Дело № 2-1021/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации14 сентября 2010 года Железнодорожный районный суд г. Воронеж в составе:
председательствующего Дорофеевой И.В.,
при секретаре Леденевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента труда и социального развития Воронежской области к Сапожниковой О.Е., ФГУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по республики Марий Эл» филиал бюро №4, Управлению социального защиты населения и труда в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл о признании недействительными справку об инвалидности, удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, заключение Йошкар-Олинского межрайонного бюро медико- социальной экспертизы №4 в части установления причины инвалидности
УСТАНОВИЛ:
Департамент труда и социального развития Воронежской области обратился с заявлением к Сапожниковой О.Е., ФГУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Республике Марий Эл» Филиал бюро №4, Управлению социальной защиты населения и труда в городе Йошкар- Оле Республики Марий Эл о признании справки об инвалидности сер........., выданную ДД.ММ.ГГГГ Йошкар- Олинским межрайонным бюро медико- социальной экспертизы №4, в части указания причины инвалидности «заболевание связано с работами ЛПА на ЧАЭС» недействительной, удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом серии ........., выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения и труда в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл на имя Сапожниковой Ольги Егоровны недействительной, указывая следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Сапожникова О.Е. обратилась в филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Железнодорожного района г. Воронежа с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в возмещение вреда здоровью.
Порядок назначения ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, урегулирован Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ для осуществления выплаты названной денежной компенсации инвалидам предоставляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии):
заявление о выплате денежной компенсации;
копия специального удостоверения инвалида;
копия справки МСЭ, подтверждающей факт установления инвалидности, связанной с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;
копия заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Исходя из данного нормативного положения, право инвалида на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, подтверждается наличием повременно трех документов: специального удостоверения инвалида, соответствующих заключения межведомственного экспертного совета и справки МСЭ.
Филиалом ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Железнодорожного района г. Воронежа было выявлено, что Йошкар-Олинским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы № 4 неправомерновыдана справка об инвалидности Сер.......... от ДД.ММ.ГГГГ на имя Сапожниковой О.Е., а также Управлением социальной защиты населения и труда в городе Йошкар- Оле Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ Сапожниковой О.Е. неправомерно выдано удостоверение о праве на льготы как инвалиду ЧАЭС, предусмотренные ст.15 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ серии ..........
Статьей 24 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определено, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с следствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными,и что заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссийявляются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, установленном Правительством РФ.
До ДД.ММ.ГГГГ, в отношении лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 г.г., учреждениями государственной службы медико-социальной: экспертизы (врачебно-трудовыми экспертными комиссиями) осуществлялось в безусловном порядке установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы по Перечню заболеваний, утвержденному приказами Минздрава России от 06.07.1996 г. № 311 И от 19.008.1997 г. № 248.
Признание лица инвалидом в Российской Федерации осуществляется федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (врачебно-трудовыми экспертными комиссиями) при проведении медико-социальной экспертизы с выдачей справки МСЭ, подтверждающей факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и причины инвалидности.
До ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации причина инвалидности, связанная с радиационным воздействием, указывалась в справке МСЭучреждениями медико-социальной экспертизы (врачебно-трудовыми комиссиями) в соответствии с Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 11.09.1992 г. № 1-76-У с формулировкой «увечье связаноаварией на ЧАЭС» или «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС».При этом указание иных причин инвалидности осуществлялось учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (врачебно-трудовыми экспертными комиссиями)с 04.12.1997 г. и 18.05.2003 г. - на основании заключения регионального межведомственного экспертного совета (российского) и удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (союзного образца, а начиная с 2000 года и российского образца).
При соблюдении вышеуказанного порядка установления причины инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС, справка МСЭ считается выданной на законных основаниях, признается действительной и имеющей юридическую силу на территории РФ, порождающей возникновение имущественных прав.
Выдача Сапожниковой О.Е. справки Сер. ......... от ДД.ММ.ГГГГ об установлении второй группы инвалидности «заболевание связано с работам по ЛПА на ЧАЭС», выданная Иошкар- Олинским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы № 4 была произведена в период времени с 04.12.1997 г. по 18.05.2003 г., когда согласно вышеприведенным нормативным правовым актам Российской Федерации, российские учреждения медико-социальной экспертизы должны были указывать причину инвалидности, связанную с чернобыльской катастрофой, как «увечье связано с аварией на ЧАЭС» или «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС» на основании заключения российского регионального межведомственного экспертного совета.
