2-1596/2010 - о взыскании недоимки по земельному налогу



Дело № 2- 1596/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 ноября 2010 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего Зениной Г.В.,

при секретаре Литавриной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Воронежа к Жиляеву А.И. о взыскании недоимки по земельному налогу,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Инспекция ФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа обратилась в суд с иском к Жиляеву А.И. и просит суд взыскать с ответчика недоимку по земельному налогу за 2006- 2008 годы в размере 122072,94 руб.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что в соответствии со ст.ст. 387,388 НК РФ ответчик является плательщиком земельного налога, поскольку на основании сведений полученных от управлений Роснедвижимости и Росрегистрации, Жиляев А.И. является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № .....

Статьей 65 Земельного Кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю. Земельный налог является местным налогом, согласно Налогового кодекса введен в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии со ст.ст. 389, 390, 391 НК РФ, Решением Воронежской городской Думы от 07.10.2005г. №162-11 (ред. от 01.03.2007г.) «О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж» вместе с «Положением о порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории городского округа город Воронеж», установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Структурное подразделение администрации городского округа, осуществляющее деятельность в области земельных отношений, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, представляет в Управление Федеральной налоговой службы России по Воронежской области сведения, необходимые для определения налоговой базы для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом. Определение налоговой базы для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, возложено на налоговые органы, которые исчисляют земельный налог на основании сведений поступивших в соответствии со ст. 85 НК РФ.

На основании статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. №316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

В соответствии со ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 указанной статьи. Налоговым периодом признается календарный год (393 НК РФ). Для физических лиц, на территории муниципального образования г. Воронеж, срок уплаты земельного налога за 2006- 2008 г.г. установлен не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая ставка определяется ст.394 НК РФ и устанавливается ст. 3 Положения от 07.10.2005г. №162-11.

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, равна произведению налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента пользования. Соответственно сумма налога составила:

за 2006 год -23 335,66 руб. ( 3 289 029* 473/1 000* 1,500* 12/12;

за 2007 год -23 335,66 руб. ( 3 289 029* 473/1 000* 1,500* 12/12;

за 2008 год - 75401,62 руб. ( 10 627431* 473/1 000* 1,500* 12/12.

Земельный налог за 2006- 2008 г.г., начисленный в сумме 122072,94 руб., на основании налогового уведомления в установленный срок уплачен не был.

Установив задолженность по уплате налога в соответствии со ст.ст. 45, 69, 70 НК РФ, документом о выявлении недоимки налогоплательщику направлено требование № ..... от 12.03.2009 г. об уплате земельного налога за 2006- 2008 г.г., которое было оставлено должником без исполнения.

Представитель истца считает доводы ответчика, о том, что он не является плательщиком земельного налога, так как не зарегистрировано его право на земельный участок не состоятельными. При этом указывает, что у ответчика имеется Постановление исполнительного комитета администрации города Воронежа от 30.03.2000г. № ..... о предоставлении ему земельного участка по <адрес>, фактически занимаемой частью здания в процентном соотношении к общей площади земельного участка 0,1299 га гр. Жиляеву А.И., площадью 0,06144 га, что составляет 47,3% от общей площади земельного участка в бессрочное пользование.

Представитель истца полагает, что одновременно с приобретением части здания к Жиляеву А.И. перешло право пользования на земельный участник площадью 614,4 кв. м, что составляет 47,3% от всего земельного участка площадью 1299 кв.м для фактического использования под часть здания.Ответчиком ни в налоговый орган, ни в суд не представлен документ, подтверждающий отмену указанного Постановления, изъятие земельного участка, доказательства уплаты арендной платы за пользование земельным участком, вместо налога.

Ответчик неоднократно обращался с жалобами о признании действий незаконными. Аналогичные доводы налогового органа и налогоплательщика, указывающие на действие (бездействие) должностных лиц, взыскание земельного налога ранее были рассмотрены Железнодорожным районным судом г.Воронежа по делу №2-2082/2009г. (судья Говорова О.И.), №2-1290/2009г. (судья Зенина Г.В.)., делу №2-695/2010 г. (Судья Дорофеева И.В.) Следовательно, Инспекция считает, что согласно п. 1,2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные судом, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Железнодорожного районного суда по делу № 2-2082/2009г. (судья Говорова О.И.) Жиляев А.И. признан налогоплательщиком земельного налога в отношении вышеуказанного земельного участка. Определением Областного суда от 23.03.2010г., решение районного суда оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Решением Железнодорожного районного суда по делу №2-695/2010 г. (Судья Дорофеева И.В.) уведомление налогового органа об уплате налога № ..... от 04.03.2010г. признано законным и обоснованным. На основании указанного уведомления в адрес налогоплательщика направлено требование № ..... от 19.05.2010г. Определением Областного суда, решение районного суда оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Решением Железнодорожного районного суда по делу №2-1027/20Юг. (Судья Зенина И.В.) требование № ..... от 19.05.2010г. признано законным и обоснованным. Определением Областного суда от 21.10.2010г., решение районного суда оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Ссылка ответчика на письмо Минфина РФ №ПА-17-11/440@ от 21/06/2010г. не освобождает от уплаты земельного налога. Письмо УФНС России по Воронежской области от 06.0.72010г. №14-3-24/09524@ не подлежит применению. В соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса РФ право давать письменные разъяснения входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации.

