Дело № 2-1619/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Копылова В.В.,
при секретаре Вороновой И.Н.,
с участием
истцов,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Авшар Л.Б., Авшар И.И. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Федеральному государственному учреждению «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», Управлению жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж Воронежской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
Авшар Л.Б. и Авшар И.И. обратились в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, Федеральному государственному учреждению «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», Управлению жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, ссылаясь при этом на то, что они являются в настоящее время нанимателями по договору социального найма жилого помещения № ..... от ДД.ММ.ГГГГ квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой проживают с ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № ..... от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» отказала истцу в передаче квартиры в собственность в порядке приватизации.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением в Управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж о передаче им в собственность в порядке приватизации занимаемого ими жилого помещения, однако в приватизации квартиры истице было отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ..... в связи с тем, что в реестре муниципального имущества квартира № ..... дома № ..... в <адрес> не значится, в муниципальную собственность жилое помещение не передавалась.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ..... также отказало истцам в приватизации квартиры, сославшись на ст. 6 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которой недвижимое имущество государственного природного заповедника полностью изымается из оборота (не может отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
Истцы считают, что отказ в оформлении приватизации занимаемого ими жилого помещения является необоснованным и нарушает их конституционные права на жилище и приватизацию жилищного фонда РФ, а потому просят суд признать за ними право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 3-5).
В судебном заседании представитель истцы настаивают на удовлетворении заявленных ими требований полном объёме, считают, что законных оснований для отказа в их удовлетворении у суда отсутствуют, а потому просят признать за ними право собственности на квартиру в равных долях.
Представители ответчиков: ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, Управления жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, в суд не явились, причины неявки и их уважительность суду не сообщены, что позволяет суду в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Выслушав истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, в квартире № ..... дома № ..... <адрес> на основании ордера № ..... серии ......... от ДД.ММ.ГГГГ проживают и зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ истцы - Авшар Л.Б., Авшар И.И., договор социального найма № ..... заключен с ними ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-11, 13).
Данное обстоятельство не опровергнуто в порядке ст.ст. 55-57 ГПК РФ в ходе судебного разбирательства.
В соответствие со справкой БТИ Железнодорожного района г. Воронежа филиала ГУП Воронежской области «Воронежоблтехинвентаризация» № ..... с планом-выкопировкой от ДД.ММ.ГГГГ квартира № ..... в доме № ..... <адрес> является изолированным жилым помещением, состоящим из одной комнаты, общей площадью 38,8 м2, жилой площадью 22,4 м2 (л.д. 6-7).
Как следует из материалов дела, Авшар Л.Б. и Авшар И.И. обращались и в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, и в Управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж с заявлениями о приватизации квартиры. Об этом свидетельствуют: сообщение № ..... от ДД.ММ.ГГГГ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, согласно которому квартира, расположенная по адресу: <адрес>, учитывается в реестре федерального имущества и закреплена на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», а согласно ст. 6 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» недвижимое имущество государственного природного заповедника полностью изымается из оборота (не может отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами), а кроме того - сообщение № ..... от ДД.ММ.ГГГГ Управления жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж об отсутствии в реестре муниципального имущества спорного жилого помещения (л.д. 14-16).
В деле имеется также сообщение ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» на обращение Авшар Л.Б. о разрешении приватизации занимаемой её семьёй квартиры, в котором указано, что в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2001 года № 196-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 6) имущество государственных природных заповедников, которым является квартира истцов, является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления. На основании ст. 298 ГК РФ Воронежский государственный природный биосферный заповедник не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником (л.д. 8).
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных вышеуказанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу п. 7 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 года № 696, учет федерального имущества, имеющегося у юридического лица, осуществляется путем подачи юридическим лицом в территориальный орган Минимущества РФ заявления с приложением карты учета и копий документов, подтверждающих приведенные в карте учета данные об объекте учета.