Из предоставленных Сапожниковой О.Е. документов, усматривается, что формулировка причины инвалидности « заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС», указанная Йошкар-Олинским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы № 4 в справке сер. ......... ДД.ММ.ГГГГ, была заимствована из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № 642 «Центрального межведомственного экспертного Совета Украины и справки об инвалидности третьей группы Сер. ......... Черкасской областной медико-социальной экспертной комиссии № 2 Украина).
Данное обстоятельство указывает на то, что Йошкар-Олинским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы №4 при выдаче справки Сер. ......... от ДД.ММ.ГГГГ не был соблюден общеустановленный в Российской Федерации порядок, установленный для выдачи справки МСЭ.
Выдача специального удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось органами социальной защиты населения РФ в соответствии с письмом Госкомчернобыля РФ от 22.03.1993 г. № ВД-8-1278 (зарегистрированного в Минюсте России 9.03.1993 г. за № 194). Этим нормативно правовым актом в качестве основания для оформления и получения указанного удостоверения установлено обязательное предоставление заключения межведомственного экспертного совета (российского) и справки МСЭ с причиной инвалидности, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС (с установленными в Российской Федерации формулировками причин инвалидности).
При этом удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы может признаваться выданным на законных основаниях, если его выдачи послужили документы, выдача которых была произведена уполномоченными органами с соблюдением установленного порядка.
Экспертное заключение орана Украины не входит в число межведомственных экспертных советов, уполномоченных Российской Федерацией (Правительством РФ, Минздравсоцразвития РФ) на выдачу экспертных заключений, в соответствии с которыми впоследствмии Российской Федерацией возмещается вред здоровью.
Экспертное заключение (страны СНГ) не подтверждено в установленном законом порядке.
В порядке ст.39 ГПК РФ департамент труда и социального развития Воронежской области уточнил исковые требования просит признать так же недействительным заключение Йошкар- Олинского межрайонного бюро медико- социальной экспертизы №4 в части установления причины инвалидности Сапожниковой О.Е.- «Заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС».
Определением Железнодорожного районного суда г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ уточненное исковое заявление принято к производству суда (л.д.94).
В судебном заседание представитель истца Департамента труда и социального развития Воронежской области Тюнина Ю.Г. исковые требования поддержала и просит удовлетворить.
Аналогичную позицию высказали представители областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Данилина И.А., Жукова Е.В..
Представитель третьего лица Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в г.Воронеже Колесникова А.Н. считает возможным исковые требования удовлетворить, поскольку заключение медико- социальной экспертизы, справка серии ........., а также удостоверение серии ......... выданы в нарушение действующего законодательства РФ ( л.д. 108-109).
Ответчица Сапожникова О.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя Сапожникова А.С..
Представитель ответчика Сапожниковой О.Е. Сапожников А.С. возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку справка об инвалидности серии ......... от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение участника ликвидаций последствий аварии на ЧАЭС являются документами союзного образца или выданы на основании документов союзного образца, до 04.12.1997 г. следовательно имеют юридическую силу. Кроме того, согласно ст.13 Федерального Закона №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся: граждане (в том числе временно направленные и командированные) принимавшие участие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения…; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие 1986-1980 годах в работах по объекту «Укрытие». При установлении врачебно- трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно- врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварий на ЧАЭС. Закон РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 ст. 13 п.4, ст.14 п.15, ст.49 и Постановление РФ от 21 августа 2001 №607 устанавливают статус граждан пострадавших в результате аварий на ЧАЭС, порядок оформления льготных документов и порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Федеральным законом от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. №122 « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусмотрено сохранение права на льготы и гарантии, закрепленные в отменяемых названным Федеральным законом нормах настоящего постановления, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых это право возникло до 1 января 2005 г. Новые порядки по оформлению льготных документов к Сапожниковой О.Е. не применимы, так как документы оформлялись в 2002 году на основании документов союзного образца, выданных до 4 декабря 1997 года.
Представитель ответчика Управление социальной защиты населения и труда в городе Йошкар- Оле Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрение дела в отсутствие (л.д. 135, 141), возражает против удовлетворения исковых требований, представив письменные возражения на л.д. 55-59, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В ст.11 Соглашения Содружества Независимых государств о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности ( Киев, 20 марта 1992 г.) определено: «… Гражданское законодательство одного государства - участника Содружества Независимых Государств применяется на территории другого государства- участника Содружества Независимых государств согласно следующим правилам:… ж) права и обязанности сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по законодательству государства, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда…».
Согласно постановлению ВС СССР от 12 мая 1991 года № 214/1 «О введении в действие Закона СССР «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы» было определено: «Верховный Совет ССР постановляет: 1. Ввести в действие Закон СССР «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы» с момента его принятия, …- с 1 сентября 1991 года».
