2-46/2011 - о возврате дополнительной оплаты за коммунальные услуги



Дело № 2-46/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2011 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Копылова В.В.,

при секретаре Вороновой И.Н.,

с участием

истца Кандаурова В.В.,

представителей: ответчика по доверенности Попченковой Н.И., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МКП «Воронежтеплосеть» по доверенности Копытовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кандаурова В.В., Гузнаева Ю.М., Драновой Н.Н., Горловой В.Д. к ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» о возврате дополнительной платы за коммунальные услуги,

установил:

Кандауров В.В., Гузнаев Ю.М., Дранова Н.Н., Горлова В.Д. обратились в суд с иском к ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» о возврате (взыскании) дополнительной платы за коммунальные услуги, мотивировав свои требования тем, что ответчик незаконно истребовал у них в период с июня по сентябрь 2010 года дополнительно оплату за тепло и воду в виде корректировок сумм платежей за коммунальные услуги за 2009 год (Т. 1 л.д. 2-4, 49-50, 145, Т.2 л.д. 158-159).

В судебном заседании истец Кандауров В.В. поддержал заявленные требования в полном объёме с учётом уточнений, дополнительно пояснил, что оплата коммунальных услуг не должна корректироваться, т.к. у него управляющей компанией установлены и опломбированы счётчики потребляемых им и членами его семьи коммунальных услуг.

Представитель ответчика по доверенности Попченкова Н.И. (Т. 2 л.д. 134) возражает относительно удовлетворения исковых требований в полном объёме, в связи с тем, что их дом не оборудован общедомовыми приборами учета, считает, что корректировка - это разница между предоставляемым по нормативам и оплаченными жильцами дома коммунальными услугами как предусмотрено Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Кто принимает решение о применении корректировки ответить затруднилась. Если многоквартирный жилой дом не оборудован общедомовыми приборами учета, то корректировка производится 1 раз в год. В Постановлении Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года не указано, кто обязан проводить корректировку, но управляющая компания провела корректировку, потому что являемся исполнителем коммунальных услуг. Ресурсоснабжающая организация выставляет требования по нормативам, на каждую квартиру многоквартирного дома без учёта показаний индивидуальных приборов учета. Если весь многоквартирный дом не оборудован индивидуальными приборами учета, то п. 16 Постановления Правительства №307 от 23.05.2006 года не применяется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МКП «Воронежтеплосеть» по доверенности Копытова Ю.В. (Т. 2 л.д. 189) полагается на усмотрения суда при рассмотрении настоящего спора, дополнительно указала, что решением суда интересы представляемого ею предприятия затронуты не будут, поскольку не находится в договорных отношениях с потребителем, Управляющей компании выставляются требования по нормативам, так как индивидуальные приборы учета не являются коммерческими и управляющая компания не представила сведения о наличии данных индивидуальных приборов учета. Фактически получается, что ресурсоснабжающая организация выставляее управляющей компании требования по нормативу и 105 правила к потребителю не применяются. Дополнительных требований управляющей компании не выставлялось, корректировка исходит не от муниципального казённого предприятия как ресурсоснабжающей организации.

Истцы Гузнаев Ю.М., Дранова Н.Н., Горлова В.Д., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «ЛОС», МУП «МИВЦ», МУП г. Воронежа «Воронежская горэлектросеть» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки и их уважительность суду не сообщены, заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступили, что в силу ст. 167 ГПК РФ позволяет суду рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила № 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

Правилами № 307 установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически действительно может корректироваться исполнителем - управляющей организацией.

Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) корректируется исполнителем в соответствии с п/п 4 п. 1 Приложения № 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с п/п 2 п. 1 Приложения № 2 к Правилам. При этом либо потребитель доплачивает, либо ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Утверждение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с п.п. 1, 6-7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции, действующей в спорный период), Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно положений ст.ст. 154, 157 ЖК РФ, п. 15 Правил № 307 правомерно применение тарифа для населения, установленного органами исполнительной власти, при расчёте стоимости отпущенных в спорный период коммунальных ресурсов.

