О взыскании доплаты к пенсии по случаю потери кормильца



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена Железнодорожный районный суд г. Воронеж в составе:

председательствующего Чаплыгиной Т.В.,

при секретаре Добросоцких Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой А.В., Щигрёвой М.Г. к ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области», филиалу ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» по Железнодорожному району г. Воронеж, Департаменту труда и социального развития Воронежской области, Департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области об обязании назначения и взыскании доплаты к пенсии по случаю потери кормильца,

У С Т А Н О В И Л:

Александрова А.В., Щигрёва М.Г. обратились в суд с иском к ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области», филиалу ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» по Железнодорожному району г. Воронеж о взыскании доплаты к пенсии по случаю потери кормильца, мотивируя свои требования тем, что они являются членами семьи умерших военнослужащих, в связи с чем, им выданы удостоверения единого образца, в соответствии с требованиями ст. 4 Закона Воронежской области от 08 февраля 1996 года №43-з «О правовой и социальной защите членов семьи погибшего военнослужащего в период прохождения военной службы в мирное время». На основании указанного закона они имеют право на организационные, правовые, экономические основы социальной защиты, помимо мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законодательством. Статьей 37 Закона Воронежской области №103-03 от 14 ноября 2008 года установлены меры социальной поддержки членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в части касающихся их, то есть вдов военнослужащего. Однако им меры социальной поддержки предоставляются не в полном объеме. Им отказано в праве на получение доплаты к пенсии по случаю потери кормильца в размере 180 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истица Александрова А.В. изложенное поддержала, просит суд обязать филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Железнодорожного района назначить и произвести им выплаты согласно ст. 37 ч. 1 Закона Воронежской области №45-з от 08 февраля 1996 года в редакции Закона №103-03 от 14 ноября 2008 года доплаты к пенсии по потери кормильца в размере 180 процентов базовой части трудовой пенсии по старости с момента возникновения права, то есть с момента выдачи удостоверения единого образца до момента получения пенсии по старости, а именно ей с 18 июня 1996 года по 01 июля 2009 года, Щигрёвой М.Г. с 18 июня 2006 года по 01 октября 2008 года.

Истица Щигрёва М.Г. в судебном заседании выше изложенное истицей Александровой А.В. поддержала.

Представитель ответчика, указанного в исковом заявлении истцами, филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» по Железнодорожному району г. Воронеж в судебном заседании по доверенности Жукова Е.В. иск не признала, пояснила, что филиал не является юридическим лицом, не может быть ответчиком, кроме того ни по Закону Воронежской области №45-з от 8 февраля 1996 года, ни по Закону Воронежской области №103-ОЗ от 14 ноября 2008 года с последующими редакциями, истцам не положена выплата в размере 180 процентов базовой части пенсии по старости, поскольку их мужья умерли не от военной травмы, а от заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Истицы пользуются льготами, предусмотренными выше указанными законами, а именно: имеют право на бесплатные лекарства, бесплатное зубное протезирование.

Определением суда от Дата обезличена в качестве соответчиков для участия в деле привлечены ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области», поскольку в эту организацию филиал направляет заявки на перечисление выплат, Департамент труда и социального развития Воронежской области, поскольку ОГУ является структурной единицей юридического лица, а также Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области, который получает от ОГУ сводную заявку на перечисление денежных средств.

Представитель ответчика ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» в судебном заседании по доверенности Данилина И.А., а затем Кожевникова Л.В. иск не признали, поясняли, что истицы пользуются соответствующими льготами, предусмотренными законами, на которые они ссылаются, однако, льготы, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 37 Закона Воронежской области №103-ОЗ им не положены.

Представитель Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области по доверенности Наумова Т.Б. с иском не согласна, ссылается на то, что по существу все вопросы о праве на выплаты решают филиал ОГУ, ОГУ и Департамент труда, которые направляют сводную заявку им, а они в общей массе выделяют средства на выплаты в установленном Порядке, утвержденном 6 июля 2007 года.

Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 (статьи 29,36) истицы получали пенсии по случаю потери кормильцев. Муж истицы Щигрёвой - Щ.А.Г. проходил службу старшим преподавателем кафедры в Воронежском высшем военном авиационном инженерном училище, Дата обезличена он был уволен с военной службы в отставку по статье 60 п. «б» Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных сил СССР (по болезни). Дата обезличена Щигрёв умер внезапной смертью. Согласно экспертного решения №2\124 ГБ МСЭ состав №8 причина смерти Щ.А.Г. связана с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы. Муж истицы Александровой - А.В.Г. проходил службу преподавателем военной кафедры Рижского медицинского института, приказом от Дата обезличена уволен с военной службы в отставку по статье 59 п. «б» Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных сил СССР (по болезни). Дата обезличена А.В.Г. умер от хронической сердечнососудистой недостаточности. Согласно экспертного решения №2/134 ГБ МСЭ состав №8 причина смерти Александрова связана с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы.

Дата обезличена года истицы обратились в Комитет социальной зашиты населения с заявлениями о выдаче им удостоверений соответствующего образца о праве на льготы вдов военнослужащих, умерших вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Удостоверения им были выданы Дата обезличена.

