Дело №2-1597/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2010 года Железнодорожный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Зениной Г.В.,
при секретаре Литавриной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронцова В.В. к Управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области о включение в списки граждан для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Федеральной программой « Жилище на 2002-2010 год» на состав семьи один человек,
У С Т А Н О В И Л :
Воронцов В.В., ........., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ........., выслуга лет составляет ..........
Воронцов В.В. обратился в суд с иском к Управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области о предоставлении права на получение Государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Жилище на 2002-2010год» и неправомерности отказа в выдаче ГЖС.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования, просит суд включить его в списки граждан для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Федеральной программой « Жилище на 2002-2010 год» на состав семьи один человек.
Определением суда от 15.11.2010г. принят отказ истца от части исковых требований к Управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области о предоставлении права на получение Государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе « Жилище на 2002-2010 год» и неправомерности отказа в выдаче ГЖС, производство по делу в этой части прекращено (л.д.62-63).
В обосновании заявленных требований Воронцов В.В. указывает, что его последним местом службы было государство Украина. Приказом № ..... начальника ......... от 25 марта 1995 года он был уволен по п.65 п.п. «б» по состоянию здоровья. С 03.07.1995г. был уволен и исключен из списков личного состава войсковой части ......... приказом командира войсковой части ......... № ..... и направлен для дальнейшего проживания г.Воронеж и постановки на воинский учет в ......... РВК г. Воронежа. 10 октября 1995г. истец обратился в Администрацию Железнодорожного района г. Воронежа с заявлением о принятии его на учет для получения жилой площади в связи с увольнением из Вооруженных Сил и выбором постоянного места жительства в г. Воронеже.
Истец указывает, что на основании постановления главы администрации Железнодорожного района города Воронежа от 26.10.1998 года № ..... он был поставлен на учет для улучшения жилищных условий по списку офицеров запаса. До настоящего времени жилищные условия истца не улучшены, Государственный жилищный сертификат не предоставлен.
24.09.2010г. отделом учета и распределения жилья Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж было рассмотрено заявление истца о получении жилой площади от 21.09.2010г. и выдан письменный отказ во включении его в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата( жилой площади).
В обосновании отказа о включении истца в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата (жилой площади) Управой Железнодорожного района городского округа г. Воронежа, указано, что право на получение государственных жилищных сертификатов имеют граждане, уволенные с военной службы, вставшие в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года.
Основания для признания нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства определены «Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства»,утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054. Воронцов В.В. же уволен с военной службы 25.03.1995 года приказом Министра Обороны Украины.
Согласно п. 10 пп. «в» вышеназванных «Правил» граждане, уволенные с военной службы из вооружённых сил государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года, Украина в этот список не входит) не признаются нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий.
Согласно п.44 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов» для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: заявление ( рапорт) по форме согласно приложению №5; документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил. Истцом по мнению Управы Железнодорожного района г. Воронежа не была в соответствии с указанным перечнем предоставлена справка квартирно-эксплуатационного органа ( .........) о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы.
Истец в судебном заседании заявленные требования полностью поддержал, суду пояснил, что из ......... лет воинской службы ......... год он прослужил на территории Российской Федерации. В настоящее время он проживает в общежитии с дочерью и внучкой, занимает комнату площадью 11,5 кв.м.
В судебном заседании представитель истца Высоцкий А.А. поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по доверенности Парамонова Е.Ю.в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований истца, суду пояснила, что Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области считает заявленные требования незаконными и необоснованными. Департамент является координатором и государственным заказчиком подпрограммы и реализации жилищных сертификатов на территории Воронежской области. В своей деятельности мы руководствуемся Правилами выпуска и реализации ЖС, утвержденными Постановлением Правительства № 153. Полностью согласна с мнением Управы Железнодорожного района поскольку истец является претендентом на участие в программе, основными требованиями для той категории, под которую он подпадает - это то, что он должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Основаниями для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяются Правилами учета. В соответствии с этими Правилами п. 10 пп. «в», истец никак не может быть признан нуждающимся, так как он был уволен с военной службы из другого государства - Украины, с которым не был заключен соответствующий двусторонний договор с Российской Федерацией. Решением от 05 марта 2003 года Верховный Суд пришел к выводу о том, что при выполнении внутригосударственных процедур и ратификации Соглашения Российская Федерация несет на себе обязанность по обеспечению жилым помещением на условиях социального найма только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и переехали из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана на постоянное место жительства в Россию. К сожалению, Украина в данный перечень не входит. Истца можно обеспечить жильём на общих основаниях, если бы он подпадал по подпрограмму, он давно бы получил жильё.