В ст.ст. 2,4,7,12,23 Закона СССР от 12 мая 1991 г. №2146-I» О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы» было записано: «… Статья 2. Отношения, связанные с социальной защитой граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним другими актами законодательства СССР, а также законодательными актами республик…».
В Инструкции о порядке работы Центрального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера (утв. Приказом Минздрава СССР от 28 сентября 1988 г. № 731 «Об организации Центрального межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера» было определено: Центральный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера ( Совет) принимает на рассмотрение письма и обращения граждан, ходатайства профсоюзных и других общественных организаций, материалы от директивных органов и направления органов здравоохранения и социального обеспечения…4. К рассмотрению принимаются документы на лиц, принимавших и принимающих участие в ликвидации аварии и ее последствий, а также лиц работавших на Чернобыльской АЭС в послеаварийный период и впоследствии с воздействием ионизирующего излучения и (или) других вредных производственных факторов при выполнении работ…6. заседания Совета проводятся по мере поступления документов, но не реже 1 раза в квартал по адресу: Киев, Пуща- Водица, ул. Лесная 30, Институт клинической радиологии ВНЦРМ АМН СССР…»
В соответствии со ст.49 Федерального Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившихся на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом…».
Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ предусмотрено сохранение прав на льготы и гарантии, закрепленные в отменяемых названным Федеральным законом нормах настоящего постановления, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых это право возникло до 1 января 2005 г.
Утверждение Департамента труда и социального развития Воронежской области о неправомерности выдачи Сапожниковой О.Е. удостоверения опровергается наличием у Сапожниковой О.Е. на ДД.ММ.ГГГГ справки № ..... от 20.06.1991 г.; удостоверения «гражданке пострадавшей вследствие Чернобыльской катастрофы», серия .........; справки серии ......... от 22.01.1997 г.; экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № ..... Центрального межведомственного экспертного Совета Украины; справки об инвалидности сер. ......... Черкасской областной медико- социальной экспертной комиссии №2 (Украина), затем, справки, серии ......... от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверения «перенесшей лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом» серия ......... от ДД.ММ.ГГГГ
Выдачи справки серии ......... от ДД.ММ.ГГГГ Йошкар- Олинским межрайонным бюро МСЭ №4 была осуществлена на основании экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № ..... Центрального межведомственного экспертного Совета Украины и справки об инвалидности сер. ......... Черкасской областной медико- социальной экспертной комиссии №2 (Украина), так как событие, катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986 года на территории Украинкой ССР (ранее действовали положения ст.ст. 4,33-34, 74, 113, 173 Конституции ( Основного закона) Союза Советских Социалистических республик; п.п.1-3 постановления ВС СССР от 31 мая 1991 г. №2212-I «О введение в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик»; ст.11 Соглашения Содружества Независимых государств о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности; ст.ст. 2,4,7,12,23 Закона СССР от 12 мая 1991 года № 2146- I «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»; Инструкции о порядке работы Центрального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера ( утв. Приказом Минздрава СССР от 28 сентября 1988 г. №731 «Об организации Центрального межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера»; Законом УССР от 28 февраля 1991 г. № 796-Х11 «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы»; ВС РФ от 18 июня 1992 г. №3062- I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), а затем требования ст.ст. 1.3,7-8, 13-14, 24, 27.1, 29, 49 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244- 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 этого Закона, гарантируется очередное медицинское переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится федеральными учреждениями медико- социальной экспертизы, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.
Сапожникова О.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в 1997 году она достигла возраста выхода на пенсию (исполнилось 55 лет). Ей было выдано удостоверение «гражданке пострадавшей вследствие Чернобыльской катастрофы» в 1997 году со сроком действия- бессрочно. Вторично Сапожниковой О.Е. в 2002 году выдано удостоверение «перенесший лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом»- бессрочно, т.к. на основании ст.49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ..... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Российская Федерация гарантировала предоставление мер социальной поддержки, предусмотренные этим Законом, гражданам переселившимся с территории Украины».