Доводы представителя ответчика о соответствии действий ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» указанным нормам права являются необоснованными.

Какие-либо дополнительные расходы ресурсоснабжающих организаций либо управляющих компаний в виде стоимости услуг по передаче коммунальных ресурсов в структуре платы за коммунальные услуги ни действующим законодательством, ни договором не предусмотрены.

В соответствии с ч. 4 ст. 154, ч.ч. 1-2 ст. 157 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

Из приведенных положений Жилищного кодекса РФ следует, что действительно управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, однако размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам, однако в рассматриваемом случае следует принять во внимание наличие установленных в жилых помещениях истцов Кандаурова В.В., Гузнаева Ю.М., Горловой В.Д. индивидуальных приборов учёта.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 ЖКРФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.

Предельные индексы согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 данного Федерального закона (п. 1 ст. 13 (в ред. от 18.10.2007 года)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (п. 3 ст. 13).

Федеральным законом от 14.04.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», действовавшим в период спорных правоотношений также предусмотрено было, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги могут подлежать ежегодной корректировке, но как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № ....., срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (п. 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13).

В настоящем случае коммунальные ресурсы приобретались ответчиком у ресурсоснабжающей организации не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.

Учитывая норму пункта 8 Правил № 307, суд полагает необходимым применить к отношениям сторон положения Жилищного кодекса РФ и указанных Правил, поэтому вопрос о методе определения количества потребленных коммунальных ресурсов: тепла, водоснабжения, электроснабжения, водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод) при отсутствии приборов учёта должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, не предусматривают расчёт размера платы за коммунальные услуги по совокупности параметров: отсутствие в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых) и наличие индивидуальных (квартирных) приборов учета.

В силу п. 16 Правил № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Согласно абзаца 2 п. 15 Правил № 307 в случае, если исполнителем предоставления услуги является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Абзац второй п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам содержит специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 с учётом требований п. 16 названных Правил, что не противоречит ст. 157 ЖК РФ.

Судом установлено и не опровергнуто ответчиком в судебном заседании в предусмотренном законом порядке, что ОАО «УК Железнодорожного района» по заявкам истцов Кандаурова В.В., Гузнаева Ю.М., Горловой В.Д. в принадлежащих им жилых помещениях установлены приборы учёта потребляемых коммунальных ресурсов (счётчики), т.е. заключены соответствующие договоры на оказание коммунальных услуг.

Истец Дранова Н.Н. в судебное заседание не явилась, доказательств наличия в её жилом помещении приборов учёта потребляемых коммунальных ресурсов суду не представила.

Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Пунктом 19 Правил № 307, на который ссылается ответчик в обоснование доводов своих возражений относительно исковых требований потребителей предусматривается учёт норматива потребления коммунальных услуг при установлении порядка определения размера платы за них при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома как коллективных (общедомовых), так и общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Поскольку коммунальный ресурс приобретался в 2009 году у ресурсоснабжающих организаций для предоставления гражданам - потребителям соответствующих коммунальных услуг, суд приходит к выводу о том, что вопрос о количестве потребленной энергии конкретным потребителем при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учёта должен решаться управляющей компанией исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг с учётом наличия общих (квартирных), индивидуальных приборов учета, т.е. условия приобретения коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальных услуг должно соответствовать условиям предоставления этих услуг их непосредственным потребителям - гражданам, однако утверждение ответчика о правильности расчета количества конкретной энергии на основании «Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения» (практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы), утверждённой Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 года № 105, противоречит названным нормам.

В соответствии со ст.ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим, за исключением случаев, предусмотренных законом.

