2-1707/2010 - о понуждении произвести комплексный капитальный ремонт многоквартирного дома



Дело № 2-1707/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2010 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Скулковой Л.И.,

при секретаре Прилепиной Е.А.,

с участием:

истцов Моисеевой Л.П., Уварова А.Н., Шаршовой А.И., Хлынова В.М.

представителя истца Свиридовой Э.В. по доверенности от 11.022010 года Зинченко И.Г.,

представителя ответчика Администрации городского округа город Воронеж по доверенности от 11.01.2010 года Пустовалова О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бурчаковой Н.В., Уварова А.Н., Свиридовой Э.В., Моисеевой Л.П., Мешковой Н.В., Шаршова А.И., Хлынова В.М. к Администрации городского округа город Воронеж об обязании произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома,

установил:

Истцы Бурчакова Н.В., Уваров А.Н., Свиридова Э.В., Моисеева Л.П., Мешкова Н.П., Шаршов А.И., Хлынов В.М. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Воронеж об обязании произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, указав, что с 1976 года проживают в многоквартирном доме № ..... по <адрес>, в котором с момента постройки ни разу не ремонтировавшемся, все системы и коммуникации требуют капитального ремонта с заменой материалов, оборудования и конструктивных элементов общего имущества дома. Считают, что подлежат замене три лифта, система отопления, включая обогревательные приборы горячего и холодного водоснабжения, водоотвод с крыши дома, стальные мусороприемные устройства мусоропроводов, стальные монтажные конструкции и решетки безопасности на нижних окнах лестничных клеток, чугунные трубы системы водоотведения, оконные блоки на лестничных клетках, в подвальных помещениях, блок двери, который выходит на крышу дома из лестничной клетки 1-го подъезда, необходимо восстановить просевшую и разрушенную отмостку вокруг дома и асфальтобетонную подъездную дорогу к подъездам дома. Считают, что имеющиеся недостатки свидетельствуют о нарушении права на жилище, предусмотренного п. 2 ст. 40 Конституции РФ, т.к. созданы условия, затрудняющие их осуществление согласно п. 4 ст. 17 Жилищного Кодекса РФ, при этом оплату капитального ремонта дома производят в течение 34 лет в полном объёме. Таким образом, истцы, полагая нарушенным их право на благоприятную среду обитания, благоустроенное жилье, гарантированное жилищным законодательством, со стороны ответчика, просят суд обязать ответчика произвести капитальный ремонт дома № ..... по <адрес>. Имеющиеся предписания госжилинспекции и прокуратуры - не исполняются.

В ходе судебного разбирательства по данному гражданскому делу истцы, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили свои исковые требования (л.д.81 т.1).

В судебном заседании истцы Моисеева Л.П., Уваров А.Н., Шаршова А.И., Хлынов В.М., представитель истца Свиридовой Э.В. по доверенности от 11.02.2010 года Зинченко И.Г. (т.1 л.д.34) исковые требования полностью поддержали, пояснив, что дом находится в крайне неудовлетворительном состоянии, нет дверей и окон в местах общего пользования, отопление мест общего пользования отсутствует, периодически нет горячей воды, мусоропровод в аварийном состоянии, лифты выработали свой ресурс, ломаются несколько раз в день, что создает угрозу жизни и здоровью. Просят обязать Администрацию городского округа г. Воронеж произвести комплексный капитальный ремонт дома № ..... по <адрес> до конца 2011 года по всем видам и объемам работ, которые входят в перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда.

Истцы Свиридова Э.В., Бурчакова Н.В., Мешкова Н.П. в судебное заседание не явились, представили в суд заявления, просят рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 51-53 т.2).

Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Пустовалова О.А. (л.д.54 т.2) возражает относительно заявленных исковых требований, считает их не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что статьями 12, 44 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 года № ....., предусмотрено, что администрация городского округа г. Воронеж является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Полномочиями по осуществлению функций заказчика или исполнителя работ по капитальному ремонту многоквартирных домов администрация городского округа г. Воронеж не наделена. Кроме того, администрация городского округа город Воронеж не является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги гражданам, и, соответственно, не является получателем платы граждан за предоставленные коммунальные услуги. Управляющая организация ОАО «УК Железнодорожного района» г. Воронежа обязана оказывать и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять собственнику коммунальные услуги надлежащего качества и обязана заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, контролировать исполнение договорных обязательств в отношении объемов, качества и сроков предоставления коммунальных услуг. В соответствии с п. 21 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей. Согласно п. 37 указанных Правил при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со ст. 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Таким образом, вопросы о необходимости проведения капитального ремонта, перечне проводимых работ и порядке их финансирования входят в компетенцию общего собрания собственников многоквартирного жилого дома. Сведения о том проводился или нет капитальный ремонт дома № ..... по <адрес> отсутствуют. Кроме того, доказательств того, что на момент приватизации данный жилой дом нуждался в капитальном ремонте истцами не представлены.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО «Управляющая компании Железнодорожного района», МУ «ГорДЕЗ ЖКХ», надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства (л.д.45.49т.2), не направили своих представителей с надлежаще оформленными полномочиями на представление интересов общества и учреждения в суде, что не препятствует суду рассмотреть данное дело в их отсутствие с учётом требований ст. 167 ГПК РФ.

Определением суда от 17.11.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ОАО «РЖД» в лице филиала ЮВжд, Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж (л.д.24т.2).

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО «РЖД» в лице филиала ЮВжд, Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства (л.д.47-48 т.2), не направили своих представителей с надлежаще оформленными полномочиями на представление интересов общества и учреждения в суде, что не препятствует суду рассмотреть данное дело в их отсутствие с учётом требований ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцы Бурчакова Н.В., Уваров А.Н., Свиридова Э.В., Моисеева Л.П., Мешкова Н.П., Шаршов А.И., Хлынов В.М. являются собственниками жилого помещения - квартир в многоквартирном жилом доме, расположенных по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.09.2007 года, 08.06.2005 года, 08.07.2006 года, 17.03.2005 года, 26.05.2005 года, 01.04.2005 года, 31.12.1999 года (л.д. 18-29 т.1).

На основании Постановления Муниципального Совета г. Воронежа № ..... от 01.10.1998 года утвержден перечень № ..... объектов социально-бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность (т.2 л.д.30).

Спорный дом был включен в перечень № ....., передаваемых в муниципальную собственность г. Воронежа (т.2 л.д.31-36).

Постановлением Муниципального Совета г. Воронежа № ..... от 23.11.2000 года утверждено дополнительное соглашение к перечню № ..... объектов передаваемых в муниципальную собственность г. Воронежа (т.2 л.д.37).

Согласно договору № ..... от 09.06.2001 года спорный многоквартирный дом был передан от ФГУП ЮВжд в муниципальную собственность (т.2 л.д.59).

Также были переданы лимиты, на содержание и техническое обслуживание жилого фонда дома № ..... по <адрес>, в том числе амортизационные отчисления на капитальный ремонт, что подтверждается актом сверки взаиморасчетов от 28.07.2005 года (л.д. т.260-61).

Данный факт не оспаривался сторонами в судебном заседании.

Согласно сообщению ФГУП «ЮВжд» от 17.12.2002 года усматривается, что принято решение о включении спорного дома в план капитального ремонта на 2003 год (л.д.6, 121-122 т.1).

Из сообщения ОАО «РЖД» от 17.09.2004 года следует, что дома ранее принадлежащие ОАО «РЖД» были переданы в муниципальную собственность на основании заключенных договоров с финансовым сопровождением на ремонтно-восстановительные работы (л.д.7 т.1).

Согласно Постановлению Администрации г. Воронежа от 19.09.2001 года района и по акту приёмки-передачи основных средств от 01.12.2001 года дом № ..... по <адрес> принят на баланс МУП ЖКХ Железнодорожного района (л.д.44 т.2).

