решение о признании незаконным решения об утверждении тарифов на вывоз отходов



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Железногорск                                                                                       11 марта 2012 года

Железногорский городской суд Курской области в составе

председательствующего судьи                                                              -Солодухиной Н.Н.,

с участием представителя заявителя О.                   -К.,

при секретаре                                     -Будаевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению О. о признании незаконным решения об утверждении тарифов на вывоз жидких бытовых отходов ООО "В"

у с т а н о в и л:

О. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения об утверждении тарифов на вывоз жидких бытовых отходов ООО "В" указывая, что решением собрания депутатов Рышковского сельского совета *** от **.**.** № *** утвержден тариф на вывоз жидких бытовых отходов ООО "В" на 2011-2012 годы. Указанное решение утверждено главой Рышковского сельского совета **.**.**. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность. Незаконность решения состоит в следующем: в соответствии со статьями 13-14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 2 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461, норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Указанные нормативы не могут являться измерителем количества отходов, образовавшихся в жилищном секторе, и применяться для оплаты содержания и ремонта жилых помещений. Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 статьи 156 Кодекса). Данная позиция основана как на разъяснениях Министерства регионального развития РФ, данных в письме от 06.03.2009 № 6177-АД/14, так и на основании Решения Верховного Суда РФ от 21.11.2007 № ГКПИ07-985, оставленного без изменения Определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21.02.2008 № КАС07-764. В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги. Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 указанной статьи Кодекса, в которую плата за сбор и вывоз бытовых отходов не включена. Таким образом, услуги по сбору и вывозу бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса. Оборудование и иные объекты, используемые для сбора бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3,7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г, N 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах. Следовательно, сбор и вывоз бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, орган местного самоуправления принял оспариваемое решение, не относящееся к его компетенции. Считает, что на него, как на собственника жилого помещения, возложена обязанность по оплате услуги, утвержденной незаконным решением. В связи с изложенным просит суд признать незаконным решение собрания депутатов Рышковского сельского совета *** Курской области от **.**.**, № *** «Об утверждении тарифа на вывоз жидких бытовых отходов ООО "В" на 2011-2012 годы.

В судебное заседание заявитель О. не явился, представил суду заявление согласно которого просит рассмотреть дело с участием его представителя К..

Представитель заявителя К. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил суд признать незаконным решение собрания депутатов Рышковского сельского совета *** Курской области от **.**.**, № *** «Об утверждении тарифа на вывоз жидких бытовых отходов ООО "В" на 2011-2012 годы по вышеуказанным основаниям.

Представитель заинтересованного лица Рышковского сельского совета - глава сельсовета Ч. в судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление, в котором указывает, что признает заявленные требования, дело просит рассмотреть в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, суд считает заявление О. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что Собранием депутатов Рышковского сельского совета **.**.** было принято решение № *** «Об утверждении тарифа на вывоз жидких бытовых отходов ООО «Вектор аква» на 2011-2012 годы. Данное решение утверждено Главой Рышковского сельсовета Ч..

Согласно ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: 1) учет муниципального жилищного фонда; 2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; 7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; 9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; 9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений; 10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Федерального Закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» норматив образования отходов - это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Как следует из п/п.«д» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

В силу ч.7 и ч.8 ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Согласно части 4 вышеназванной статьи Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

При этом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст.157 ЖК РФ. Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями ст.156 ЖК РФ.

Таким образом, п/п.«д» п.11 Правил, предусматривающий, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме, согласуется с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.).

Таким образом сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома и т.п.), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Следовательно, в данном случае, орган местного самоуправления принял решение, не относящееся к его компетенции, в связи с чем, требования О. о признании незаконным решения об утверждении тарифов на вывоз жидких бытовых отходов ООО "В" подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

      

р е ш и л:

Заявление О. об оспаривании решения об утверждении тарифов на вывоз жидких бытовых отходов ООО «Вектор Аква» удовлетворить.

Признать незаконным решение № *** «Об утверждении тарифа на вывоз жидких бытовых отходов ООО "В" на 2011-2012 годы, принятое Собранием депутатов Рышковского сельского совета **.**.**.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий      Н.Н. Солодухина