К спорным правоотношениям подлежат применению нормы законодательства о защите прав потребителей, в соответствие с которыми за нарушение прав потребителей исполнитель (уполномоченная организация) несет ответственность, предусмотренную законом или договором, при этом вред, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги (работы), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги (работы), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет (ст.ст. 13-14 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Суд, руководствуясь ст.ст. 309, 539, 544 ГК РФ, ст.ст. 154, 157 ЖК РФ, Правилами № 307, исходит из того, что размер оплаты конечными потребителями - истцами (владельцами жилых помещений в многоквартирном доме) количества полученных ими коммунальных ресурсов при наличии у них индивидуальных приборов учёта не должен определяется с учётом нормативов потребления коммунальных услуг гражданами, установленных органом исполнительной власти.

Довод ответчика в судебном заседании о законности производства управляющей компанией перерасчёта (корректировки) количества потреблённых ресурсов при отсутствии в многоквартирном жилом доме № ..... по <адрес> коллективных (общедомовых) приборов учёта расчётным способом с применением соответствующей Методики, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 года № 105, судом не принимается.

Разрешая спор, суд установил, что коммунальные ресурсы приобретались ответчиком (Т. 1 л.д. 112-118, Т. 2 л.д. 72-83) в целях оказания коммунальных услуг конечным потребителям, имеющим жилые и нежилые помещения в указанном многоквартирном жилом доме, находящимся в его управлении.

Как установлено судом и не отрицается ответчиком: МУП «МИВЦ» по указанию управляющей организации начислено потребителям (населению) по оплате коммунальных услуг за 2009 год в размере согласно Постановления Главы городского округа г. Воронеж Воронежской области № 1611 от 16.12.2008 года «Об утверждении нормативов потребления отопления», Постановления главы городского округа г. Воронеж № 1561 от 27.11.2008г. «Об установлении тарифов на услуги МУП г. Воронежа «Водоканал Воронежа», обеспечивающие холодное водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод», Постановления № 1571 от 28.11.2008 года Главы городского округа город Воронеж «Об установлении тарифа на услугу ООО «Левобережные очистные сооружения», обеспечивающего очистку сточных вод», Постановления главы городского округа город Воронеж № 1612 от 16.12.2008 года «Об утверждении нормативов потребления холодного, горячего водоснабжения и водоотведения» (л.д. 53), однако впоследствии была произведена корректировка «Межнормативной разницы между суммой, предъявленной поставщиками коммунальных ресурсов согласно Методики, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05. 2000 года № 105 и ранее уплаченной истцами согласно п. 37 Правил № 307 (Т. 1 л.д. 53, 66-75, 104-111).

Правомерность таких действий управляющей организации в отношении истцов Кандаурова В.В., Гузнаева Ю.М., Горловой В.Д. у суда вызывает сомнения.

К доводам ответчика о наличии у управляющей компании перерасходования денежных средств в ходе окончательных расчётов с ресурсоснабжающими организациями суд относится критически ввиду непредставление стороной по делу в соответствие со ст. 55-57 ГПК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» объективных и достоверных доказательств в обоснование возражений относительно исковых требований.

В ходе судебного разбирательства представителем истца указано, что расчёт тарифов по коммунальным платежам производился на основании, в том числе, но не исключительно, применения данных технической инвентаризации - площади многоквартирного дома, содержащего также сведения о встроенных помещениях в лит. А (магазин, АТС) и пристройка лит. А1 (магазин) (Т. 1 л.д. 248-255).

Доказательств того, что при определении стоимости коммунальных услуг, приходящейся на каждого владельца жилого помещения в многоквартирном доме, учитывалась также принадлежность кому-либо нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, ответчиком суду не представлено.

Кроме того, как следует из расшифровок к счетам-фактурам МУП (МКП) «Воронежтеплосеть» за 2009 год (Т. 1 л.д. 76-101, 201, 211, 221, 231) оплата коммунальных услуг возлагалась не только на жильцов - граждан, но на «арендаторов» - ЗАО «Тандер», «ИП Бородкин (парикмахерская)», при этом в декабре 2009 года ЗАО «Тандер» был произведен перерасчёт тепловой энергии и горячее водоснабжение размере 4819,62 рубля (Т. 1 л.д. 102-103), тогда как на граждан - жильцов дома № ..... по <адрес> в 2010 году возложена дополнительная обязанность по оплате произведённой корректировке в общей сумме (327502,69 + 354643, 56=) 362967, 25 рубля (Т. 1 л.д. 66-71).