Из сообщения директора МУ РайДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района г. Воронежа № ..... от 13.09.2004 года усматривается, что дом № ..... по <адрес> был принят на баланс данной обслуживающей организации от ООО «Воронежская жилищно-коммунальная компания». Согласно актов технического обследования и весеннего осмотра система центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, электрохозяйство требуют капитального ремонта (т.1 л.д.13).

Из сообщения директора МУ РайДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района г. Воронежа № ..... от 18.06.2007 года усматривается, что дом № ..... по <адрес> был принят на баланс данной обслуживающей организации с 01.08.2004 года. Капитальный ремонт дома не проводился, а потому в 2007 году, 2008 году включался в проект плана комплексного капитального ремонта (л.д.154 т.1).

Согласно сообщению директора Департамента развития городского хозяйства от 22.09.2004 года следует, что при формировании перечня объектов капитального ремонта на 2005 год спорный жилой дом будет внесен в эти списки (т.1 л.д.14).

Согласно сообщению Госстроя России от 30.07.2002 года № ....., что устранение нарушений в спорном доме требует проведения капитального ремонта инженерного оборудования и конструктивных элементов жилого дома (т.1 л.д.120).

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № ..... «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2008 года) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу указанной нормы обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства («Обзор законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года», утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года).

Из материалов дела усматривается, что необходимость проведения в доме работ капитального характера возникла, начиная с 1997 года, о чем свидетельствуют: сообщения руководителя МУ РайДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района г. Воронежа № ..... от 13.09.2004 года, № ..... от 18.06.2007 года, директора Департамента развития городского хозяйства от 22.09.2004 года (л.д. 13-14, 154 т.1); сообщения Государственной жилищной инспекции Воронежской области № ..... от 04.05.2009 года (л.д. 17 т.1).

Таким образом, на протяжении длительного времени жильцы дома неоднократно обращались в различные государственные органы и инстанции с заявлениями по поводу неудовлетворительного технического состоянии их жилого дома (л.д. 9-11,15 123-124 т.1).

Результатами обращений стали лишь письменные ответы (сообщения), но не действия различных органов, учреждений и предприятий по капитальному ремонту жилищного фонда в интересах граждан.

Мотивированных возражений либо доказательств их подтверждающих относительно отсутствия нуждаемости спорного многоквартирного жилого дома в капитальном ремонте со стороны ответчика суду, в соответствие со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Как усматривается из имеющихся в деле материалов, спорный жилой дом неоднократно включался в план капитального ремонта, однако по различным причинам капитальный ремонт не выполнен до настоящего времени.

Данный факт не оспаривался сторонами в судебном заседании.

В ходе рассмотрения настоящего дела ходатайств об истребовании доказательств по основаниям, предусмотренным ст. 57 ГПК РФ от представителя ответчика в суд не поступало.

В силу ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения указанных требований, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Суду не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о невозможности удовлетворения данного иска в части проведения капитального ремонта спорного многоквартирного жилого дома.

При таком положении, суд считает доказанным факт нуждаемости дома № ..... по <адрес> в проведении комплексных мероприятий по капитальному ремонту.

При этом суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта дома № ..... по <адрес>, возникшая у органа исполнительной власти - администрации г. Воронежа в период приватизации гражданами жилых помещений в указанном жилом доме, не исполнена до настоящего времени, что в силу приведенных выше правовых положений, означает сохранение за администрацией городского округа город Воронеж обязанности по производству капитального ремонта в спорном многоквартирном жилом доме.

Таким образом, надлежащим ответчиком в рамках настоящего гражданского дела является администрация городского округа город Воронеж.

Суд полагает, что истцы обладают правом требования проведения капитального ремонта, с учетом правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2007 года.

По смыслу нормы, закрепленной в указанной выше ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», право требования проведения капитального ремонта по основаниям данной статьи возникает у любого заинтересованного лица в случае, если обязанность по проведению такого ремонта возникла у бывшего наймодателя, однако не была исполнена им на момент приватизации.

