2-601/2011 - о признании незаконным отказа во включении в список членов семьи и о признании членом семьи



Дело № 2- 601/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2011 года г. Воронеж Железнодорожный районный суд города Воронежа

в составе председательствующего Касаткиной Е.В.

при секретаре Долгих Н.В.

с участием истицы Овчаренко И.А., её представителя, допущенной к участию в деле в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ Каменевой О.В.,

представителя Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж по доверенности № ..... от 30.12.2010 года сроком до 31.12.2011 года Корневой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчаренко И.А. к Управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж о признании незаконным решения, возложении обязанности включить несовершеннолетнего ФИО1 в состав членов семьи для получения государственного жилищного сертификата,

установил:

Овчаренко И.А. обратилась в суд и просит признать решение Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж от 10.03.2011 года незаконным, обязать Управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж включить её несовершеннолетнего внука ФИО1 в состав членов семьи для получения государственного жилищного сертификата.

Требования мотивированы тем, что в 1991 году истица и её семья, состоящая из супруга Овчаренко Виктора Васильевича, сына - ФИО2 и дочери Каменевой (Овчаренко) О.В., была вынуждена покинуть территорию Грузии и переехать жить в Российскую Федерацию. 09.07.1992 года ими был получен статус вынужденных переселенцев.

Согласно пп.4 п.1 ст. 17 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение.

В настоящее время реализация права на получение жилья осуществляемся путем выдачи уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерация жилищных сертификатов гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" была утверждена Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Согласно условиям данной подпрограммы гражданам, имеющим право на получение социальной выплаты и принявшим решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Порядок предоставления жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета., определяется Правительством Российской Федерации.

Исходя из главы пятой механизма реализации подпрограммы, сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 были утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы».

Согласно п.2 указанных Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина па получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Подпунктом «ж» пункта 5 Правил установлено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Пунктом 13 Правил определено, что социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Пункт 16 устанавливает, что при численности семьи 3 человека и более норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере по 18 кв. м на каждого члена семьи.

В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме гражданам необходимо обращаться в учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат).

Постановлением Управы Железнодорожного района г.о.г. Воронеж № ..... от 17.07.2009 года истица была включена в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (состав семьи 4 человек: истица, её муж, сын и дочь).

В 2008 году у дочери истицы родился сын - ФИО1. В августе 2010 года Овчаренко И.А. обратилась к ответчику с заявлением о включении внука в состав членов семьи для получения жилищного сертификата.

Однако письмом № ..... от 10.03.2011 г. во включении внука в состав членов семьи истицы было отказано на том основании, что он не является сыном истицы.

Овчаренко И.А. полагает, что указанный отказ является незаконным, поскольку согласно п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

С учетом того, что дочь была признана вынужденным переселенцем, её сын - внук истицы подлежит включению в подпрограмму как член ее семьи, и он должен учитываться при определении размера денежной выплаты при выдаче в будущем жилищного сертификата.

Производство по делу в части требований истицы о признании решения Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж от 10.03.2011 года незаконным прекращено в связи с отказом истицы от этой части исковых требований.

В судебном заседании истица уточнила требования и просит признать её внука ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения членом её семьи и пояснила, что в августе 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о включении внука в состав членов семьи для получения жилищного сертификата. Письмом № ..... от 10.03.2011 года во включении внука в состав членов её семьи было отказано на том основании, что он не является её сыном.

С учетом того, что и она её дочь были признаны вынужденными переселенцами, внук подлежит включению в подпрограмму как член семьи, и он должен учитываться при определении размера денежной выплаты при выдаче в будущем жилищного сертификата.

Представитель истицы Каменева О.В. пояснила в судебном заседании, что с сыном живет в доме вместе с матерью, муж проживает по месту регистрации у своих родителей.

Представитель Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж полагается на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Овчаренко И.А. подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Овчаренко И.А. имеет статус вынужденного переселенца с 09.07.1992 года (копия удостоверения вынужденного переселенца л.д.11- 20).

Её дочь Каменева О.В. также имеет статус вынужденного переселенца (копия удостоверения л.д.20-27). Фамилию Овчаренко на фамилию ФИО1 сменила при регистрации брака с ФИО3 12.01.2008 года (копия свидетельства о заключении брака л.д.28).

ДД.ММ.ГГГГ у Каменевой О.В. родился сын - ФИО1 (копия свидетельства о рождении л.д.29).

Овчаренко И.А. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес>.

Вместе с ней зарегистрированы и проживают её дочь Каменева О.В. и внук ФИО1 (копии выписки из домовой книги, свидетельства о регистрации по месту жительства л.д.36-38).

В судебном заседании достоверно установлено, что внук проживает вместе с истицей, является членом её семьи. Доказательств иного суду не представлено.

Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В силу ст. 1 закона Воронежской области № 71-ОЗ от 30.11.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в «Воронежской области» на учет принимаются граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. п. «ж» п. 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 21.12.2009) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы") право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Согласно п.п. «б» п.17 названных Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются:

постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца - для граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил.

Согласно справки от 28.05.2010 года Управления Федеральной миграционной службы по Воронежской области Овчаренко И.А. и члены её семьи - супруг Овчаренко В.В., сын Овчаренко В.В., дочь Каменева О.В. состоят на учете в УФМС России по Воронежской области. Государственная поддержка в жилищном обустройстве семье не оказывалась (копия справки л.д.57).

Овчаренко И.А. поставлена на учет для улучшения жилищных условий с составом семьи четыре человека на основании постановления № ..... главы администрации ......... от 28.10.1998 года (копия постановления л.д.64).

Постановлением Управы Железнодорожного района г.о.г. Воронеж № ..... от 17.07.2009 года истица была включена в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (состав семьи 4 человек: истица, её муж, сын и дочь)(копия постановления л.д.47).

Исследованные в судебном заседании доказательства - пояснения истицы, её представителя, письменные документы позволяют сделать вывод, что внук Овчаренко И.А. - несовершеннолетний ФИО1 является членом её семьи и должен быть включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Признать ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внука Овчаренко И.А. - членом её семьи.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через районный суд.

Председательствующий Е.В. Касаткина