Ссылка в исковом заявлении на неправомерность указания в справке сер.......... от ДД.ММ.ГГГГ причины инвалидности « заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС» противоречит позиции Кассационной коллегии Верховного Суда от 21.12.2006 г. №КАС 06-478, которая определила, что под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Представитель ответчика ФГУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Республике Марий Эл» филиал бюро №4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, просит в удовлетворении требований к филиалу №4 ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Марий Эл» отказать, поскольку является не надлежащим ответчиком по делу. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 г. №1646-р были созданы Федеральные государственные учреждения медико- социальной экспертизы- главные бюро медико- социальной экспертизы, при этом ранее существовавшие учреждения Государственной службы медико- социальной экспертизы были ликвидированы. В соответствии со ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Федеральное государственное учреждение-главное бюро медико- социальной экспертизы не является правопреемником учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы, которое по 2004 год входило в структуру Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл. Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Республике Марий Эл» подведомственное Федеральному медико- биологическому агентству (ФМБА России) не может вносить изменения в решения, принятые учреждениями государственной службы медико- социальной экспертизы, а именно Йошкар-Олинского межрайонного бюро МСЭ №4 в справку серии ......... от ДД.ММ.ГГГГ Для изменения причин инвалидности Сапожниковой О.Е. необходимо пройти освидетельствование в Федеральном государственном учреждении- главное бюро медико- социальной экспертизы по месту постоянного проживания ( л.д.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Юридически значимыми обстоятельствами по делу являются обстоятельства подтверждающие соблюдение порядка оформления и выдачи удостоверения для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом Российской Федерации, соблюдение порядка и выдачи справки сер. ......... и определение законодательства подлежащего применению.
По делу установлено, что Сапожникова О.Е. является гражданином Российской Федерации.
На период ДД.ММ.ГГГГ Сапожникова О.Е. фактически проживала и была прописана в <адрес> и согласно установленного порядка эвакуирована ДД.ММ.ГГГГ
Факт проживания ответчицы в указанной зоне подтверждается справкой ......... исполнительного комитета Киевского областного Совета народных депутатов от 20.06.1991 г.. Данная справка является основанием для выдачи Сапожниковой О.Е. удостоверения пострадавшего от Чернобыльской катастрофы категории 2 в соответствии со ст.14, п.2 Закона Украинской ССР «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в следствии Чернобыльской катастрофы» (л.д. 66).
Исходя из справки ......... от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным предприятием по обеспечению жизнедеятельности в зоне отчуждения и зоне безусловного (обязательного) выселения «ЧЕРНОБЫЛЬСЕРВИС» видно, что Сапожникова О.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Государственном предприятии «Чернобыль» в должности ......... г.Чернобыль, 30 км зона опасности, уволена приказом ......... от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 83
Согласно экспертного заключения Центрального межведомственногоэкспертного Совета по установлению причинных связей заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера на заседании № ..... от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрел ходатайство Сапожниковой О.Е. по вопросу связи заболевания (инвалидности) с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС установлен основной диагноз: гипертаническая болезнь 2 степени, со стойким церебростеническим синдромом. Синдром органического галюциноза. ( л.д.10-11).
ДД.ММ.ГГГГ Черкасская областная государственная Администрация Украины выдала Сапожниковой О.Е. удостоверение гражданки, пострадавшей от Чернобыльской катастрофы.
Предъявитель удостоверения имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в последствии Чернобыльской катастрофы» ( под редакцией от 19 декабря 1991 г. изменениями, добавлениями от 1 июля 1992 г.) для инвалида из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЕС потерпевших от Чернобыльской катастрофы, относительно которых установлен причинной инвалидности с связанной с Чернобыльской катастрофой, больных в результате Чернобыльской катастрофой лучевой болезнью. Удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Украины ( л.д. 74-75).
Согласно вкладыша № ..... к удостоверению гражданки, которая пострадала впоследствии Чернобыльской катастрофы Сапожниковой О.Е. присвоен статус потерпевшей от Чернобыльской катастрофы (л.д. 74-75).
В январе 2002 г. Сапожникова О.Е. переезжает из Украины на постоянное место жительство в Россию, в г.Йошкар-Ола республика Марий Эл.
ДД.ММ.ГГГГ Сапожникова О.Е. обращается с заявлением к Министру социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл об оформлении на территории Российской Федерации удостоверения инвалида Чернобыля, так как заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС ( л.д.62).
ДД.ММ.ГГГГ Сапожниковой Управлением социальной защиты г.Йошкар-Олы выдано удостоверение перенесшей лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием ставшего инвалидом ( л.д. 66).
В силу ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Авария на Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986 года, в период существования Союза Советских Социалистических Республик как единого государства.
8.12.1991 г. руководителями России, Белоруссии и Украины было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, в соответствии с которым Союз Советских Социалистических Республик как единое государство и субъект международного права прекратил свое существование.
С момента распада СССР каждое из вновь созданных независимых государств обязано самостоятельно решать вопросы социальной защиты граждан, в том числе и пострадавших от воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
В настоящее время в Российской Федерации данный вопрос регламентируется Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. №1244-1 ( далее ФЗ №1244-1).
Согласно ст.3 указанного Закона отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством РФ в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства РФ, издаваемыми в соответствии с ними.
