2-1925/2010 - о признании действий незаконными и возложении обязанности обратиться за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения



Дело № 2-1925 /2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года г. Воронеж

Железнодорожный районный суд города Воронежа

в составе председательствующего Касаткиной Е.В.

при секретаре Долгих Н.В.

с участием заместителя Воронежского межрайонного природоохранного прокурора Руденко А.А.,

представителя ответчика по доверенности от 22.12.2010 года сроком на один год Никифорова И.П.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области по доверенности от 13.12.2010 года сроком до 31.12.2010 года Стародубцевой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Юговостокстальконструкция» о признании действий незаконными и возложении обязанности обратиться за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения,

ус т а н о в и л:

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к ответчику в защиту интересов неопределенного круга лиц и просит: признать незаконными действия ответчика в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения, обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (уточненные требования).

Исковые требования мотивированы тем, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ЗАО «Юговостокстальконструкция».

В ходе проведения проверки установлено, что ЗАО «Юговостокстальконструкция» допускаются нарушения требований природоохранного законодательства.

ЗАО «Юговостокстальконструкция» специализируется на изготовлении и монтаже металлоконструкций. На территории предприятия имеются специальные цеха и участки: цех монтажных заготовок, сварочный участок, автотранспортный участок.

Предприятием разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов для ЗАО «Юговостокстальконструкция», утвержденный Управлением Ростехнадзора по Воронежской области сроком действия до 28.10.2010 года.

28.10.2008 года Управлением Ростехнадзора по Воронежской области ЗАО «Юговостокстальконструкция» выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения № ..... аг сроком действия до 01.04.2008 года (продлено до 28.10.2010 года). Данным разрешением установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу.

Источниками выброса вредных продуктов производства в атмосферу являются: токарный станок, сварочный аппарат, фрезерный станок, заточный станок и выбросы от автотранспорта.

В соответствии со сведениями об охране атмосферного воздуха за 2009 год, форма № ..... (воздух) ЗАО «Юговостокстальконструкция» имеет 5 источников загрязнения атмосферы, которые являются неорганизованными. Фактический выброс в атмосферу загрязняющих веществ в 2009 году составил 0,0696390 т (2008 -0,0855290 т).

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с п.5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Однако в нарушение вышеуказанных требований закона, по истечении срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, т.е. после 28.10.2010 года, ЗАО «Юговостокстальконструкция», производился и производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения.

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории г.Воронежа, в том числе и Железнодорожного района.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Возложение обязанности на ЗАО «Юговостокстальконструкция» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха и санитарно- эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в целях обеспечения их права на благоприятную окружающую среду. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива.

В судебном заседании заместитель Воронежского межрайонного природоохранного прокурора поддержал требования.

Представитель ответчика ЗАО «Юговостокстальконструкция» иск признал и пояснил, что 26.11.2010 года заключен договор с ООО «Экологический центр» на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу. После согласования проекта они обратятся в контролирующий орган за получением разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, изучив материалы дела, полагает, что требования прокурора законным и обоснованны, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально- экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 3 названного закона определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.4 ст. 23 закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ч. 8 ст. 15 Федерального закона №96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии со сведениями об охране атмосферного воздуха за 2009 год, форма № ..... (воздух) ЗАО «Юговостокстальконструкция» имеет 5 источников загрязнения атмосферы, которые являются неорганизованными. Фактический выброс в атмосферу загрязняющих веществ в 2009 году составил 0,0696390 т (2008 -0,0855290 т) (копия сведений л.д.47-49). За третий квартал 2010 года ответчик внес 6 797,49 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду (копия платежного поручения л.д.46, копия расчета платы л.д.37 -44).

Ответчик не выполнил установленные законом обязанности и по истечении срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения - после 28.10.2010 года - производит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения.

Нарушение ответчиком требований природоохранного законодательства подтверждается копиями документов, имеющихся в деле, из которых следует, что срок разрешения на выброс вредных веществ истек: проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от 2005 года, нормативов ПДВ, утвержденных 28.10.2005 года сроком действия до 28.10.2010 года, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения № ....., выданного ответчику Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Воронежской области на срок действия с 01.10.2005 года по 01.04.2008 и продленного до 28.10.2010 года (копии л.д. 28-36).

Нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства зафиксированы в справке по результатам проверки исполнения природоохранного законодательства ЗАО «Юговостокстальконструкция», подписанной 03.12.2010 года заместителем Воронежского межрайонного природоохранного прокурора Руденко А.А. и и.о. главного инженера ЗАО ««Юговостокстальконструкция» ФИО1 ( л.д.53-54).

Ответчиком 26.11.2010 года заключен договор с ООО «Экологический центр», предметом которого является разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, срок выполнения работ 26.11.2010 года -31.12.2010 года (копия договора л.д.65)

После разработки проекта и его надлежащего согласования, ответчик обязан обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения. Трехмесячный срок для выполнения этих действий является разумным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Ответчик подлежит уплатить в бюджет государственную пошлину в размере 4 000,00 руб. (абз.3 п.1 ст.333.19 НК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия ЗАО «Юговостокстальконструкция» (<адрес>) в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения.

Обязать ЗАО «Юговостокстальконструкция» в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

Взыскать с ЗАО «Юговостокстальконструкция» государственную пошлину в размере 4 000,00 руб. в доход бюджета городского округа г. Воронежа: получатель - Инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному района г. Воронежа .........

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Воронежский областной суд через районный суд.

Председательствующий Е.В. Касаткина