Согласно п. 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» при капитальном ремонте производится комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении № ....., согласно которому при капитальном ремонте жилищного фонда рекомендовано производить: обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ); ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); модернизацию жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замену печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки 1 - подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полную замену существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлом ластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизацию и диспетчеризацию лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок); ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%; утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств
ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением.
устройство наружных тамбуров); замену внутриквартальных инженерных сетей; установку приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее
водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей); переустройство невентилируемых совмещенных крыш; авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий с полной или частичной заменой перекрытий и перепланировкой; технический надзор в случаях, когда в органах местного самоуправления, организациях созданы подразделения по техническому надзору за капитальным ремонтом жилищного фонда; ремонт встроенных помещений в зданиях.

В соответствие с п. 2.4.4 вышеназванного Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № ..... плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны устанавливаться по нормам продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского хозяйства.

В то же время, суд учитывает, что в настоящее время, указание на конкретную продолжительность капитального ремонта, содержится лишь во «Временных нормах предельной продолжительности капитального ремонта объектов жилого и общественного назначения», утвержденных Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 14.04.1969 года № ....., при этом согласно п. 10 указанного документа нормативная продолжительность капитального ремонта устанавливается в месяцах, как функция от объема работ в денежном выражении.

Однако, учитывая, что в настоящее время не определены ни конкретные виды необходимых работ, ни их стоимость, у суда объективно отсутствует возможность установить конкретный срок проведения работ капитального характера, хотя как того требуют истцы - в кратчайшие сроки -2011 года.

Вместе с тем, поскольку в ходе судебного разбирательства нашёл подтверждение факт нуждаемости дома № ..... по <адрес> в проведении капитального ремонта, суд, с учетом приведённых выше положений, полагает необходимым указать на первоочередную необходимость обследования данного жилого дома и изготовление проектно-сметной документации.

При этом, с учётом разумности и целесообразности, принимая во внимание неудовлетворительное техническое состояние жилого дома в целом и его отдельных конструктивных элементов, в частности, элементов крыши, что, несомненно, создаёт угрозу жизни и здоровью не только жильцов дома, требующего капитального ремонта, но и иных лиц, суд считает необходимым установить срок для проведения указанного обследования: в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно Уставу городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 года № 150-I (в ред. от 21.10.2009 года) администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Воронежской области (л.д.74 т.2).

Администрация городского округа является юридическим липом, имеет собственные средства, предусмотренные бюджетом города для содержания и организации работы администрации городского округа. Распорядителем данных средств является глава городского округа. Администрация городского округа осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Воронежской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями главы городского округа и иными муниципальными правовыми актами городского округа. Администрация городского округа ответственна перед населением городского округа и городской Думой за решение социально-экономических и иных вопросов, отнесенных к ее компетенции.

Согласно ст. 48 Устава администрация городского округа в лице ее органов и подразделений реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления: разрабатывает проекты планов и программ социально -экономического развития города, бюджета, и организует их исполнение (п.1); осуществляет управление всеми находящимися я ведении города учреждениями образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, их материально-техническое снабжение, назначение и освобождение от должности руководителей соответствующих учреждений, за исключением учреждений, закрепленных за районами (п. 36).

По смыслу ст. 72 Устава, городской округ имеет собственный бюджет, который разрабатывается и утверждается на основании нормативного правового акта городской Думы.

Формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления городского округа самостоятельно. Порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета городского округа определяется Положением о бюджетном устройстве, бюджетном процессе в городском округе, утверждаемым городской Думой в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Воронежской области (п. 1 ст. 73 Устава).

В соответствии со ст. 3 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 22.10.2008 № 313-II (ред. от 10.06.2009 года, с изм. от 10.12.2009 года) администрация городского округа город Воронеж, наряду с другими органами, является участником бюджетного процесса в городском округе город Воронеж.