Закон СССР от 12.05.1991 г. №2146-1 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» утратил силу на территории РФ в связи с принятием Соглашения от 08.12.1991 г. «О создании Содружество Независимых Государств», ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12.12.1991 г. №2014-1.
Порядок оформления и выдачи удостоверений регламентирован Положением о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и их последствий на атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику от 22.03.1993 г. ( с изменениями от 08.12.2006 г.).
Данное Положение действует на сегодняшний момент и действовало на момент выдачи Сапожниковой О.Е. удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ
Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.1992 г. №3062-1 «О порядке введения Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотрены компенсации и льготы гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, или ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других ( кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Этим категориям лиц выдается удостоверение единого образца, подтверждающее право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом.
Согласно Положения удостоверения выдаются при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, на основании заключений региональных межведомственных экспертных советов или военно- врачебных комиссий, а также других органов, определенных Правительством Российской Федерации, устанавливающих наличие заболеваний или частичной либо полной потери трудоспособности граждан, имеющих причинную связь с воздействием радиации ( для перенесших лучевую болезнь и инвалидов), с предъявлением в указанные советы и ВКК следующих документов:
документов, подтверждающих факт пребывания в зоне аварии, участия в ликвидации последствий аварий, пребывания в зоне испытаний…,
документов, подтверждающих факт и сроки постоянного проживания ( работы, прохождения службы) в зонах радиоактивного загрязнения; факт и дату эвакуации из зоны отчуждения, переселения из зоны отселения, в том числе выезда в добровольном порядке;
других документов, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.10.1992 г. №279 ( п.10).
Для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, одним из документов, подтверждающим право на получение удостоверения инвалида или получившего или перенесшего лучевую болезнь, является удостоверение участника ликвидаций последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выданное в порядке, предусмотренном письмом Госкомтруда СССР от 4 июля 1990 года №2125 -ФК. В этом случае удостоверение участника ликвидации изымается и взамен выдается удостоверение инвалида либо получившего или перенесшего лучевую болезнь ( п.14).
По делу установлено, что Сапожникова О.Е. в Российской Федерации удостоверение ликвидатора не выдавалось.
Согласно п.6 ст.24 ФЗ № 1244-19 (в редакции от 24.11.1995 г.) настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно- врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации (п.7 ст.24).
Таким образом, необходимыми условиями для выдачи удостоверения являются:
документ, подтверждающей факт пребывания, проживания в зоне аварии, участия в ликвидации последствий аварии;
справка МСЭ, подтверждающая факт установления инвалидности, связанной с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы,
заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.
………
В рамках подготовки к судебному заседанию судом истребовалась копия личного дела Сапожниковой О.Е. из Управления социальной защиты населения и труда в городе Йошкар-Оле республики Марий Эл ( л.д.
В материалах личного дела Сапожниковой О.Е. имеются следующие документы:
-заявление Сапожниковой О.Е. с просьбой о выдачи удостоверения инвалида чернобыля,
- справка № ..... от ДД.ММ.ГГГГ о проживании Сапожниковой О.Е. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в г.Припять, эвакуации от ДД.ММ.ГГГГ, выданная исполнительным комитетом Киевского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Данная справка является основанием для выдачи Сапожниковой О.Е. удостоверения пострадавшего от Чернобыльской катастрофы категории 2 в соответствии со ст.14, п.2 Закона Украинской ССР «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в следствии Чернобыльской катастрофы»
- копия удостоверения «гражданке пострадавшей вследствие Чернобыльской катастрофы», серия № ....., Сапожниковой О.Е, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ Черкасская обл. администрация;
- копия вкладки к удостоверению гражданина, как пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы на имя Сапожниковой О.Е., действительна- бессрочно, Черкасская администрация- дата выдачи-ДД.ММ.ГГГГ;
- справка серия ......... о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, нуждаемости в дополнительных видах помощи», выданная освидетельствованной Сапожниковой О.Е., с датой освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ со степенью утраты профессиональной трудоспособности в процентах -40, датой переосвидетельствования бессрочно. Дата выдачи этой справки 22.01.1997 г., Черкасская медико- социальная экспертная комиссия №2;
- копия паспорта на имя Сапожниковой О.Е. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, выданный ДД.ММ.ГГГГ Заречным ОМ УВД <адрес>;
-копия справки серия ......... от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Сапожниковой О.Е., освидетельствование- повторное, группа инвалидности- вторая, причина инвалидности -заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС; инвалидность установлена бессрочно; дата очередного освидетельствования- не подлежит;
- аттестат на имя Сапожниковой О.Е., выданный органом Украины (перевод в материалах дела отсутствует). В данном аттестате имеется запись следующего содержания: «Вид выплаты- назначенная пенсия (по зак.о.с.з.постр. от ав. ЧАЭС, сумма- 117.65; временная доплата по индексации с ДД.ММ.ГГГГ, сумма- 10.27…Выплачено по ДД.ММ.ГГГГ».