В связи с потерей кормильцев истицы являлись получателями пенсий по линии Министерства обороны. Полагая, что размер пенсии по старости значительно выше размера пенсии по случаю потери кормильца, Щигрёва с октября 2008 года, а Александрова с 1 июля 2009 года отказались от пенсий министерства обороны по случаю потери кормильцев, обратились в пенсионный фонд, им была назначена пенсия по старости.

Ознакомившись с Законом Воронежской области №103-ОЗ от 14 ноября 2008 года, истицы полагают, что имеют право на дополнительные меры социальной поддержки, финансирование которых осуществляется из областного бюджета, а именно: в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 37 Закона №103-ОЗ вдовам, военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы в мирное время, полагаются доплаты (в случае достижения пенсионного возраста и не вступления в новый брак) к пенсии по случаю потери кормильца в размере 180% базовой части трудовой пенсии по старости. Истицы пояснили в судебном заседании, что достигли пенсионного возраста, не вступали в новый брак после смерти своих мужей, их мужья умерли при исполнении обязанностей военной службы, их смерть находится в причинной связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, им не законно отказано в назначении этой доплаты, несколько вдов Железнодорожного района г. Воронеж при схожих обстоятельствах получают такие доплаты, а над ними филиал соцзащиты просто издевается.

С такими доводами истицы суд не может согласиться, поскольку согласно Закона Воронежской области №45-з «О правовой и социальной защите членов семьи погибшего военнослужащего в период прохождения военной службы в мирное время», который действовал с 1 января 1996 года по 1 января 2009 года, а также в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 37 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» помимо мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, членам семьи погибшего военнослужащего устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

4) установление вдовам военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы в мирное время или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащего наступила в результате его противоправных действий), не вступившим в новый брак и достигшим возраста 55 лет, доплаты к пенсии по случаю потери кормильца в размере 180 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

Истицы в судебном заседании утверждают, что их мужья умерли при исполнении служебных обязанностей, их смерть находится в причинной связи с заболеваниями, полученными в период прохождения военной службы, возникновение заболеваний связано с прохождением военной службы, кроме того, законодательное определение понятия «военная травма» и «заболевание, полученное в период прохождения военной службы» идентично.

Эти утверждения истиц не соответствуют действительности, поскольку мужья истиц умерли не при исполнении служебных обязанностей, они находились в отставке, кроме того, умерли кормильцы не от военной травмы, а от заболевания, полученного при прохождении военной службы.

В статье 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года №123 дается определение «военной травмы» и «заболевания, полученного в период военной службы»,это определение состоит из нескольких пунктов, подробное и расшифрованное и имеющее исчерпывающий характер, то есть, расширительному толкованию не подлежит. Так военная травма-это увечье. Либо это заболевание, полученное в результате воздействия радиоактивных веществ, в результате пребывания в определенные годы и в определенных частях, при определенных обстоятельствах. Ни к одним из перечисленных в подпункте «а» статьи 41 Положения определениям обстоятельства приобретения заболевания Щигрёвым и Александровым не относятся. Комиссия, которая освидетельствовала Щигрёва и Александрова, пришла к выводу о формулировке «заболевание получено в период военной службы», которая была внесена в заключение об инвалидности (подпункт «б». В подпункте 4 пункта 1 статьи 37 Закона Воронежской области №103-ОЗ сказано, что право на доплату в размере 180% базовой части пенсии по старости имеют вдовы военнослужащих, которые погибли (умерли) при исполнении служебных обязанностей (мужья истиц умерли, будучи на пенсии), либо вдовы военнослужащих, умерших вследствие военной травмы (мужья истиц умерли не от травмы, а от заболевания).

Ссылки истиц на то, что несколько человек в Железнодорожном районе при схожих обстоятельствах получают такие надбавки, суд не может принять во внимание, поскольку получение кем-либо льгот не может повлиять на основания назначения этих льгот истицам. Кроме того, как поясняли ответчики, действительно некоторым лицам ошибочно были назначены выплаты, однако эти льготники не виноваты в ошибочном назначении им льгот, в связи с чем, выплаты не прекращаются.

Ссылки истиц на решение Каширского районного суда от Дата обезличена по делу С. и на определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от Дата обезличена по этому же делу не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в этих документах идет речь не о доплатах по Закону №103-ОЗ, а о назначении гражданке пенсии по случаю потери кормильца, а затем о необоснованном прекращении выплат.

Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии у истиц оснований для назначения им доплат по подпункту 4 пункта 1 статьи ... Номер обезличенОЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Александровой А.В., Щигрёвой М.Г. в иске к ОГУ «Управление социальной защиты населения ...», филиалу ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» по Железнодорожному району г. Воронеж, Департаменту труда и социального развития Воронежской области, Департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области об обязании назначения ежемесячной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца в размере 180 процентов базовой части трудовой пенсии по старости и взыскании этой доплаты Александровой А.В. за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года, Щигрёвой М.Г. с Дата обезличена года по Дата обезличена года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10 дневный срок через районный суд.

Срок для обжалования исчислять с Дата обезличена.

Председательствующий: