Дело №2-331/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2011 года Железнодорожный районный суд г. Воронеж в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.,
при секретаре Добросоцких Л.А.,
с участием прокурора Кудреман К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к Агапову А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Воронежа обратился в суд с иском к Агапову А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что Агапов А.В. состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Воронежский областной наркологический диспансер» с диагнозом «.........». Согласно перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов повышенной опасности, утвержденному постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года №377 лица, страдающие заболеванием «наркомания» не имеет права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности. Согласно справки УГИБДД ГУВД по Воронежской области Агапову А.В. выдано водительское удостоверение № ..... на право управления автомобилями категории «В», сроком действия 10 лет. Агапов А.В., страдающий заболевание «наркомания», в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
Прокурор Кудреман К.А. в судебном заседании изложенное поддержала, просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами у Агапова А.В..
Ответчик Агапов А.В. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, пояснил, что он действительно состоит на учете в Воронежском областном наркологическом диспансере в связи с употреблением наркотических веществ, однако, в настоящее время он наркотики не употребляет, проходит курс лечения от наркологической зависимости.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям: в соответствии со ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами.
В судебном заседании установлено, что ответчик состоит в ГУЗ «Воронежский областной наркологический диспансер» на профилактическом наблюдении с диагнозом: ......... с ......... 1998 года, т.е. страдает наркоманией. Данное заболевание в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", является противопоказанием для допуска к водительской деятельности.
При этом, исходя из представленных доказательств, данное противопоказание имело место и на момент выдачи ответчику водительского удостоверения.
Критерии допуска граждан к получению права управления транспортными средствами установлены статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". К числу таковых отнесено требование об отсутствии у лица ограничения к водительской деятельности, в том числе и ограничения по медицинским показаниям. Применение указанного ограничения обеспечивается нормами статьи 23 указанного Закона, устанавливающими обязательный характер прохождения медицинского освидетельствования кандидата в водители. При этом целью данного освидетельствования является определение у водителей или кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства обязан в установленных случаях проходить проверку знаний и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.
Наличие у ответчика, как в момент получения водительского удостоверения, так и в настоящее время, диагноза «.........» означает, что он имеет ограничение к осуществлению водительской деятельности по медицинским показаниям.
Таким образом, Агапов А.В. не отвечал, как в момент получения водительского удостоверения, так и не отвечает в настоящее время установленным нормами вышеуказанного Федерального закона условиям допуска к получению права управления транспортными средствами.
Учитывая, что при выдаче ответчику удостоверения на право управления транспортными средствами были нарушены требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения», выданное ему водительское удостоверение является недействительным.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3 Закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм закона и международного законодательства следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, а потому такая деятельность подлежит прекращению посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Суд не может принять во внимание ссылку ответчика на то, что он в настоящее время не употребляет наркотические средства и проходит курс лечения, поэтому иск не подлежит удовлетворению, суд не может принять во внимание, поскольку согласно представленной им справки ГУЗ «ВОНД», Агапов А.В. с ноября 2010 года регулярно посещает нарколога, однако, из представленной справки не следует, что ответчик прошел полный курс лечения и не страдает в настоящее время наркоманией.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Прекратить действие права на управление транспортными средствами у Агапова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> (водительское удостоверение № ....., выдано 03 декабря 2008 года).
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10 дневный срок через районный суд.
Председательствующий: