2-239/2011 - об оспаривании решения об отказе в постановке на учет



Дело № 2- 239/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 февраля 2011 года г. Воронеж Железнодорожный районный суд города Воронежа

в составе председательствующего Касаткиной Е.В.

при секретаре Долгих Н.В.

с участием заявителя Акопян У.В., его представителя, допущенной к участию в деле в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ Коденцевой Ю.И.,

представителя Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж по доверенности № ..... от 30.12.2010 года сроком до 31.12.2011 года Радченко Н.В.,

представителя Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности № ..... от 02.09.2010 года сроком на один год Байдаковой Ю.С.,

представителя Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по доверенности № ..... от 23.09.2010 года сроком на три года Радонской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Акопян У.В. о признании незаконным и отмене решения об отказе в постановке на учет для обеспечения жильем или государственным жилищным сертификатом, возложении обязанности поставить на учет для обеспечения жильем или государственным жилищным сертификатом,

установил:

Акопян У.В. обратился в суд с заявлением и просит признать решение Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж № ..... от 28.10.2010 года об отказе в постановке на учет для обеспечения жильем или государственным жилищным сертификатом незаконным и подлежащим отмене, обязать Управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж поставить его на учет для обеспечения жильем или государственным жилищным сертификатом с 28.10.2010 года.

Требования мотивированы тем, что Акопян У.В. относится к категории граждан получивших и перенесших лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставших инвалидами.

Согласно закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Акопян У.В. имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на получение государственного жилищного сертификата или обеспечение жильем.

Акопян У.В. обратился с заявлением в Управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж (далее Управа) о постановке его учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лица, получившего и перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, для получения государственного жилищного сертификата или обеспечение жильем.

Решением № ..... от 28.10.2010 года Управа отказала в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Отказ Управы считает незаконным потому, что Конституционный суд Российской Федерации Постановлением от 10.11.2009 года № 17-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило" признал положения пункта 2 части 1 статьи 14 и пункта 1 части 1 статьи 15 Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2),40,42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

В судебном заседании Акопян У.В. и его представитель поддержали требования.

Представитель Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж полагает заявление не подлежащим удовлетворению, пояснила, что Управа правомочна поставить на учет для получения муниципального жилья только как малоимущего. Представила письменные возражения на заявление (л.д.21).

Представитель Департамента труда и социального развития Воронежской области полагает требования не подлежащими удовлетворению и пояснила, что Департамент согласно п.п.3.1.6. и 3.1.8. Положения № ..... от 23.04.2009 года о Департаменте труда и социального развития Воронежской области, исполняет государственную функцию по ведению учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы Департаментом не ведется, предоставление жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации законом не предусмотрено.

Представитель Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области полагает требования не подлежащими удовлетворению и пояснила, что Департамент в соответствии с п. 3.2.1. Положения № ..... от 18.12.2008 года о Департаменте архитектуры и строительной политики Воронежской области, предоставляет государственную услугу - выдачу государственных сертификатов, в том числе и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. Положением не предусмотрено ведение Департаментом учета этой категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время сформированы списки граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов и вставших на учет до 01.01.2005 года. Представила письменные возражения на заявление (л.д. 53-55).

Представитель Администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Акопян У.В. не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Акопян У.В. имеет инвалидность по заболеванию, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы, связанному с катастрофой на ЧАЭС (копия справки об инвалидности л.д.20).Акопян У.В. выдано удостоверение подтверждающее право на меры социальной поддержки, установленные законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (копия удостоверения л.д.23).

07.10.2010 года Акопян У.В. обратился в Управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж (далее Управа) и просил поставить его на учет для получения жилья или государственного жилищного сертификата на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006 года, ссылаясь на то, что является инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы. Просил принять на учет только на основании льготы инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, указал, что малоимущим не является (копия заявления л.д.22).

Решением № ..... от 28.10.2010 года Управа отказала Акопян У.В. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сославшись на то, что Управа не имеет оснований для принятия на учет для получения государственного жилищного сертификата как инвалида вследствие чернобыльской катастрофы (копия ответа л.д.7).

В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Акопян У.В. не относится к категории малоимущих граждан и не просил поставить его учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как малоимущего лица.

Акопян У.В. просил поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только на основании отнесения его к категории лиц ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы

Но такими полномочиями Управа не обладает.

В силу ст. 1 закона Воронежской области № 71-ОЗ от 30.11.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в «Воронежской области» на учет принимаются граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.7.2 Положения об Управе Железнодорожного района г. Воронежа, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 23.06.2005 N 78-II, Управа ведет учет граждан, имеющих право на получение муниципального жилья.

Также согласно распоряжения № 10-р от 14.01.2010 года Администрации городского округа город Воронеж «Об уполномоченных органах Администрации городского округа город Воронеж по постановке на учет отдельных категорий граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» управы районов городского округа город Воронеж определены как уполномоченные органы Администрации городского округа город Воронеж по постановке на учет на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.

Согласно п. п. 5 «е» Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 21.12.2009) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы") право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно ст.247 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Отказом Управы в постановке Акопян У.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не нарушило прав и законных интересов Акопяна У.В. на обеспечение жильем за счет государства, потому что Управа не является тем органом, который имеет право и обязан осуществлять учет граждан, нуждающихся в получении жилья, получивших и перенесших лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставших инвалидами.

Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2

« О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершения действия.

В судебном заседании установлено отсутствие полномочий Управы на решение того вопроса, с которым обратился Акопян У.В..

Ссылка Акопян У.В. на положения Постановления Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 года № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило» не может быть принята во внимание при рассмотрении настоящего дела. Названным Постановлением признаны не соответствующими Конституции РФ и соответственно не подлежащими применению те нормы закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным бы образом гарантировал бы представление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 01.01.2005 года, так и после этой даты.

Гражданам, вставшим на учет до 01.01.2005 года и после этой даты, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются одинаковые гарантии обеспечения жилыми помещениями. При этом Постановление Конституционного Суда РФ не затрагивает вопросов самого порядка осуществления учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий - инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Отказать Акопян У.В. в удовлетворении заявления о признании решения Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж № ..... от 28.10.2010 года об отказе в постановке на учет для обеспечения жильем или государственным жилищным сертификатом незаконным и подлежащим отмене, о возложении обязанности на Управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж поставить его на учет для обеспечения жильем или государственным жилищным сертификатом с 28.10.2010 года.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через районный суд.

Председательствующий Е.В. Касаткина