Представитель ответчика Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж Корнева Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что отказ правомерен, так как, истец был уволен из рядов Вооруженных Сил Украины. В Правилах есть п. 10 пп. «в», согласно которого граждане, уволенные военной службы из Вооруженных Сил государств-участников СНГ после 31 декабря 1994 года не признаются нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий. Кроме того, на момент подачи документов у нас не было сведений БТИ о принадлежащем истцу на праве собственности какого-либо жилья.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в редакции, действовавшей на момент отказа в выдаче истцу ГЖС, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы.
В настоящее время действует Постановление Правительства от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы, которым в подпункте «а» п.5 установлено, что право на участие в подпрограмме имеют, кроме прочих, граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, Воронцов В.В., общая продолжительность службы которого составляет ......... (л.д.16), уволенный с военной службы по в связи с болезнью, и состоящий после увольнения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж, имеет право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту постановки на учет, в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы.
Согласно п.3 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих», за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Из имеющейся в материалах дела справки начальника ......... ФИО1 № ..... от 1995г., следует, что истец Воронцов В.В. проживал в <адрес> с 12.06.1991г. по 12.07.195г.. 12.07.1995г. истец снят с регистрационного учета для прибытия в г. Воронеж. (л.д.37).
Согласно справке в/ч № ..... ......... № ..... майор Воронцов В.В. частной собственности, а именно индивидуального дома, приватизированной квартиры не имеет, не является членом ЖСК, а также не имеет забронированной жилплощади
( л.д.39).
Согласно выписке из домовой книги (по квартирной карточке), предоставленной МКП МТК « Воронежпассажиртранс» от 15.09.2010 г. в квартире № ..... дома № ..... по <адрес> (общежитие) с 10.08.2006г. постоянного зарегистрированы и проживают ФИО2, ФИО3 и ФИО4,ДД.ММ.ГГГГ. рождения. Согласно лицевому счету квартиросъемщиком является Воронцов В.В., занимаемая площадь состоит из 2-х комнат 20кв.м. ( л.д.10).
Согласно справке ГУП ВО « Воронежоблтехинвентаризация» № ..... от 14.09.2010г. за Воронцовым В.В. и членами его семьи: дочерью ФИО3, внучкой ФИО4 по данным районных БТИ г. Воронежа по состоянию до 01.02.1998г. и БТИ районов Воронежской области по состоянию до даты начала деятельности регистрационной службы на территории районов ( 01.02.1998г.-2000г.) ( внучке на дату выдачи справки), жилых помещений на праве собственности в г. Воронеже и в районах Воронежской области не зарегистрировано (л.д.14).
Согласно сообщению Управления Росрееста по Воронежской области № ..... от 06.09.2010г. сведения о правах Воронцова В.В на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют ( л.д.17-18).
Из справки БТИ ......... № ..... от 01.11.2010г. следует, что по учету БТИ в <адрес> домовладения, принадлежащего на праве личной собственности Воронцову В.В.не зарегистрировано. ( л.д.58).
Как установлено в ходе судебного разбирательства Отдел учета и распределения жилья Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж а сообщением № ..... от 24.09.2010г. отказал Воронцову В.В. во включении его в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата (жилой площади) и в праве на получение ГЖС, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 06.09.98г. № 1054, так как отсутствует соглашение между Украиной и Россией.
Действительно в соответствии с п.п. в) пункта 10 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 года № ..... не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств. заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.).
В соответствии с Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 года, которое подписано Россией и Украиной, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы, и членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими с нормативными актами бывшего СССР (ст.1 Соглашения), и государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания.
Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.
Кроме того, согласно п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года N 80, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащие представляют справку о сдаче жилого помещения в КЭЧ района.
Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.
Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.
Данный вывод подтверждается правовыми нормами названных государств -участников СНГ, устанавливающими порядок пользования жилыми помещениями, наступление и прекращение прав собственности на них.
При таких обстоятельствах суд расценивает отказ Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж во включении Воронцова В.В. в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата (жилой площади), как необоснованный и нарушающий права истца, и в целях восстановления нарушенных прав истца, суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность включить Воронцова В.В. в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010г.г.» на состав семьи 1 (один) человек в 2010 году.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области включить Воронцова В.В. в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010г.г.» на состав семьи 1 (один) человек в 2010 году.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Железнодорожный районный суд.
Председательствующий: Зенина Г.В.