Обоснованность таких действий управляющей организации судом не установлена, как не установлена законность и обоснованность действий ответчика в части увеличения стоимости иных коммунальных ресурсов, потреблённых истцами Кандауровым В.В., Гузнаевым Ю.М., Горловой В.Д., производящих их оплату на основании показаний индивидуальных приборов учёта.

К тому же, как следует из актов об отпуске тепловой энергии за тот же 2009 год ОАО «УК Железнодорожного района» принимала работу МКП (МУП) «Воронежтеплосеть» и, соответственно, производила оплату коммунальных ресурсов, лишь частично (Т. 2 л.д. 59-71), что также подтверждает отсутствие обоснованности начисления потребителям корректировок сумм оплаты коммунальных услуг за тот же период в истребованных у истцов размерах.

В соответствие с п. 49 Правил № 307 исполнитель (ответчик) обязан, в том числе, но не исключительно: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

При этом на основании п. 50 указанных Правил управляющая компания имеет право, в том числе, но не исключительно: требовать внесения платы только за потреблённые коммунальные услуги;в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб; приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном разделом X настоящих Правил, подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа; осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, иными федеральными законами и договором.

Исполнитель (управляющая организация) несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (п. 75 Правил № 307).

В соответствие со ст.ст. 10, 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» управляющая организация обязана своевременно предоставлять потребителям коммунальных услуг необходимую и достоверную информацию о реализуемых им работах и услугах обеспечивающую возможность их правильного выбора, за непредставлении которой предусмотрена ответственность, в том числе по возмещению убытков.

Таким образом, ответчиком объективно не доказана обоснованность начисления истцам Кандаурову В.В., Гузнаеву Ю.М., Горловой В.Д., имеющим индивидуальные приборы учёта коммунальных ресурсов, за потреблённые в 2009 году коммунальные услуги, а потому их исковые требования подлежат удовлетворению.

Поскольку наличие индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов в жилом помещении истца Драновой Н.Н. судом не установлено, то ей в иске надлежит отказать.

На основании ст.ст. 15, 1064 ГК РФ убытки в виде оплаченных потребителями ранее в период с июня по сентябрь 2010 года включительно сумм корректировок за 2009 год (Т. 1 л.д. 5-16, 55-58)подлежат возмещению Кандаурову В.В., Гузнаеву Ю.М., Горловой В.Д. в полном объеме ответчиком в размерах, указанных данными истцами и не оспоренных в установленном законом порядке представителем ОАО «УК Железнодорожного района» в судебном заседании.

При принятии решения по данному спору суд учитывает разъяснения Минрегиона РФ, указанные в Письме от 08.08.2008 года № 19624-СК/14 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги», в соответствие с которым указано, что в силу п. 16 Правил № 307, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В соответствии же с п.п. 1, 5 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167 (далее - Правила пользования системами коммунального водоснабжения), при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, следует руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения с учетом п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.

Согласно п. 2 ст. 544 ГК РФ), которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды (п. 10, п/п "а" п. 5, п/п "в" п. 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306). При установлении нормативов показания индивидуальных приборов учёта энергоресурсов, поставленных потребителю, не учитываются.

Таким образом, как полагает суд, показания индивидуальных приборов учёта не принимаются во внимание лишь при установлении нормативов, но никак не при определении размера платы за коммунальные услуги, производимой гражданами при наличии индивидуальных приборов учёта.

Граждане являются потребителями не энергетического ресурса (теплового, электрического, водоснабжения, водоотведения), а коммунальной услуги, которую оказывает предприятие, так как жители не осуществляют непосредственное управление домом, в котором расположены принадлежащие им жилые помещения.

Поскольку жилой дом находится в управлении ответчика, отношения по снабжению коммунальными услугами между жителями, установившими приборы учета, и непосредственно энергоснабжающими организациями, не сложились. Эти отношения опосредованы участием исполнителя коммунальных услуг, каковым является ОАО «УК Железнодорожного района», и в отношении которого с жильцами подлежит применению п. 16 Правил № 307.

