О признании права обственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2 - 736 / 2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена г. Воронеж

Железнодорожный районный суд города Воронежа

в составе председательствующего Касаткиной Е.В.

при секретаре Долгих Н.В.

c участием истицы Рудий Е.И., действующей в своих интересах и интересах

несовершеннолетней дочери ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рудий Е.И., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам и просит признать за ней и её несовершеннолетней дочерью право общей долевой собственности (по 1/2 доли) в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: - ....

Исковые требования мотивированы тем, что семье Симоновых (родителям истицы) была предоставлена для проживания указанная квартира. В ней Симонов И.Н. и Симонова Р.М. проживают и зарегистрированы по месту жительства с Дата обезличена, истица зарегистрирована в квартире с Дата обезличена и её дочь ФИО1 с Дата обезличена.

В конце Дата обезличена истица решила оформить квартиру в собственность в порядке приватизации. Руководством Федерального государственного учреждения «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» было отказано в приватизации квартиры со ссылкой на то, что квартира находится в федеральной собственности. Истице было предложено обратиться в Управление жилищного фонда и жилищной политики Администрации городского округа город Воронеж с заявлением о приватизации квартиры, которое в свою очередь отказало в приватизации квартиры, ссылаясь на то, что квартира не значится в реестре муниципального имущества.

Считает отказ в приватизации неправомерным и нарушающим её права на приватизацию жилья на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В судебном заседании истица Рудий Е.И. поддержала исковые требования и пояснила, что квартира была предоставлена как нуждающимся в улучшении жилищных условий. Проживая в квартире, они поддерживают заповедный режим. На территории ... всего расположено 47 домов с 126 квартирами, большая часть которых уже приватизирована.

Представители ответчиков Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области представило письменные возражения на иск л.д.61-63).

Представители третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления жилищного фонда и жилищной политики Администрации городского округа город Воронеж, Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж, Федерального государственного учреждения «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» в судебное заседание не явились, о месте и о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Третьи лица Симонова Р.М. и Симонов И.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, просят удовлетворить исковые требования, в приватизации жилого помещения участвовать не желают.

Выслушав Рудий Е.И., изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выводы суда основываются на следующем.

В соответствии со статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР, который действовал на момент возникновения правоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Согласно ст. 50 ЖК РСФСР Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями. К отношениям, вытекающим из договора найма жилого помещения, в соответствующих случаях применяются также правила гражданского законодательства Союза ССР и РСФСР.

В судебном заседании установлено, что с Дата обезличена Симонов И.Н. и Симонова Р.М. проживают и зарегистрированы в квартире, истица проживает в квартире и зарегистрирована с Дата обезличена, её дочь ФИО1 проживает также с момента рождения и зарегистрирована Дата обезличена (копия выписки из домовой книгил.д. 9, копия свидетельства о рождении ФИО1л.д.21).

Спора между членами семьи по поводу приватизации квартиры нет (копии заявлений Симоновой Р.М. и Симонова И.Н. об отказе от участия в приватизации жилого помещения).

Истцы вселились в квартиру на законных основаниях, иск о выселении их из квартиры не предъявлялся.

Жилое помещение, в котором проживают истцы, является изолированным жилым помещением (копия технического паспортал.д. 15-18).

Истцы вносят плату за найм жилого помещения, за коммунальные услуги на счет ФГУ

«Воронежский государственный природный биосферный заповедник» (копия квитанции об оплател.д. 92).

Ранее истцы правом участия в приватизации жилых помещений не пользовались (копии справокл.д. 93, 94, 96,97).

Данные факты никем не оспариваются и не опровергаются документами, имеющимися в материалах дела. Ответчики возражений по этим обстоятельствам суду не представили.

Дата обезличена между ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» и Симоновой Р.М. заключен договор социального найма жилого помещения Номер обезличен, согласно которому квартира передана в бессрочное пользование и владение

( копия договорал.д. 19 - 20).В пункте 3 договора указано, что членами семьи нанимателя являются Симонов И.Н., Рудий Е.И., ФИО1..

На заявление Симоновой Р.М. о приватизации квартиры заместителем директора ФГУ

«Воронежский государственный природный биосферный заповедник» ... Дата обезличена был дан ответ о том, что квартира является федеральной собственностью, на основании ст.298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, поэтому заповедник не вправе решать вопрос о приватизации квартиры (копия ответал.д.12).

Истцы обращались в Управление жилищного фонда и жилищной политики Администрации городского округа город Воронеж с заявлением о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации. Согласно сообщению от Дата обезличена

Номер обезличен Управлением жилищного фонда и жилищной политики Администрации городского округа г. Воронежа прекращено оформление документов на передачу в собственность в порядке приватизации квартиры в связи с тем, что квартира не значится в реестре муниципальной собственности городского округа г. Воронеж (копия сообщениял.д.10).