Согласно письму Минфин России от 29.12.2007г. №03-05-05-02/82 отказ от В регистрации права на земельный участок рассматривал как уклонение от уплаты налога ( л.д.129).

Заочным решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 13 июля 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объёме ( л.д. 24-28).

Определением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 5 октября 2010 года заочное указанное решение отменено ( л.д.110-111).

В судебном заседании представитель истца Поздняков Ю.В., действующий на основании доверенности, исковые требования, изложенные в исковом заявлении и в дополнениях к исковому заявлению, поддержал, просит суд взыскать с ответчика недоимку по земельному налогу в размере 122072,94 руб.

Ответчик Жиляев А.И. исковые требования не признал, суду пояснил, что он возражает против взимания с него земельного налога, так как основанием для уплаты земельного налога является наличие зарегистрированного права на недвижимое имущество. Это право у него не зарегистрировано по вине государственных служб. Он обратился с письмом в Министерство финансов РФ за разъяснением положений законодательства о налогах и сборах в отношении него, как налогоплательщика. 8 июля 2010 года ответчиком было получено разъяснение руководителя Управления ФНС России по Воронежской области, из которого следует, что до настоящего времени у него отсутствует обязанность по уплате земельного налога на земельный участок. Ответчик указывает, что налоговый кодекс предусматривает, что неоднозначное толкование законов трактуется в пользу налогоплательщика. Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом, налоговая ставка устанавливается решением Воронежской городской Думы. Местные органы самоуправления устанавливают площадь участка и кадастровую стоимость, на основании чего исчисляется налог. Налоговый кодекс РФ указывает, что расчётным путём исчислять долю земельного участка нельзя, процентную ставку от всего земельного участка площадью 1299 кв.м он не оспаривает, но это другой земельный участок. Для исчисления земельного налога учитывается площадь земельного участка и его цена. В требовании ИФНС по Железнодорожному району г. Воронежа не указана площадь земельного участка и не указана цена, следовательно, земельный налог не может быть исчислен.

Определением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 22 октября 2010 года для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области.

Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, о причине неявки суду не сообщил, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чём в суд поступило заявление.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области, который просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах ( правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации ( п. 4)

Органы, осуществляющие учёт и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации ( п. 7).

Судом установлено, что на основании сведений полученных от управлений Роснедвижимости и Росрегистрации, Жиляев А.И. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № ..... ( л.д. 11).

Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю. Земельный налог является местным налогом, введен в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, согласно налоговому кодексу РФ.

На основании ст.ст. 387,388 НК РФ ответчик является плательщиком земельного налога.

В соответствии со ст.ст. 389, 390, 391 НК РФ, Решением Воронежской городской Думы от 07.10.2005г. №162-11 (ред. от 01.03.2007г.) «О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж» вместе с «Положением о порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории городского округа город Воронеж», установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Структурное подразделение администрации городского округа, осуществляющее деятельность в области земельных отношений, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, представляет в Управление Федеральной налоговой службы России по Воронежской области сведения, необходимые для определения налоговой базы для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом. Определение налоговой базы для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, возложено на налоговые органы, которые исчисляют земельный налог на основании сведений поступивших в соответствии со ст. 85 НК РФ.

На основании ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. №316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

В соответствии со ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 указанной статьи. Налоговым периодом признается календарный год (393 НК РФ). Для физических лиц, на территории муниципального образования г. Воронеж, срок уплаты земельного налога за 2007, 2008 г.г. установлен не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая ставка определяется ст.394 НК РФ и устанавливается ст. 3 Положения от 07.10.2005г. №162-11.

Исходя из кадастровой стоимости земель по видам использования г. Воронежа земельные участки принадлежащие ответчику отнесен к прочим земельным участкам ( л.д.11).

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, равна произведению налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента пользования. Соответственно сумма налога составила:

за 2006 год -23 335,66 руб. ( 3 289 029* 473/1 000* 1,500* 12/12;

за 2007 год -23 335,66 руб. ( 3 289 029* 473/1 000* 1,500* 12/12;

за 2008 год - 75401,62 руб. ( 10 627431* 473/1 000* 1,500* 12/12.