При этом ст. 6 указанного Положения определяет следующий круг бюджетных полномочий администрации городского округа, среди которых: составление проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период; установление порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств бюджета городского округа; разработка долгосрочных целевых программ (подпрограмм) определение порядка формирования муниципальных заданий и финансового обеспечения муниципальных заданий.

На основании ст. 30 Положения составление проекта бюджета городского округа город Воронеж - исключительная прерогатива администрации городского округа. Проект бюджета городского округа составляется и утверждается в форме решения Воронежской городской Думы сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Кроме того, суд учитывает, что согласно Положению «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа г. Воронеж», утвержденным распоряжением Главы городского округа г. Воронеж № 286-р от 19.05.2008 года (в ред. от 02.04.2009 года) Управление является самостоятельным структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж с правами юридического лица, осуществляющим организацию работы по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа город Воронеж.

Управление является главным распорядителем и получателем средств бюджета городского округа город Воронеж и администратором доходов по отрасли «жилищно-коммунальное хозяйство», наделяется правами муниципального заказчика.

К основным задачам Управления относятся, в частности: реализация государственной и муниципальной политики по организации решения вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа город Воронеж; участие в реализации федеральных, региональных и муниципальных программ по вопросам содержания, эксплуатации и капитального ремонта жилищного фонда и общего имущества помещений многоквартирных домов на территории городского округа; осуществление контроля использования финансовых средств, выделенных на проведение текущего и капитального ремонта, реконструкцию инженерных сетей и других объектов жилищно-коммунального назначения, программ ЖКХ.

Обязанностями Управления являются, в том числе: осуществление контроля использования финансовых средств, выделенных на проведение текущего и капитального ремонта, реконструкцию инженерных сетей и других объектов жилищно-коммунального назначения, программ ЖКХ.

Согласно Устава МУ «ГорДЕЗ ЖКХ» учреждение является юридическим лицом учредителем Муниципального учреждения «Городская дирекция единого заказника ЖКХ» является администрация города Воронежа (п. 1.1, 1.2) (л.д.228-233 т.1).

Вышестоящей организацией для учреждения является администрация городского округа город Воронеж в лице департамента развития городского хозяйства (куратор Учреждения) (п. 1.3). Финансирование Учреждения производится из средств бюджета городского округа город Воронеж, а также платных услуг (п.1.4 Устава).

В силу п.п. 2.1-2.2 Устава учреждение создано с целью выполнения от имени главы города функций единого заказчика по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и строительству муниципального жилого и нежилого фонда и объектов теплоэнергетического хозяйства. Предметом деятельности Учреждения являются: исполнение функций заказчика при проведении работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и строительству муниципального жилого и нежилого фонда и объектов теплоэнергетического хозяйства; осуществление технического надзора за проведением работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и строительству муниципального жилого и нежилого фонда и объектов теплоэнергетического хозяйства; разработка проёктно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и строительству муниципального жилого и нежилого фонда и объектов теплоэнергетического хозяйства; приемка выполненных работ и опенка их качества в соответствии с условиями договоров, а также текущий контроль выполнения работ подрядными организациями; контроль деятельности подрядных организаций в части объемов, качества и сроков выполняемых работ, применение к ним мер по возмещению ущерба при несоблюдении условий, установленных договорами; ведение технической документации на курируемых объектах; контроль и согласование сметной стоимости услуг специализированных ремонтно-эксплуатационных предприятий и работ, проводимых силами районов города по текущему ремонту жилых домов, находящихся в муниципальной собственности.

Однако, суд не находит правовых оснований для привлечения иных лиц к участию в деле в качестве соответчиков.

Таким образом, обязанность по проведению капитального ремонта спорного жилого дома возлагается судом на администрацию городского округа город Воронеж, обладающую для этого необходимыми организационно-распорядительными полномочиями, подконтрольными организациями и структурными подразделениями, а также имеющую полномочия по формированию бюджета городского округа город Воронежа: являясь участником бюджетного процесса, администрация городского округа составляет проект бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период, что является её исключительной прерогативой.