По делу установлено, что при выдаче Сапожниковой О.Е. удостоверения перенесшей лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом от ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения и труда в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл принималось во внимание справка МСЭ -014, № ..... от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Сапожниковой О.Е. устанавливающей причину инвалидности - заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС, наличие удостоверение пострадавшей вследствие Чернобыльской катастрофы», выданное государственным органом Украины.
Однако выше обозначенные документы, не являются достаточными в соответствии с законодательством Российской Федерации, что в свою очередь свидетельствует о не соблюдении установленного порядка оформления и выдачи удостоверения.
Довод ответчика Управления социальной защиты населения и труда в городе Йошкар-Оле о том, что катастрофа имела место в 1986 году, в период существования СССР, ранее действовали положения Конституции СССР и другие нормативные акты СССР, а затем требования Закона №1244-1, выдача справки МСЭ Йошкар-Олинским межрайонным бюро медико- социальной экспертизы №4 на основании экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ Центрального межведомственного экспертного Совета Украины и справки инвалидности сер. ......... Черкасской областной медико- социальной экспертной комиссии №2 соответствует требованиям закона, суд считает не состоятельными. При этом суд исходит из следующего.
По делу установлено, что экспертное заключение Центрального межведомственного экспертного Совета республики Украины от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение выданы после распада СССР, в 1995 г, 1997 г., в связи с чем оценка данных документов, как документов союзного образца является неправомерной. Так Украина, Российская Федерация с 1991 г. являются независимыми и самостоятельными государствами.
В соответствии со ст. 11 Соглашения от 08.12.1991 г. «О создании содружества независимых государств» (Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. №2014-1 Соглашение ратифицировано) «с момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР».
Согласно ст.13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. официальные документы одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого -либо специального удостоверения.
Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательственной силой официальных документов.
Ссылка представителя Сапожниковой О.Е. Сапожникова А.С. на Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г., действие которой, как полагает Сапожников А.С. распространяется и на легитимность удостоверения и заключения, выданные Украиной и подтверждающих право на льготы вследствие Чернобыльской катастрофы, несостоятельна.
Согласно п.1 ст.1 Конвенции граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территории всех других Договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане Договаривающейся Стороны.
Из смысла вышеуказанной нормы следует, что речь идет о способах защиты уже имеющихся прав и не подразумевает наделение граждан государств- участников Конвенции правами граждан конкретного государства.
Таким образом, данная норма Конвенции СНГ о правой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля) и не дает права гражданину требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством другого государства.
При этом право на социальные льготы в Российской Федерации должны быть подтверждены в установленном законом порядке.
Экспертное Заключение Центрального межведомственного экспертного Совета Украины, удостоверение потерпевшей, выданы Сапожниковой О.Е. на основании Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в последствии Чернобыльской катастрофы», являются документами, подтверждающим право на льготы и компенсации только на Украине.
При этом лицам, имеющим экспертные заключения, выданные межведомственными экспертными советами стран СНГ, и переселившимся на постоянное место жительство в РФ, необходимо было подтверждать в российских межведомственных экспертных советах в отношении соответствия их решений российскому законодательству.
Положение о том, что лицам, имеющим экспертное заключение, выданное в 1991 году межведомственными экспертными советами на территории Украины, возможно принимать во внимание при установлении или подтверждении причины инвалидности, связанной с последствиями чернобыльской катастрофы, в тех случаях, когда к инвалидности привело обострение или развитие основного заболевания, указанного в экспертном заключении ( Письмо Министерства труда и социального развития РФ №777-33 от 14.06.1999г ) в данном случае не применимо, т.к. экспертное заключение Центрального межведомственного экспертного Совета было выдано Сапожниковой О.Е. в 1995 году.
Поскольку Сапожниковой О.Е. экспертное заключение выдано на Украине в 1995 году оно должно было быть подтверждено в российском межведомственном экспертном совете, поскольку данный орган Украины не входит в число межведомственных экспертных советов, уполномоченных РФ на выдачу экспертных заключений. Данное требование соблюдено не было, что свидетельствует о нарушении порядка выдачи удостоверения.
