Об обжаловании решения органа местного самоуправления



Дело № 2- 1190/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Дата обезличена Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Копылова В.В.,

при секретаре Вороновой И.Н.,

с участием

представителя Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж по доверенности Корневой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Крутских Н.А. к Управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж об обжаловании решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

установил:

Крутских Н.А., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным Постановления Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж Номер обезличен от Дата обезличена «Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма», обязании удовлетворения заявления и постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В судебное заседание Крутских Н.А, её представитель, не явились, причины неявки, их уважительность не сообщены, что не препятствует суду в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть данное дело в их отсутствие.

Представитель Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж по доверенности Корнева Е.А. л.д. 15) требования, заявленные Крутских Н.А. не признала, пояснив, что Постановление от Дата обезличена за Номер обезличен законным и обоснованным. В соответствии с ФЗ от 21.12.2009 года № 327 «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах» право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют только те ветераны Великой Отечественной войны, которые признаны в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях. Граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, определенным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, установленном законом Воронежской области от 30.11.2005 года №71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма в Воронежской области». Распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 14.01.2010 года №10-р «Об уполномоченных органах администрации городского округа город Воронеж по постановке на учет отдельных категорий граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий определены управы районов, а ст. 51 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень граждан, которые могут быть признаны нуждающимися, в том числе граждане, проживающие в помещении, не отвечающем требованиям для жилых помещений. В связи с многочисленными обращениями граждан в органы исполнительной власти и местного самоуправления по отдельным вопросам, связанным с обеспечением жильем ветеранов, министерством регионального развития РФ были даны разъяснения Письмом от 18.01.2010 года № 809-СК/07. Основаниями для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённом Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47: на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органов местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Согласно п. 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат. Жилой дом, в котором проживает заявитель, является домом на два хозяина, данный дом не разделен, порядок пользования не определен. Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Дополнительно пояснила, что в ... централизованные инженерные сети имеются не повсеместно.

Выслушав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Крутских Н.А. является ветераном - участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы инвалидности бессрочно л.д. 4, 5), а потому в силу положений ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (с изм. и доп.) имеет право на соответствующие меры социальной поддержки.

Как установлено судом Крутских Н.А., её дочь ФИО1, зарегистрированы в жилом доме Номер обезличен по ..., принадлежащем на праве общей долевой собственности в 1/2 доле заявителю л.д. 23, 28, 33 -35).

Ранее указанные лица не воспользовались правом на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Данные обстоятельства не отрицаются сторонами по спору.

В силу ст. 51 ЖК гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Судом установлено, что до Крутских Н.А. с семьёй составом два человека проживают в жилом доме лит. А, общей площадью 48,3 м2, расположенном по адресу: ... л.д. 37-46).

Указанное не оспаривается сторонами по делу.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Воронежской области «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА» от 09.10.2007 года № 93-О учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Воронежской области составляет 11 м2 общей площади жилого помещения.

Общая площадь жилого помещения (лит. А), расположенного по адресу: ..., в котором в настоящее время и проживают все члены семьи Крутских, составляет 48,3 м2, что больше учётной нормы площади жилого помещения на одного человека в Воронежской области (11 м2 * 2=22 м2), следовательно отказ Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж в постановке Крутских Н.А. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по причине превышения у заявителя учётной нормы жилой площади, обоснован.

Однако, Постановление Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж Номер обезличен от Дата обезличена «Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» нельзя признать законным.

В соответствие со ст. 2 Закона Воронежской области «О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧЕТА ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ» №71-ОЗ от 30.11.2005 года для принятия на учет гражданин подает в орган местного самоуправления заявление с указанием состава семьи по форме, установленной органом местного самоуправления. Заявление подписывается лично дееспособными гражданином и членами его семьи, ограниченно дееспособными с согласия попечителей, законными представителями недееспособных членов семьи. К заявлению прилагаются, помимо прочего, документ, подтверждающий признание жилого помещения, в котором проживают гражданин и члены его семьи, непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (для граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям); документ, подтверждающий наличие соответствующего заболевания (для граждан, имеющих в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации); документы, подтверждающие факт отнесения гражданина к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом или законом Воронежской области (при постановке на учет граждан, отнесенных к данным категориям).

При этом, в силу ст. 4 данного Закона Воронежской области отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 1 статьи 2 настоящего Закона Воронежской области документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек срок, в течение которого граждане не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с действующим законодательством. Решение органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Как следует из представленных в суд документов, заявитель действительно обратилась в Управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма л.д. 21), при этом ею не были указаны основания для принятия на такой учёт, а потому орган исполнительной власти должен был исследовать все обстоятельства дела Крутских Н.А. в совокупности и дать надлежащую правовую оценку.

Обжалуемое постановление л.д. 19) в нарушение ч. 2 ст. 54 ЖК РФ не содержит все основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные части 1 указанной статьи (не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

При таких обстоятельствах, доводы представителя Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж в судебном заседании относительно не представления заявителем необходимых документов, подтверждающих проживание Крутских Н.А. и членов её семьи в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, суд не может принять во внимание, поскольку суд полагает, что применение ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (с изм. и доп.), ст. 51 ЖК РФ и развивающих их подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В рассматриваемом случае у суда отсутствуют основания сомневаться в разумности и добросовестности действий участника Великой Отечественной войны Крутских Н.А. и членов её семьи, при том, что Управой Железнодорожного района городского округа город Воронеж не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих: как свои возражения относительно заявленных Крутских Н.А. требований, так и невозможность их удовлетворения судом.

Управа Железнодорожного района городского округа город Воронеж при рассмотрении заявлении Крутских Н.А. о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, должна была установить все основания постановки заявителя на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, потребовать у заявителя необходимые документы либо установить необходимые обстоятельства самостоятельно в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления.

При установленном, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Крутских Н.А. в части незаконности Постановления Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж Номер обезличен от Дата обезличена «Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд принимает решение об обязанности ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина - препятствие к осуществлению гражданином и членами семьи их прав, свобод и законных интересов - отменить оспариваемое постановление.

При этом суд полагает, что требование заявителя об обязании удовлетворения заявления о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, удовлетворено быть не может в силу отсутствия в материалах дела документов, подтверждающих: не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям состояние помещения, в котором Крутских Н.А. и члены её семьи проживают.

В соответствие с п. 42 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, созданная согласно и в пределах полномочий (п.п. 7-8 Положения) комиссия, на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым указать, что Управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж при повторном рассмотрении заявления Крутских Н.А. необходимо учесть требования законодательства Российской Федерации, предусматривающего порядок установления права ветерана-участника Великой Отечественной войны на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в случае признания в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявленные требования Крутских Н.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным Постановление Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж Номер обезличен от Дата обезличена «Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий В.В.Копылов