При этом суд не считает требуемым указывать на необходимость устранения недостатков в кратчайшие сроки, поскольку данное подразумевается и капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, должен быть завершен в разумный срок, с учетом: времени, необходимого для утверждения бюджета на очередной - 2011 финансовый год и соответствующий плановый период; времени, необходимого для выполнения своих обязанностей единого заказчика подконтрольным администрации городского округа МУ «ГорДЕЗ ЖКХ», а также времени продолжительности комплекса ремонтных работ, необходимость проведения которых, будет выявлена в результате обследования спорного многоквартирного жилого дома, которое необходимо провести в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Тем самым, возлагая на администрацию городского округа г. Воронежа обязанность по проведению капитального ремонта спорного жилого дома суд обязывает ответчика, в частности: обеспечить производство обследования многоквартирного жилого дома № ..... расположенного на <адрес> в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу и подготовку проектно-сметной документации; включить расходы по капитальному ремонту указанного жилого дома в проект бюджета городского округа г. Воронеж на 2011 финансовый год и соответствующий плановый период; исполнить функции заказчика при проведении работ по капитальному ремонту дома № ..... расположенного на <адрес>, а также функции по осуществлению технического надзора за проведением работ по капитальному ремонту и приемке выполненных работ с оценкой их качества в соответствии с условиями договоров, а также текущему контролю выполнения работ подрядными организациями; контролю деятельности подрядных организаций в части объемов, качества и сроков выполняемых работ; выполнить иные необходимые действия по обеспечению своевременного исполнения обязанности по проведению капитального ремонта спорного многоквартирного жилого дома.

Указание в решении суда на необходимость совершения органом исполнительной власти действий, непосредственно связанных с капитальным ремонтом многоквартирного жилого дома № ....., расположенного на <адрес>, в определённое время не исключает их осуществление в интересах граждан в более ранние сроки.

Суд также полагает, что поскольку капитальный ремонт - это комплексное устранение неисправностей путём смены, восстановления или замены всех изношенных элементов здания и оборудования, а квартиры являются составной частью жилого дома, то дополнительное указание в судебном постановлении на необходимость проведения капитального ремонта нуждающихся в этом квартир - не требуется.

Доводы представителя ответчика о том, что право требования проведения капитального ремонта имеют лишь жильцы, не участвовавшие в приватизации данного жилого дома, суд, с учетом правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2007 года, не может признать состоятельными.

Суд не принимает во внимание приказ № ..... от 02.03.2010 года (т.2 л.д.55), поскольку суду представителем Администрации городского округа г. Воронеж не представлен оригинал приказа и приложения к нему.

Таким образом, исковые требования истцов к Администрации городского округа г. Воронеж об обязании по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцы обратились в суд с иском к ответчику и просят обязать Администрацию городского округа г. Воронеж произвести замену 3-х лифтов в спорном жилом доме.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме и соблюдать правила содержания общего имущества установлена статьей 30 ЖК РФ.

Лифты и лифтовые шахты в многоквартирном доме в силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39 ЖК РФ).

Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).

Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, а управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункты 41, 42 Правил).

В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в т.ч. управление жилищным кооперативом (как пояснили в судебном заседании Кассационной коллегии представители ЖСК "Октябрь-2", все члены ЖСК полностью выплатили пай и являются собственниками занимаемых жилых помещений).

Судом установлено, что ОАО «Управляющая компании Железнодорожного района» является организацией, управляющей многоквартирным жилым домом № ..... по <адрес>.

Данное обстоятельство не оспорено лицами, участвующими в деле.

Таким образом, управляющая организация - ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района», является владельцем лифта в доме № ..... по <адрес>

При этом, ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» вправе самостоятельно, без привлечения третьих лиц, осуществлять ремонт и содержание общего имущества, в данном случае лифтов и лифтовых шахт, или, как следует из положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, заключить с управляющей организацией договор об управлении многоквартирным домом.