Из ответа Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области от Дата обезличена на запрос суда следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о регистрации прав на жилое помещение, расположенное по адресу: ...(ответл.д. 29).

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Поэтому суд полагает несостоятельным довод ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области о том, что жилое помещение закреплено за Воронежским биосферным заповедником на праве оперативного управления. Государственная регистрация права оперативного управления на спорную квартиру не проведена.

В реестре государственного имущества Воронежской области квартира не значится (ответ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от Дата обезличена.д. 37).

Квартира значится в реестре федерального имущества (ответ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области от Дата обезличена Номер обезличенл.д. 38).

Согласно пункта 2 Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 « О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономного округа, городов Москва и Санкт- Петербург и муниципальную собственность» объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности являются - охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

Согласно статьи 6 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 года « Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 10 этого же федерального закона статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Положение о ГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» утверждено руководителем департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации 12.04.2001 года

( копия Положениял.д. 80 - 91).

Ссылки ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на то, что государственные природные биосферные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям, отчуждение их имущества запрещено, поэтому невозможна приватизация имущества заповедника, являются несостоятельными.

В названном федеральном законе отсутствует прямой запрет на приватизацию жилых помещений находящихся на территории заповедника.

Такой запрет не установлен и статьей 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», предусматривающей, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Запрета на приватизацию жилых помещений, находящихся на территории природного заповедника, закон не содержит.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области не представило суду доказательств наделения его полномочиями по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации.

Согласно п. 4 и 4.1. Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 года № 374 территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в отношении квартиры, право собственности в порядке приватизации на которую, просят признать истцы, отсутствует уполномоченное лицо, которое имело бы право заключения договора передачи квартиры в собственность.

Статья 6 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Несостоятелен довод ответчика Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области о том, что договор социального найма жилого помещения, заключенный между заповедником и Симоновой Р.М., является ничтожным в силу ст. 298 ГК РФ, согласно которой бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, а договор социального найма, по мнению ответчика, является по сути сделкой по распоряжению имуществом.

Договор социального найма, заключенный между Симоновой Р.М. и ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», не может быть признан сделкой по распоряжению федеральным имуществом и имеет совсем иное правовое значение: договором закреплены существующие между сторонами с Дата обезличена отношения по найму жилого помещения.

В силу Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище (статья 40, часть 1).

Исходя из Преамбулы Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" этот закон определяет базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

В Гражданском кодексе Российской Федерации закреплено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217).

В силу статьи 1 закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В силу статьи 2 названного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам, дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конкретизируя указанную конституционную обязанность, в Жилищном кодексе Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 2000 года

N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" отметил, что отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов, в том числе относящихся к жилищному фонду социального использования, эксплуатируемому в интересах населения, носят публично-правовой характер.

Соблюдение конституционного принципа равенства ( ст. 19 Конституции РФ ) гарантирует защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод. Принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией Российской Федерации права граждан на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав.

Отказ истцам в приватизации занимаемого ими жилого помещения, которое имеет равный правовой режим с иными жилыми помещениями на территории заповедника, и в отношении которых уже вступили в силу решения суда о признании права собственности в порядке приватизации (что составляет 70 % от всех жилых помещений в домах, расположенных на территории заповедника), является нарушением принципа равенства граждан.

Равный правовой режим жилых помещений не предполагает различий в правах, приобретаемых гражданами, проживающими в них.

Гарантированное каждому нанимателю в доме государственного или муниципального жилого фонда право однократно требовать передачи в собственность занимаемого жилого помещения, на которое не распространяется действие статьи 4 Закона, является таким имущественным правом, осуществление которого происходит в порядке, установленном Законом.

Государство обязано обеспечить возможность реализации гражданами права на приватизацию жилого помещения и создать необходимые условия, позволяющие гражданину, выразившему волеизъявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, стать его собственником.

На основании изложенного, руководствуясь Законом Российской Федерации

№ 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Рудий Е.И. Дата обезличена года рождения уроженкой ... право собственности на 1/ 2 доли в праве общей собственности на квартиру общей площадью 47.0 кв.м., расположенную по адресу: ..., в порядке приватизации.

Признать за ФИО1 Дата обезличена года рождения уроженкой ... право собственности на 1/ 2 доли в праве общей собственности на квартиру общей площадью 47.0 кв.м., расположенную по адресу: ..., в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий Е.В. Касаткина