В силу п.10 ст.24 ФЗ №1244-1 при установлении врачебно- трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно- врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Ссылка Сапожникова А.С. на то, что Сапожникова О.Е. не подлежала освидетельствованию в межведомственных экспертных советах, так как относится к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию в следствие чернобыльской катастрофы, указанных в пункте 3 ст.13 ФЗ №1244-1, суд не принимает во внимание, так как доказательства обосновывающие данный довод суду не представлены, в материалах дела отсутствуют. Фактическое проживание, эвакуация ДД.ММ.ГГГГ из <адрес>, работа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственном предприятии «Чернобыль» под данный перечень не подпадает, т.к. данные о том, что Сапожникова О.Е. принимала участие в работах по объекту «Укрытие» суду не представлены.
Согласно Приказа от 26.05.1999 г. «О перечне заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» Министерства здравоохранения РФ № 198, Министерства труда и социального развития РФ в целях реализации ч.10 ст.24 Закона РФ №1244-1 утвержден перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Учреждениям Государственной службы медико- социальной экспертизы при установлении инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных Советах, военно- врачебных комиссиях или иных органах в том случае, заболевание включено в утвержденный перечень заболеваний.
В перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС входит:
Согласно акта освидетельствования №597 Сапожниковой О.Е. в бюро медико- социальной экспертизы г.Йошка-Ола поставлен основной диагноз: гипертоническая болезнь 2 степени, медленно прогрессирующее течение с преимущественным поражением сердца и головного мозга. Дилятация камер сердца. Атеросклероз аорты НIIА. Сопутствующий диагноз: ангиопатия сетчатки обоих глаз, варикозная болезнь нижних конечностей с преимущественным поражением слева, ХВН 1 ст. ( л.д. 50).
Таким образом, Сапожникова О.Е. не страдает заболеваниями, включенный в утвержденный перечень, на основании которого инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы в безусловном порядке.
Ссылка представителя Сапожникова А.С. на применение положений п.1. ст.153 Федерального Закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ в соответствии с которой предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц, на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер является необоснованной.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом разъяснялось право Сапожникову А.С. на проведение экспертизы для установления причинной связи между инвалидностью и радиационным воздействием, однако Сапожников А.С. по согласованию с Сапожниковой О.Е. отказался, пояснив, что считает необходимым окончить дело по имеющимся доказательствам, правовые последствия судом разъяснены.
Принимая во внимание, что выдача удостоверений носит заявительный характер, обязанность предоставить необходимый комплект документов в установленный орган лежит на заявителе- гражданине, а так же вышеизложенное суд полагает, что при таких обстоятельствах требование Департамента труда и социального развития Воронежской области о признании недействительным удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом серии ........., выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения и труда в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл на имя Сапожниковой О.Е. является законным и обоснованным.
Довод ответчика Управление социальной защиты населения и труда в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл на применение п.ж ст.11 Соглашения от 20.03.1992 года «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», согласно которой права и обязанности Сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по законодательству государства, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда», суд считает не состоятельной, т.к. данное Соглашение регулирует вопросы разрешения дел, вытекающие из договорных и иных гражданско- правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним ( п.1 Соглашения).
Требования о признании недействительными справку об инвалидности сер. ........., выданную ДД.ММ.ГГГГ Йошкар-Олинским межрайонным бюро медико- социальной экспертизы №4, в части указания причины инвалидности «заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС», заключение Йошкар-Олинского межрайонного бюро медико- социальной экспертизы №4 в части установления причины инвалидности Сапожниковой О.Е. -«заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС», суд считает возможным удовлетворить по следующим основаниям.
В 2002 году признание лица инвалидом осуществлялось на основании Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. №965.
В соответствии с п.2 Положения о признание лица инвалидом осуществлялось при проведении медико- социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Медико- социальная экспертиза лица проводилась на основании его заявления (либо письменного заявления его законного представителя), направления на медико- социальную экспертизу и других медицинских документах, подтверждающих нарушения его здоровья ( п.12 Положения о признании инвалидом).
При признании лица инвалидом выдается справка МСЭ, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и причины инвалидности.
До 19.05.2003 г. в Российской Федерации причина инвалидности, связанная с радиационным воздействием указывалась в справке МСЭ учреждениями медико- социальной экспертизы (врачебно-трудовыми комиссиями) в соответствии с Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 11.09.1992 г. № 1-76 У. «О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы».
Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы либо сочетание этих радиационных факторов с иными вредными факторами.
Согласно Указания заключения межведомственных экспертных советов и военно- врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан, в порядке установленном Правительством РФ.
При установлении инвалидности и ее причинной связи с аварией на ЧАЭС в справе МСЭ, акте освидетельствования указывалась причина инвалидности с формулировкой «увечье связано с аварией на ЧАЭС» или «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС».