Согласно п. 12.1 вышеуказанных Правил возлагает на управляющую организацию обязанность по исполнению предусмотренных в нем требований, носящих специфический, технический характер.

Таким образом, ОАО «УК Железнодорожного района» г. Воронеж, как эксплуатирующая организация, обязана обеспечить содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта, а то, каким образом будет исполняться данная обязанность - самостоятельно или путем заключения соответствующего договора об управлении многоквартирным домом, надлежит решать в данном случае самой управляющей организацией или общему собранию собственников жилых помещений.

На основании п. 12.2.3 указанных Правил для технического обслуживания, капитального ремонта и модернизации эксплуатирующая организация может привлекать специализированную организацию, т.е. не исключается самостоятельное обслуживание данного устройства непосредственно ОАО «Управляющей компанией Железнодорожного района.

Отсюда следует, что ОАО «УК Железнодорожного района» обязано заключать со специализированными организациями договора на техническое обслуживание, ремонт, освидетельствование лифтов в доме № ..... по <адрес> и обеспечить надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества, в том числе лифтов в соответствии с целевым назначением.

Постановлением Госгортехнадзора России от 16 мая 2003 г. N 31 утверждены Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов.

В соответствии с пунктом 12.1 Правил эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.

В соответствие с п. 11.6 данных Правил необходимо проведение поверки лифта для контроля работы лифта во всех режимах, предусмотренных принципиальной электрической схемой, а также работа, в том числе, сигнализации, связи, диспетчерского контроля, освещения, а также контролируется точность остановки кабины на этажных площадках.

Однако, управляющая организация - оказывает услуги и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества.

В соответствие с п. 42 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Поэтому, собственники помещений, истцы не лишены возможности обратиться к эксплуатирующей организации (владельцу лифта), которая обеспечивает его содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта с заявлением об изменении размера платы коммунальных услуг, об обязании ремонта лифта.

Таким образом, требования истцов к Администрации городского округа г. Воронеж об обязании произвести замену 3-х лифтов являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по вышеуказанным обстоятельствам.

Также, суд отказывает в удовлетворении требований о восстановлении разрушенной отмостки вокруг дома, асфальтобетонной подъездной дороги, т.к. указанные виды работ не входят в примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж Пустовалова О.А. просит применить срок исковой давности в связи с тем, что к моменту обращения в суд трехлетний срок исковой давности пропущен.

Истцы Моисеева Л.П., Уваров А.Н., Шаршова А.И., Хлынов В.М., представитель Зинченко И.Г. возражают против применения срока исковой давности и считают, что срок исковой давности истцами не пропущен, поскольку правоотношения, возникшие между сторонами являются длящимися и обязательства по производству капитального ремонта ответчиком до настоящего времени не исполнены.

Судом установлено, что правоотношения, возникшие между сторонами по данному спору являются длящимися, поскольку обязанность по проведению капитального ремонта дома № ..... по <адрес>, возникшая у органа исполнительной власти - администрации г. Воронежа в период приватизации гражданами жилых помещений в указанном жилом доме, не исполнена до настоящего времени.

Кроме того, на протяжении длительного времени жильцы дома неоднократно обращались в различные государственные органы и инстанции с заявлениями по поводу неудовлетворительного технического состоянии их жилого дома, но до настоящего времени капитальный ремонт спорного жилого дома не произведен.

Таким образом, истцами не пропущен трехлетний срок исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Администрации городского округа г. Воронеж в удовлетворении ходатайства о применении срока исковой давности.

Исковые требования Бурчаковой Н.В., Уварова А.Н., Свиридовой Э.В., Моисеевой Л.П., Мешковой Н.В., Шаршова А.И., Хлынова В.М. удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию городского округа город Воронеж обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Скулкова Л.И.