Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 марта 2012 года Железногорск Железногорский городской суд Курской области в составе: председательствующего судьи Красевич Е.И., при секретаре Собиной Н.Н., с участием помощника Железногорского межрайонного прокурора Кривченковой О.В., представителя администрации МО «Разветьевский сельсовет» Ильина В.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Железногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Разветьевский сельский совет», установил: Железногорский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд с заявлениями в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Разветьевский сельсовет» ***, Курской области об обязании разработать проект организации дорожного движения в МО «Разветьевский сельсовет» *** Курской области, указывая, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории *** Курской области установлены нарушения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а именно, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6); обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения (ст.5); мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ст. 21) Во исполнение положения Федерального закона и в целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел и Федеральным дорожным агентством подготовлен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (Письмо МВД РФ от 02.08.2006 № 13/6-3853, Росавтодора от 07.08.2006 № 01-29/5313). Пунктом 2.3. Порядка установлено, что проект организации дорожного движения должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов и направлен на решение следующих задач: обеспечение безопасности участников движения; введение необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами; своевременно информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты; обеспечение правильного использования водителями транспортным средств ширины проезжей части дороги и т.д. Заказчиком проекта организации дорожного движения в соответствии с п. 1.4 Правил для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них… Частью 9 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 9). В нарушение указанных норм законов на территории названного сельского поселения проект организации дорожного движения в установленном порядке не разработан и не утвержден. В результате бездействия не выполняются государственные гарантии по соблюдению интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Указанное нарушение является одним из неблагоприятных факторов, влияющих на организацию дорожного движения на территории поселения, а также как следствие на совершение дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан. В судебном заседании помощник Железногорского межрайпрокурора Курской области Кривченкова О.В. требования поддержала, обосновывая обстоятельствами, изложенными в заявлении. Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования Разветьевский сельсовет *** Курской области Ильин В.Е. с заявлением согласился. Пояснил, что в течение трех месяцев проект организации дорожного движения в МО «Разветьевский сельсовет» будет разработан. Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования прокурора района подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В п. 5 ч. 1 ст. 14 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, в судебном заседании установлено, что бремя содержания дорог общего пользования в границах муниципального образования Разветьевского сельсовета совета должна нести администрация Разветьевского сельсовета *** Курской области. Согласно ст. 13 федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и о прекращении такого использования; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Ненадлежащее содержание автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования может создать опасность для дорожного движения, послужить причиной возникновения дорожно- транспортных происшествий, в результате которых будут нарушены права граждан на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, что дает право прокурору обратиться в силу ст. 45 ГПК РФ с указным заявлением в суд. Предложенный прокурором срок - до трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является разумным, а также этот срок не оспаривается сторонами. На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд решил: Признать бездействие администрации муниципального образования Разветьевский сельсовет *** Курской области в части непринятия мер к разработке проекта организации дорожного движения в МО «Разветьевский сельсовет» *** Курской области незаконным. Обязать администрацию муниципального образования Разветьевский сельсовет *** Курской области в срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать проект организации дорожного движения в МО «Разветьевский сельсовет» *** Курской области. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Красевич Е.И.