РЕШЕНИЕ
                                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Железногорск                                                                                         **.**.**

Железногорский городской суд Курской области в составе:

председательствующего, судьи                                                      Чижиковой Н.И.,

с участием помощника Железногорского межрайонного

прокурора           Х.Т.Ю.,

представителя ответчика, адвоката                                                 Д.А.М.,

при секретаре                                                                                      К.И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов) к индивидуальному предпринимателю М.Э.А. о возложении обязанности выделить бесплатные места под стоянку автомобилей инвалидов,

у с т а н о в и л :

Железногорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов) обратился в суд с иском к ИП М.Э.А. о возложении обязанности выделить бесплатные места под стоянку автомобилей инвалидов, указав, что **.**.** Железногорской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Курской области была проведена проверка соблюдение прав инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. ИП М.Э.А., осуществляющая предпринимательскую деятельность по эксплуатации стационарных автомобильных стоянок, оказывает услуги по парковке и стоянке транспортных средств на земельном участке, расположенном по адресу: г.Железногорск, в районе мини-рынка между 7 и 11 микрорайонами. На автостоянке предусмотрена парковка 120 транспортных средств. При этом в нарушение ст.15 Федерального закона от **.**.** № *** «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статей 7, 39 Конституции Российской Федерации на стоянке отсутствуют места для парковки специальных транспортных средств инвалидов, нет специальных указателей мест для бесплатной парковки (стоянки) транспортных средств инвалидов, отсутствует визуальная информация. В связи с этим прокурор просил обязать ИП М.Э.А. выделить бесплатные места на стационарной автостоянке, расположенной по адресу: Курская обл., г.Железногорск, в районе мини-рынка, между 7 и 11 микрорайонами, в количестве 10% от общего числа мест на автостоянке (но не менее одного места) под транспорт инвалидов; обязать ИП М.Э.А. оборудовать места для бесплатной стоянки автотранспорта инвалидов специальными указателями.

В судебном заседании помощник Железногорского межрайонного прокурора Х.Т.Ю. поддержала исковые требования полностью.

Представитель ответчика Д.А.М. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что М.Э.А. осуществляет деятельность по хранению автотранспортных средств за установленную плату. В случае предоставления инвалидам бесплатных мест на автостоянке, должна быть выплачена какая-либо компенсация. Безвозмездное предоставление мест является благотворительностью. М.Э.А. в целях благотворительности выделила на своей стоянке одно место инвалиду.

          Выслушав мнение представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 15 ФЗ № 181 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возложена обязанность на организации, независимо от их организационно-правовых форм, предоставлять инвалидам не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, оснащенных специальными указателями мест для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов. При этом законодателем четко определено, что данные места должны быть предоставлены: во-первых, исключительно для парковки и, во-вторых, только для специальных транспортных средств инвалидов.

Кроме того, как следует из смысла вышеназванной статьи, обеспечение объектов социальной инфраструктуры, к которым относятся, прежде всего, жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, и которые направлены на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, бесплатными парковочными местами для инвалидов, является мероприятием, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к этой социальной инфраструктуре.

Статья 1 Закона Курской области от 18.03.2008 года № 6-ЗКО «Об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Курской области» дает четкое определение таких объектов, относя к ним:

1) многоквартирные жилые здания;

2) административные здания органов государственной власти Курской области и органов местного самоуправления в Курской области;

3) объекты культуры и культурно-зрелищные здания и сооружения (театры, библиотеки, музеи и другие учреждения);

4) объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;

5) объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения;

6) гостиницы, отели, иные места временного проживания;

7) физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, скверы, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;

8) объекты и сооружения транспортного обслуживания населения (вокзалы железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта, станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта);

9) почтово-телеграфные и другие здания и сооружения связи и информации;

10) производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;

11) тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей, прилегающие к зданиям и сооружениям, указанным в пунктах 1-10 настоящей части.

Вместе с тем, пункт 21 ст.1 Градостроительного кодекса РФ дает понятие парковки, из которого следует, что парковкой или парковочным местом является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

При этом, согласно п. 3.1 СНиП 21-02-99. (Стоянки автомобилей) стоянкой для автомобилей (автостоянкой) является здание, сооружение или специальная открытая площадка, предназначенная только для хранения автомобиля.

Кроме того, согласно Правилам оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.11.2011 года № 795, автостоянка - здание, сооружение или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения автотранспортных средств.

Судом установлено, что М.Э.М. является индивидуальным предпринимателем, осуществляет деятельность по эксплуатации стационарной автомобильной стоянки, оказывает услуги по парковке и стоянке транспортных средств на земельном участке, расположенном по адресу: Курская область, г.Железногорск, район мини-рынка между 7 и 11 микрорайонами. Это обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании и подтверждается договором аренды от **.**.**, копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства 46 № *** от **.**.**, копией свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя 46 № *** от **.**.**.

Установленные судом обстоятельства, а также анализ вышеприведенных норм права, позволяют сделать выводом о том, что стационарные автомобильные стоянки к объектами социальной инфраструктуры не относятся, и объектами, обязанными обеспечивать мероприятия по беспрепятственному доступу к ним инвалидов, не являются.

Кроме того, в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

По настоящему иску прокурор не представил доказательств нарушения чьих-либо прав, что с таким заявлением к нему обращались граждане, чьи права были бы нарушены действиями ИП М.Э.А. Кроме того, прокурором в документах, приложенных к иску, не содержится сведений о количестве инвалидов, управляющих специальными транспортными средствами.

При таких обстоятельствах, требования Железногорского межрайонного прокурора о возложении на ответчика обязанности по проведению мероприятий для выделения бесплатных мест под стоянку автомобилей не обоснованны и не подлежат удовлетворению.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                   р е ш и л :

         Железногорскому межрайонному прокурору в удовлетворении иска к индивидуальному предпринимателю М.Э.А. о возложении обязанности выделить бесплатные места под стоянку автомобилей инвалидов, отказать.

          Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Железногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                       Чижикова Н.И.