В рассматриваемом случае, установив, что расчёт количества энергоресурсов, поставляемых истцам, произведён изначально с применением нормативов потребления коммунальных услуг населением, утверждённых органами местного самоуправления, суд полагает, что применение корректировки (п. 19 Правил № 307) в сторону увеличения на основании каких-либо дополнительных данных от ресурсоснабжающих организаций возможно лишь в случае с истцом Драновой Н.Н., не установившей индивидуальные приборы учёта, но никак не во взаимоотношениях с другими истцами, за исключением ситуации несоответствия размера оплаченных ими сумм стоимости коммунальных услуг и показаний приборов учёта.

Суд полагает необходимым также отметить следующее.

Правила № 307 приняты в развитие законодательства о защите прав потребителя и сферой их действия являются отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Действие указанных Правил распространяется на спорные правоотношения сторон.

Убытки управляющей организации от возможных потерь коммунальных ресурсов во внутридомовых коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, не может являться основанием для их взыскания в последующем с потребителя, так как все технологические потери рассчитаны и включены в тариф на энергоносители, утвержденный органом местного самоуправления

Анализ п. 19 Правил № 307 позволяет обратить внимание на наличие некоторой неопределенности в вопросе установления размера платы за снабжение коммунальными ресурсами жилого помещения при отсутствии приборов учета.

Данным пунктом предусмотрено положение о том, что при отсутствии приборов учёта оплата коммунальных услуг производится за то количество потреблённых ресурсов, которое определяется по нормативам, утвержденным органами местного самоуправления, и размер такой платы может подлежать корректировке по общему правилу один раз в год, но необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства: во-первых, речь идет только о жилых помещениях, не оборудованных приборами учета; во-вторых, такая корректировка проводится управляющей организацией расчётным путём в порядке, установленном законодательством РФ.

Однако до сих пор законодатель не определил порядок корректировки размера платы за потребленные коммунальные услуги при наличии индивидуальных (общеквартирных) и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учёта, в связи с чем возникла спорная ситуация: управляющая компания пытается посредством корректировки повысить размер платы за коммунальные услуги, ссылаясь на увеличение оплаченных ею денежных средств ресурсоснабжающим организациям ввиду дополнительных затрат на производство либо транспортировку того или иного вида коммунальных ресурсов.

Поскольку суд удовлетворяет имущественные требования освобождённых от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд истцов на общую сумму, не превышающую 20000 рублей, то в соответствие со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ст. 103 ГПК РФ, с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в размере 400 рублей.

Требования истцов в части обязания перечисления взысканных денежных средств на конкретные счета в банковских учреждениях судом удовлетворены быть не могут ввиду не установления объективной возможности (ч. 7 ст. 67 ГПК РФ) определения именно такого порядка и способа исполнения судебного решения, что не исключает применения действий такого характера в ходе добровольного либо принудительного исполнения судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск к ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» в пользу Кандаурова В.В. 1791 (одна тысяча семьсот девяносто один) рубля 31 копейку в счёт возврата сумм корректировок размера платы за коммунальные услуги за 2009 год, уплаченных потребителем в период с июня по сентябрь 2010 года.

Взыскать с ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» в пользу Гузнаева Ю.М. 1340 (одна тысяча триста сорок) рублей 34 копейки в счёт возврата сумм корректировок размера платы за коммунальные услуги за 2009 год, уплаченных потребителем в период с июня по сентябрь 2010 года.

Взыскать с ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» в пользу Горловой В.Д. 585 (пятьсот восемьдесят пять) рублей 18 копеек в счёт возврата сумм корректировок размера платы за коммунальные услуги за 2009 год, уплаченных потребителем в период с июня по сентябрь 2010 года.

Драновой Н.Н. в иске к ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» отказать.

Взыскать с ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» в доход бюджета городского округа город Воронеж государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей

На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Для исключений