В деле имеется договор социального найма № ..... от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», действующий от имени собственника жилого помещения - Российской Федерации передает Авшар Л.Б. и членам её семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, на её имя открыт лицевой счёт квартиросъёмщика, при этом истцы зарегистрированы в спорном жилом помещении по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-12).
Действительно, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года № 33-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2001 года № 196-ФЗ) установлено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий (национальных и природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов) не подлежат приватизации расположенные на этих территориях жилые помещения.
Однако в соответствии с Постановлением от 3 июня 1998 года № 25200-II Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О повторном рассмотрении Федерального Закона«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, не реализовавшие своего права на приватизацию жилых помещений, занимающие на условиях договора найма или социального найма жилые помещения, закрепленные за учреждениями уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; жилые помещения, закрепленные за государственными природными заповедниками, национальными парками, дендрологическими парками, ботаническими садами, государственными природными заказниками; жилые помещения санаториев, домов отдыха, пансионатов и других санаторно - курортных организаций, объектов наблюдательной сети и гидрометеорологической службы, и состоявшие в трудовых отношениях с соответствующей организацией не менее десяти лет вправе однократно получить при освобождении занимаемых ими жилых помещений целевую компенсацию (субсидию) для приобретения другого жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, и при условии, если они не имели и не имеют в собственности другого жилого помещения в соответствии с социальной нормой площади жилья, пригодного для постоянного проживания, в период со дня вступления в силу Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» до дня подачи заявления на получение указанной компенсации (субсидии).
У граждан, получивших компенсации, государственные жилищные сертификаты или субсидии по основаниям, установленным частями второй и третьей указанной статьи, право на приватизацию жилых помещений прекращается.
В силу Постановления Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Определении от 10 декабря 2002 года № 316-О по жалобе граждан В.И. Беломытцевой, К.Н. Бережного и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», провозглашенный ст. 19 Конституции РФ принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией РФ права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией РФ права граждан на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав, а потому федеральный законодатель, внося изменения в регулирование этого права, ограничивая или отменяя его, не может действовать произвольно и допускать отступления от конституционного принципа равенства.
При решении вопроса о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима нельзя ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения. Необходимо исследовать факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.
В представленных истцами письменных отказах ответчиков в приватизации занимаемого ими жилого помещения, содержатся ссылки на ст. 6 Федерального закона № 196 - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Кроме указанной ссылки ответчиками никаких доказательств, исключающих возможность передачи истице жилой площади в собственность, суду не представлено.
В соответствие со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Судом бесспорно установлено, что квартира № ..... в доме № ..... по адресу: <адрес> предоставлена истцам в соответствии с законом, что подтверждается материалами дела и никем не оспаривается. Истцы не имели и не имеют в собственности другого жилого помещения, целевую компенсацию (субсидию) для приобретения другого жилого помещения не получали (л.д. 14об., 17-19), что также не оспорено ответчиками.
Суд полагает, что отказ истцам в передаче им в собственность в порядке приватизации занимаемого ими жилого помещения неправомерен, поскольку квартира, в которой они проживают, не относится к тем объектам, приватизация которых запрещена законом.
Суду не представлено доказательств, фактически обуславливающих особенности правого режима занимаемого истцами жилого помещения, его целевого назначения, исключающих возможность передачи жилого помещения в собственность истцов.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24.08.1993 года разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных законом условиях, если они обратились с этим требованием.
В рассматриваемом случае нарушено право истцов, предусмотренное ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», а потому оно подлежит судебной защите, в соответствие со ст. 12 ГК РФ одним из способов которой, является признание права.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые Авшар Л.Б., Авшар И.И. обоснованны и подлежат удовлетворению
Решение суда по данному спору является основанием для государственной регистрации права собственности истцов на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать за Авшар Л.Б. право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 38,8 м2, жилой площадью 22,4 м2, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Признать за Авшар И.И. право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 38,8 м2, жилой площадью 22,4 м2, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Копылов В.В.