Земельный налог за 2006- 2008 г.г., начисленный в сумме 122072,94 руб

на основании налогового уведомления в установленный срок земельный налог уплачен не был ( л.д.9), что подтверждается документом о выявлении недоимки по состоянию на 11 марта 2009 года ( л.д.6), в соответствии со ст.ст. 45, 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование № ..... от 12.03.2009 г. об уплате земельного налога за 2006- 2008 г.г., которое было оставлено должником без исполнения ( л.д.5).

Судом установлено, что требование № ..... об уплате налога, сбора, штрафа по состоянию на 12 марта 2009 года направлено по почте заказным письмом, которое Жиляевым А.И. получено 24 марта 2009 года, что подтверждается уведомлением о вручении ( л.д.7).

Указанное требование соответствует форме требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа указанному приложениях 1, 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@ «Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика ( плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» содержит все необходимые сведения.

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Судом установлено, что документ о выявлении недоимки у налогоплательщика

( плательщика сборов) или налогового агента № ..... от 11 марта 2009 года ( л.д.6), соответствует форме приложения 3 к Приказу Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@. Требование об уплате налога было направлено истцом и получено ответчиком 24 марта 2009 года в пределах трехмесячного срока со дня выявления недоимки по налогу 11 марта 2009 года.

Доводы ответчик Жиляева А.И. о том, что он обратился с письмом в Министерство финансов РФ за разъяснением положений законодательства о налогах и сборах в отношении него, как налогоплательщика. 8 июля 2010 года ответчиком было получено разъяснение руководителя Управления ФНС России по Воронежской области ( л.д. 105-106), из которого следует, что до настоящего времени у него отсутствует обязанность по уплате земельного налога на земельный участок, являются несостоятельными, исходя из следующего.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ, ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Статьей 65 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю.

Статьями 126, 127 Конституции РФ предусмотрено, что Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, осуществляют в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дают разъяснения по вопросам судебной практики.

В связи с тем, что исчисление налога имеет экономическое обоснование, целесообразно сделана ссылка на разъяснения Пленума ВАС РФ.

Исходя из положений статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Постановление Пленума ВАС РФ само по себе является разъяснением судебной практики, данным уполномоченным органом государственной власти, которым должны руководствоваться арбитражные суды при рассмотрении судебных дел.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», судам рекомендовано учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации-среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако, на основании пункта 3 этой статьи, сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие Земельного кодекса РФ. Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 (ред. от 27.12.2009) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"(принят ГД ФС РФ 28.09.2001) постановлено ввести в действие Земельный кодекс Российской Федерации со дня его официального опубликования.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

У налогоплательщика имеется Постановление исполнительного комитета администрации города Воронежа от 30.03.2000г. № ...... о предоставлении ему земельного участка по <адрес> фактически занимаемой частью здания в процентном соотношении к общей площади земельного участка 0,1299 га гр. Жиляеву А.И., площадью 0,06144 га, что составляет 47,3% от общей площади земельного участка в бессрочное пользование.

То есть, одновременно с приобретением части здания к Жиляеву А.И. перешло право пользования на земельный участник площадью 614,4 кв. м, что составляет 47,3% от всего земельного участка площадью 1299 кв.м для фактического использования под часть здания. Ответчик ни в налоговый орган, ни в суд не представлен документ, подтверждающий отмену указанного Постановления, изъятие земельного участка, доказательства уплаты арендной платы за пользование земельным участком, вместо налога.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 22 октября 2010 года ответчик является учредителем ООО «.........», место нахождения которого является адрес: <адрес>, т.е. по месту нахождения спорного земельного участка ( л.д.121-128), следовательно, ответчик пользуется земельным участком.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении иска о взыскании недоимки по земельному налогу за 2006-2008 годы с Жиляева А.И.

При подаче иска истец, в силу п.п. 19, п. 1 ст. 333.36 НК РФ, были освобождены от оплаты государственной пошлины. В связи с удовлетворением исковых требований истца и с учетом требований ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 3641,45 руб. из расчета размера недоимки 122072,94 руб.= 3200 руб. +(122 072,94 - 100 000) х 2%.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Жиляева А.И., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа, расположенной по адресу: <адрес>, недоимку по земельному налогу за 2006- 2008 годы в размере 122072,94 ( сто двадцать две тысячи семьдесят два руб.94 коп) руб.

Взыскать с Жиляева А.И. государственную пошлину в размере 3641,45 ( три тысячи шестьсот сорок один руб. 45 коп) руб. в доход бюджета городского округа город Воронеж Воронежской области, взыскатель: инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району города Воронежа (394042, г. Воронеж, ул. Переверткина, 5 «а»).

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение 10 дней, через районный суд.

Председательствующий судья Г.В. Зенина