При этом указание названных причин инвалидности осуществлялось учреждениями государственной службы медико- социальной экспертизы (врачебно- трудовыми экспертными комиссиями) с 04.12.1997 г. и 18.05.2003 г. - на основании заключения регионального межведомственного экспертного совета и удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Выдача Сапожниковой О.Е. справки Сер. ......... от ДД.ММ.ГГГГ об установлении второй группы инвалидности «заболевание связано с работам по ЛПА на ЧАЭС», выданная Иошкар- Олинским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы № 4 была произведена в период времени с 04.12.1997 г. по 18.05.2003 г., когда согласно вышеприведенным нормативным правовым актам Российской Федерации, российские учреждения медико-социальной экспертизы должны были указывать причину инвалидности, связанную с чернобыльской катастрофой, как «увечье связано с аварией на ЧАЭС» или «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС» на основании заключения российского регионального межведомственного экспертного совета.
Из предоставленных Сапожниковой О.Е. документов, усматривается, что формулировка причины инвалидности « заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС», указанная Йошкар-Олинским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы № 4 в справке сер. ......... ДД.ММ.ГГГГ, была заимствована из экспертного заключения от 21.04.1995 г. № 642 «Центрального межведомственного экспертного Совета Украины и справки об инвалидности третьей группы Сер. ......... Черкасской областной медико-социальной экспертной комиссии № 2 Украина).
Данное обстоятельство указывает на то, что Йошкар-Олинским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы №4 при выдаче справки Сер. ......... от ДД.ММ.ГГГГ не был соблюден общеустановленный в Российской Федерации порядок, установленный для выдачи справки МСЭ, а именно:
не было соблюдено Указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 11.09.1992 г. № 1-76-У, установившее вышеприведенные формулировки причин инвалидности, связанной с чернобыльской катастрофой в РФ, установленные к обязательному применению бюро МСЭ при установлении названной причины инвалидности;
не было истребовано заключение экспертного совета РФ, подтверждающее соответствие решения украинского экспертного совета российскому законодательства, и не было истребовано обязательное в таком случае удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС российского образца ( с учетом ссылки ответчика, что она является ликвидатором последствий аварии).
Данный вывод суда согласуется с ответом ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий Эл» филиал-бюро №4 №3111 из которого следует следующее: «Из архивного дела Йошкар-Олинского межрайонного бюро МСЭ №4: Сапожникова О.Е. ранее инвалид третьей группы с 1997 г. бессрочно, была освидетельствована в Йошкар-Одинксом межрайонном бюро МСЭ №4 ДД.ММ.ГГГГ, признана инвалидом 2 группы бессрочно с причинной инвалидности «заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС». Причина инвалидности установлена межрайонным бюро ошибочно, согласно старой справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Украины. Внести исправление в справку ......... от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. Для изменения причины инвалидности Сапожникова О.Е. должна пройти освидетельствование в бюро МСЭ по месту постоянного проживания» (л.д. 13).
Поскольку порядок установления причины инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС не был соблюден, суд приходит к выводу, что справка МСЭ в части указания причины инвалидности, заключение Йошкар-Олинского бюро межрайонного бюро медико- социальной экспертизы №4 в части установления причины инвалидности Сапожниковой О.Е. - «заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС» являются недействительными, не имеющими силу на территории РФ.
То обстоятельство, что Сапожникова О.Е. пользовалась льготами на территории Российской Федерации согласно оспоренного удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием правового значения для данного спора не имеет.
Признание удостоверения, справки МСЭ, заключения МСЭ в части установления причинной связи инвалидности недействительными не лишает права Сапожникову О.Е. на получение социальных гарантий, при подтверждении причинной связи инвалидности с радиационным воздействием. При этом последняя имеет право как на получение удостоверения, так и на реализацию способов защиты прав в соответствии со ст.12 ГК РФ.
Руководствуясь, ст.ст. 56 ГПК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом серии ........., выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения и труда в городе Йолшкар-Оле Республики Марий Эл на имя Сапожниковой О.Е. недействительным.
Признать справку об инвалидности Сер ........., выданную ДД.ММ.ГГГГ Йошкар-Олинским межрайонным бюро медико- социальной экспертизы №4 на имя Сапожниковой О.Е., в части указания причины инвалидности «заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС» недействительной.
Признать заключение Йошкар-Олинского межрайонного бюро медико- социальной экспертизы №4 в части устанолвения причины инвалидности Сапожниковой О.Е.- «заболевание связано с работами по ЛПА на ЧАЭС» недействительным.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Воронежский областной суд через районный суд.
Председательствующий Дорофеева И.В.